НАТАЛИЯ ЛАСУКОВА
Детско-взрослый образовательный проект «День рождения Деда Мороза»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «День рождения Деда Мороза».
Цель проекта : развитие познавательного интереса детей посредством расширения и обогащения представлений о праздновании Дня рождения Деда Мороза.
Задачи проекта для детей :
Образовательные :
Публикация «Детско-взрослый образовательный проект „День рождения Деда Мороза“» размещена в разделах
1. Стимулировать детей самостоятельно получать знания об истории происхождения Дня рождения Деда Мороза, и традициях его празднования.
2. Продолжать знакомить детей с содержанием литературных, художественных и музыкальных произведений, дидактических игр, связанных с этим днём и возможностью использования их в разных видах детской деятельности.
Развивающие:
1. Способствовать развитию познавательного интереса детей к культурным традициям родного края – Дню рождения Деда Мороза
2. Развивать познавательно речевые и музыкально-творческие способности детей, внимание, память, наглядно – образное мышление, мелкую моторику рук в продуктивной и самостоятельной деятельности детей.
3. Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости и социальной восприимчивости в связи с праздничной датой зимнего волшебника.
Воспитательные:
1. Воспитывать потребность поздравить с Днём рождения сказочного волшебника – Деда Мороза и порадовать его подарками, выполненными руками детей и взрослых.
2. Способствовать формированию доброжелательного отношения в коллективе, воспитанию интереса к сотворчеству взрослых и детей.
Задачи проекта для родителей :
1. Повысить компетентность родителей в вопросах культурно - нравственного воспитания детей.
2. Способствовать укреплению детско-родительских отношений в процессе познавательной деятельности и ознакомления с произведениями искусства разных жанров.
Задачи проекта для педагогов :
1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов посредством включения регионального компонента в образовательную деятельность.
2. Способствовать развитию единения педагогов, детей и родителей (законных представителей) в процессе реализации проекта.
3. Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.
Паспорт проекта.
Вид проекта : познавательно - творческий.
Продолжительность: средней продолжительности.
Участники проекта : дети старшей группы №5 «Веснушки», воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители (законные представители) воспитанников.
Срок реализации: ноябрь – декабрь.
Непосредственно - образовательная область : познавательное развитие.
Интеграция с образовательными областями : речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Вид детской деятельности : познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора, продуктивная, двигательная.
Актуальность темы.
Праздники не просто вносят радость в наши дома. Они задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к духовной и культурно – исторической традиции нашего народа. Детскому восприятию праздника присуща удивительная особенность. В памяти остается незабываемое впечатление радости, волнения, ожидания чуда, и дивное преобразование привычной среды дома, и само изменение расписания будничного строя жизни, и незабываемый цвет, вкус, аромат праздника. Именно впечатление – эмоциональный смысловой отклик сердца сохраняется в душе на долгие годы.
Дед Мороз – сказочный волшебник, символ любимого праздника Нового года, он всегда дарит подарки. Интересно знать, а дарят ли подарки зимнему волшебнику? Есть замечательный повод отблагодарить самого доброго волшебника - ну, конечно же, день рождения!
Для каждого человека день рождения является важным событием в их жизни. Пожалуй, нет другого праздника, который бы отмечался с такой заботой и добротой, таким богатством обычаев и традицией. Именно этот праздник воспитывает людей жить в любви, доброте и внимании. В этот праздничный день принято поздравлять, петь песни, танцевать, играть в любимые игры, дарить подарки.
Но никто никогда раньше не задумывался о том, есть ли у Деда Мороза День рожденья, празднует ли его великий детский волшебник?
Детство – самый светлый и беззаботный период жизни человека. Оно неразрывно связано со сказкой, которая в лёгкой форме учит детей самым простым и важным человеческим качествам – доброте, честности, справедливости, умению действовать сообща. Ах, как было бы чудесно и нам окунуться в мир волшебства, испытать минуты радости от встречи с Дедом Морозом, порадовать его подарками, прочитать стихи, исполнить песни.
Но самое главное, а как «зажечь» в сердцах детей огонек желания узнавать о празднике главного зимнего волшебника из альбомов, книг, просмотра сказок, песен о дне рождения Деда Мороза, рассказов взрослых и в кругу семьи. Этому может способствовать детско-взрослый познавательно - творческий образовательный проект «День рождения Деда Мороза». Участие детей в проекте позволит максимально развить познавательный интерес, обогатить знания и представления детей старшего дошкольного возраста о народной культурной традиции празднования дня рождения зимнего волшебника на основе изучения книг, песен, просмотров видеороликов, встреч и общения с взрослыми.
Организация проекта.
1этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы, создание комфортной развивающей среды.
Проблема исследования.
Заполняя в ноябре месяце календарь наблюдений, педагог поинтересовалась у детей, что за необычный день сегодня? Воспитанники очень удивились, что этот день был не простой, а праздничный. Мы, воспитатели, столкнулись с тем, что многие дети не знали, почему он является праздничным днём.
Отсюда возник вопрос: «Какой праздник отмечают сегодня?» Детям стало очень интересно, и они решили узнать об этом дне, как можно больше. - Как называется этот день?
- Кто и как его отмечает?
Гипотеза исследования.
Если дети и их родители узнают, что этот день не простой, а праздничный, то у них появится желание выяснить, что это за необычный день (День рождения Деда Мороза, где и как он его отмечает. В соответствии с проблемой и гипотезой исследования, дети с помощью воспитателей и музыкального руководителя поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:
1. Узнать, где живёт Дед Мороз?
2. Как возникла традиция празднования дня рождения в его вотчине в Великом Устюге.
3. Узнать дополнительные сведения об этом праздничном дне.
Методы исследования:
1. Наблюдение.
2. Поисковая работа детей совместно с педагогами, музыкальным руководителем и родителями.
3. Практическая работа.
Результаты исследования:
• Наглядно – дидактический материал (предметные картинки, иллюстрации, новогодние открытки) в рамках проекта.
• Детская художественная литературы и публицистическая о празднике – День рождения Деда Мороза.
• Аудио записи песен, видеороликов о празднике – день рождения Деда Мороза.
• Мультфильмы про Деда Мороза.
• Презентации: «Великий Устюг – родина Деда Мороза», «Кто такой Дед Мороз?».
2 этап. Организация исследования в рамках проекта.
Этапы Содержание деятельности
Организационный
• Сбор, анализ и систематизация информации по теме проекта.
• Подбор литературного и музыкального материала (песни, хороводы, танцы, игры)
• Создание развивающей предметно пространственной среды по теме (познавательный материал по теме, фото, иллюстрации, картины с изображением Деда Мороза, его резиденции в Великом Устюге)
• Подборка коммуникативных игр в соответствии с возрастом детей.
• Видеоролики по теме.
• Написание сценария утренника.
Практический
Организованная деятельность педагогов с детьми:
• Чтение художественных произведений: «Любимая сказка Деда Мороза» Н. Попова, сказка «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака, русская народная сказка «Морозко», «Дед Мороз и лето» В. Берестова. Беседа по прочитанным произведениям.
• Беседы: «Кто такой Дед Мороз?», «Как зовут Деда Мороза в разных странах», «Кругосветное путешествие Деда Мороза» (знакомство с картой и глобусом, «Как отмечает день рождения Дед Мороз»
• НОД (речевое развитие) «Когда придумали Деда Мороза», «Традиция праздника – день рождения Деда Мороза».
• Заучивание стихотворения «Здравствуй, Дедушка Мороз» А. Усачева, «Улицей гуляет Дедушка Мороз» С. Дрожжина, «Дед Мороз» Е. Тараховской, загадки про Деда Мороза.
• Художественное творчество: «Портрет Деда Мороза» (рисование, «Елочка пожеланий к праздничному дню» (рисование с элементами аппликации, «Подарок для Деда Мороза» (рисование, «Терем Деда Мороза» (конструирование, «Коврик для комнат терема» (лепка).
