Беляева Наталья Георгиевна
Детское экспериментирование как средство всестороннего развития старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Детское экспериментирование как средство всестороннего развития старших дошкольников
СЛАЙД 1 Добрый день, уважаемые коллеги.
Я представлю Вашему вниманию опыт работы по теме «Детское экспериментирование как средство всестороннего развития старших дошкольников»
Публикация «Детское экспериментирование как средство всестороннего развития старших дошкольников» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В настоящее время экспериментирование в ДОУ рассматривается как основной вид познавательно-исследовательской деятельности. При этом считается, что детская экспериментальная деятельность, наряду с игровой, претендует на роль ведущей деятельности ребенка в детском саду. Это положение нашло свое отражение в федеральном образовательном стандарте дошкольного образования.
Познавая окружающий мир, ребенок, стремится рассмотреть предмет, потрогать его руками, понюхать, постучать им. Но не всегда это возможно сделать в окружающей обстановке. Дети часто слышат нельзя, не трогай, вырастешь, узнаешь и т. д.
Ребенок закрывает свой любознательный мир от взрослых и действует украдкой, чтобы никто его не видел, тем самым, не зная об элементарной безопасности, вредит себе и окружающим.
В нашем детском саду есть удивительное место, где не надо прятаться, чтобы узнать ответ на свой вопрос – это лаборатория «Кота Учёного». Это отдельное помещение, в котором дети – «ученые» стали задумываться о свойствах окружающих предметов (всё имеет вес, плавает или тонет, о свойствах простых механизмов (как поднять груз, как передать движение, о таких физических явлениях, как замерзание воды, распространение звука в воздухе и в воде.
Слайд № 2
Наша лаборатория является частью комплекса естественно – научного направления, в который входит и музейная комната, и зимний сад. Слайд № 3
Современное германское оборудование лаборатории мобильно, что позволяет проводить эксперименты по ознакомлению дошкольников с элементарными представлениями в области физики, химии и биологии в любом месте детского сада : будь то прогулочный участок, музейная комната, зимний сад или группа. Она так и называется лаборатория в чемодане.
Весь этот естественно – научный комплекс позволяет ребенку – дошкольнику перейти в мир школы уже с определенным багажом знаний не только теоретического, но и практического характера.
Изучив оборудование, я провела диагностику по методике Л. Н. Прохоровой, которая показала недостаточный уровень заинтересованности экспериментальной деятельностью детей старшего дошкольного возраста. Это меня подтолкнуло составить дополнительную общеразвивающую программу «Юный Эйнштейн» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель Программы: развитие навыков работы в исследовательской лаборатории на современном оборудовании, поддержание интереса к исследованиям, открытиям, помощь в овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечение становления мировидения ребенка, его личностный рост, познавательное развитие.
Задачи представлены на слайде № 4.
Реализация программы «Юный Эйнштейн» осуществляется через непосредственно образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. В ходе работы по данной программе были достигнуты следующие результаты:
- дети интересуются окружающим миром и через различные эксперименты делают умозаключения и выводы;
- проявляют мотивацию к проведению практических исследований, в том числе, в самостоятельной деятельности (на прогулке, в центрах самостоятельной активности, дома);
- проявляют инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения опытов, проверяют собственное предположение опытным путём;
- дети свободно общаются между собой, высказывают своё мнение по интересующей их теме.
Занятия проводятся один раз в неделю по подгруппам.
Слайд № 5.
С помощью теллурия детям легко объяснить, как происходит смена частей суток и времён года.
Взвешивая предметы, дети пришли к выводу, что масса не зависит от размера предмета, а зависит от материала, из которого он сделан.
Применение интерактивной доски позволяет сделать занятия с детьми более интересными, наглядными и увлекательными, позволяет нам моделировать различные ситуации и наглядно видеть процесс прорастания семян, размножение микробов, могут увидеть, как необычно выглядят под микроскопом окружающие предметы (каменный уголь, осенний лист).
Во время проведения эксперимента, придерживаюсь четкой структуры, а для положительной мотивации деятельности дошкольников использую различные стимулы, представленные на слайде № 6.
Так, например, во время изучения темы «Свойства воздуха» кот Ученый принес в лабораторию шкатулку. Слайд № 6.1 Дети удивились, что в ней ничего не было. А в конце занятия пришли к выводу, что она не пустая, а заполнена воздухом.
Так же мотивом к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию использую игровую деятельность. Даю задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени дидактической игрушки Кота Ученого Слайд № 6.2 или Незнайки. Слайд № 6.3. Эти герои «участвуют» в экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные объекты исследования. Кот Ученый это хозяин лаборатории, очень умный и дружелюбный, но не любит шума и баловства и всегда приносит детям интересные и трудные задания. Незнайку наоборот нужно всему учить, все ему объяснять и доказывать.
Поэтому во время экспериментирования дети учатся не только задавать вопросы: "Как это сделать?", но обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если…", при этом объясняя, доказывая, сравнивая, находя сходство и отличия.
Слайд № 7
Детям особенно интересны эксперименты с использованием электронного микроскопа, лабдиска, теллурия, интерактивной доски.
Слайд № 8
Практически после каждого опыта в лаборатории я видела, что детям хочется поделиться впечатлениями с родителями, друзьями. Они с удовольствием высказывали свои мысли, что подтолкнуло меня к созданию книги «Серьёзная книга весёлых экспериментов»
Особое внимание уделяю вовлечению родителей в совместную деятельность. Они с удовольствием со своими детьми участвуют в исследовательских проектах: «Лук - наш добрый друг», «От семечка до ягодки», «Удивительный камень».
Провожу мастер-классы для родителей, пытаясь объяснить им, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, не торопиться давать ребенку готовые ответы, предоставлять ему возможность самому подумать о причинах того или иного явления.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.
Слайд № 9
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, что детское экспериментирование способствует всестороннему развитию детей.
Слайд №10
В результате организованной работы мною составлены консультации для родителей, разработаны рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, создана мини-библиотека с материалами для проведения различных экспериментов в домашних условиях. Весь материал оформлен в методические сборники, и успешно применяется коллегами в практической деятельности.
Благодарю за внимание!