Свитюкова Валентина
Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Все дети думают, чувствуют и видят по-своему.
Ж. -Ж. Руссо.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Исследовать, открывать, изучать –значит делать шаги в неизведанное и непознанное. А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Н. Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно –исследовательской (поисковой) деятельности. Учёный считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников : «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается». Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Публикация «Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями живой и неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
Организация работы поисково-исследовательской деятельности с детьми проводится по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами: живая природа, неживая природа, человек.
По теме «Живая природа» (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, их приспособление к окружающей среде) наблюдали с детьми за состоянием растений в зависимости от полива и сделали вывод, что растения без воды жить не могут. Провели опыт «Посев и проращивание семян», проверяли скорость таяния снега в зависимости от измерения температуры.
«Неживая природа»– изучают свойства предметов из дерева, пластмассы, резины, ткани.
В занимательных опытах и экспериментах выявляют свойства воздуха, воды, соли, снега, бумаги и т. д. Доказывают, что вода прозрачная, не имеет формы, запаха и вкуса. Выявляют материалы, которые взаимодействуют с магнитами, определяют свойства магнита. С интересом и увлеченно дети проводят опыты с мокрым и сухим песком.
По теме «Человек» (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений) закрепляют знания об органах чувств, их назначении (уши – узнавали различные звуки; нос – определяли запах; пальцы – определяли форму, структуру поверхности; язык – узнавали продукты на вкус).
Совместная познавательно – исследовательская деятельность взрослых и детей и самостоятельная детская деятельность организуется в разных формах:
– сюжетно-ролевая игра;
– рассматривание;
– наблюдение;
– беседа;
– экскурсии;
– конструирование;
– экспериментирование;
– исследовательская деятельность;
Одно из главных условий успешной организации познавательно-исследовательской деятельности это создание предметно-пространственной среды в группе. Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Неотъемлемая черта развивающей среды – эмоциональная насыщенность. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
Для этого в группе создали мини-лабораторию, где имеется необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности : лупы, песочные часы, ситечки, микроскоп и т. д. В книжном уголке подобраны детские справочники, энциклопедии, посвященные разной тематике, прекрасно иллюстрированные, имеющие хорошие, краткие и доступные детям информативные тексты, детская художественная литература. Разработана картотека заданий и упражнений, направленных на развитие у детей умения видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения. Создана картотека элементарных опытов, которые можно проводить детям самостоятельно и совместно с взрослым.
Первыми помощниками в решении задач по поисково-исследовательской деятельности являются родители. С этой целью проводятся родительские собрания, встречи, анкетирование, где выявляется степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и поддержании его познавательного интереса, консультации, в которых объясняется родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу, пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Оформляется информация для родителей «Как помочь маленькому исследователю?», «Занимательные опыты на кухне». В уголке для родителей постоянно действует рубрика «Поэкспериментируем!», в которой предлагаем различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов в домашних условиях.
Уже сейчас видны результаты работы. Дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить младшим детям некоторые закономерности в природе. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. Делятся своим маленьким опытом из практики о своих интересных открытиях.
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
Хотелось бы, чтобы все следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал".