Надежда Аширова
Детское экспериментирование как средство формирования привычки к здоровому образу жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Детское экспериментирование как средство формирования привычки к здоровому образу жизни.
Аширова Н. Х. воспитатель МБДОУ «Лямбирский
детский сад №3 комбинированного вида»
Фундамент активного здорового долголетия закладывается в период дошкольного возраста. Поэтому растет необходимость в разнообразии средств физического воспитания, пропаганды здорового образа жизни. Большое значение приобретает приобщение детей дошкольного возраста к осмысленному желанию заняться здоровым образом жизни.
Публикация «Детское экспериментирование как средство формирования привычки к здоровому образу жизни» размещена в разделах
Но, к сожалению, в нашем обществе в настоящее время происходит снижение здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает.
Проведенные учеными исследования показывают: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним; осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную ориентировочно исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Поэтому в процессе образовательной деятельности ставлю следующие задачи:
- Овладение навыками самооздоровленияпосредством экспериментирования.
- Формирование мотиваций на здоровый образ жизни и соблюдение основных принципов жизнеобеспечения.
- Осознание детьми понятия «здоровья» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
- Осуществление познавательного развития детей в процессе экспериментальной деятельности.
- Формирование знаний из области анатомии, физиологии и гигиены человека.
- Развитиенаблюдательности, умения описывать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи в процессе экспериментальной деятельности.
- Воспитание стремления детей к самостоятельномудобыванию знаний.
- Привитие навыков гигиены, оказания первой медицинской помощи, развитие умения предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников.
Решение этих задач организую на занятиях по ознакомлению детей с человеческим организмом при помощи дидактических игр, самомассажа, водных процедур, специальных оздоровительных игр, при работе с природным материалом, с помощьюмузыкальной терапии, закаливающих мероприятий, в работе с родителями, со специалистами.
Основой моей работы считаю исследования Н. Н. Подьякова, которые в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования и имеет два основных вида поисковой деятельности дошкольников:
• Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как её полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижений. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности свои интересы, свою волю.
• Второй вид организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуаций, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает результаты, которые были заранее определены взрослым.
В своей работе я ориентируюсь на становление мотивационной сферы гигиенического поведения ребенка, реализацию усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Я считаю, что ребенок,изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Я организую экспериментальную деятельность и предлагаю интересные задания для детей, побуждаю их к творческому поиску, ведь детское экспериментирование располагает большими возможностями для формирования доказательной речи у старших дошкольников. Оно позволяет наглядно проследить зависимости разного рода, установить логические связи, выделить существенные признаки, свойства объектов, учит детей делать выводы. Это позволяет подготовить детей к школе способных к творческому решению задач, проблем, способных к смелым высказываниям, предположениям, поиску путей решения выхода из сложных ситуаций.
Наглядные иллюстрации и опыты, которые я использую в образовательной деятельности, помогаютформировать представления о строении человека, объяснить дошкольникам понятиео том, чтотакое кровь, как она течет в человеке, для чего нужны легкие, куда поступает пища, почему можно себя плохо чувствовать и т. д. Добытые в процессе экспериментальной деятельности знания, дети применяют в повседневной жизни.
Теме строения организма человека отдано много внимания. Дети посредством опытов и экспериментов изучают свой организм, через приключения любимых героев узнают все новые и новые факты. Например, для того чтобы обозначить воздух, вдыхаемый человеком, потребуется хитрость. Для этого надо дуть через соломинку на воду в стакане. Увиденные пузырьки наглядно показывают, как происходит процесс вдоха-выдоха.
Особой темой для изучения стала проблема с самочувствием. В процессе образовательной деятельности дети узнают, почему при болезни или травме нужно обращаться к врачу или ехать в больницу, почему во время заболевания притупляется чувство голода, и слабо работают вкусовые рецепторы. Полученные знаниядети закрепляют в сюжетно – ролевых играх «Больница», «На приёме у врача», «Скорая помощь». Педагог подает идею, а дети подхватывают ее, «доразворачивают» до события.
Работа с детьми по формированию привычек к здоровому образу жизни строится в направлении личностно ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждает их к творческому отношению при выполнении заданий; занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и др., необходимыми для развития навыков ребенка.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую деятельность.
В заключении хочу сказать, что детское экспериментирование влияет :
- на формирование позитивного самосознания у детей, ценностного отношения к собственной жизни и жизни другого человека, на развитее свободной, здоровой личности, обладающей мышлением, чувством собственного достоинства и уважения к людям, на воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- формированию знаний о человеческом организме соответствуют развитию интеллектуальных возможностей детей, конкретности их мышления, опоре при изучении нового на наглядность, чувства, ощущения;
- воспитанию интереса у детей к здоровому образу жизни, от решения которой зависит всестороннее гармоничное развитие ребенка.
Литература:
1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ТЦ «Учитель» 2004.
2. Дэвус С., пособие «Мое тело: от макушки до пяток», изд. Манн, Иванов Фербер, 2013.
3. Князева О. Мои помощники //Дошкольное воспитание- 2005.- №3.
4. Иванова А. И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. ТЦ «Сфера», 2005.
5. Здоровьесберегаюая система дошкольного образовательного учреждения : модели, рекомендации, разработки занятий/ авт. -сост. М. А. Павлова, М. В. Лысогорская – Волгоград: Учитель, 2012.-186с.
6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации / Под общ. ред. Прохоровой Л. Н., 2 изд., испр. и доп., АРКТИ, 2004.
7. Успенская Н. Познай себя // Ребенок в детском саду. - 2006.- №6.
.