• Мастер – класс: 3Д открытка для Деда Мороза «Поздравительная открытка» (аппликация с элементами рисования,
• Головоломки от Деда Мороза : «Обведи снеговиков», «Найди отличия», «Выложи снежинку из счетных палочек», «Найди пару», «Собери картинку».
• Рассматривание фотографий, рисунков, предметных картинок с изображение Деда Мороза.
• Просмотр мультфильмов: «Дед Мороз и лето», сказка «Двенадцать месяцев», «Когда зажигаются елки?».
• Просмотр видеороликов: «День рождения Деда Мороза», «В гостях у Деда Мороза», «Резиденция Деда Мороза в Великом Устюге».
• Просмотр презентаций: «Кто такой Дед Мороз?», «Великий Устюг – родина Деда Мороза».
• Музыкальный материал: «Российский Дед Мороз» А. Варламова (слушание, «Шел по лесу Дед Мороз» Н. Вересокиной (игра, «Здравствуй, Дедушка Мороз» В. Семёнова, «День рождения» Д. Львова – Компанейца, «Тихая песенка» Е. Жарковского, «Самый лучший в мире дед» Л. Мочаловой, «Паровозик в огоньках» Т. Богач, «Выпал первый снег» О. Воеводиной (игра, «Побежали парами скорей» А. Берлякова (игротанец, частушки.
• Сюжетно – ролевая игра: «Накроем на стол, к нам в гости едет Дед Мороз».
• Подвижные игры на улице: «Два Мороза»; «Берегись, заморожу»; игра «Каравай»; игра – ускорялка «Выпал первый снег», игра «Побежали парами скорей».
Взаимодействие с родителями.
• онлайн - консультация для родителей в группе ВК «День рождения Деда Мороза», «Почему Великий Устюг – родина Деда Мороза?», «Легенда про Деда Мороза».
• беседа с родителями: «Роль Деда Мороза в жизни ребенка»
• чтение интернет - информации об истории празднования дня рождения Деда Мороза, традициях праздника.
• чтение дома художественных произведений про Деда Мороза, заучивание стихов, загадок.
• групповой конкурс семейного творчества «Подарок для Деда Мороза»;
• просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев», «Морозко».
• творческая домашняя мастерская «Поиграем вместе с мамой».
Заключительный
Презентация результатов исследовательской деятельности детей и родителей.
1. Плакат «Елочка пожеланий».
2. Выставка детских рисунков «Портрет Деда Мороза».
3. «Резиденция Деда Мороза» - сюжетная выставка на окне.
4. Утренник «Новогодние приключения с домовёнком Кузей» (видеозапись утренника выставлена в образовательной группе ВК)
5. Награждение победителей за участие в групповом конкурсе семейном творчества «Подарок Деду Морозу».
6. Награждение победителя за участие в игре - викторине «День рождения Деда Мороза».
Вывод:
В результате работы над групповым познавательно – творческим проектом у воспитанников нашей группы, их родителей сформировались представления – о дне рождения Деда Мороза, как значимой дате. Дети познакомились с историей появления Деда Мороза и традициями празднования его дня рождения.
Мы уверены, что различные виды деятельности в рамках проекта обогатили знания детей, расширили их представления о зимнем волшебнике, новогодних чудесах и традициях. Кроме того дошкольники познакомились с достопримечательностью родного края – Великим Устюгом – Родиной Деда Мороза.
Дети продемонстрировали предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной и творческой инициативы, возможные способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Дети индивидуально проявили активность в разных видах деятельности.
Мы уверены, что отныне ребята знают, что день рождения Деда Мороза – 18 ноября. Что дарить подарки так же приятно, как и получать их.
И гипотеза наша, что 18 ноября – не простой, а праздничный день - день рождения главного волшебника нашей страны – подтвердилась.
Материально – техническая база:
• Наглядные пособия.
• Детские книжки.
• Методическая и художественная литература.
• Принадлежности для художественно–творческой деятельности (бумага, краски, карандаши, ножницы, пластилин и т. д.).
• Пособия для сюжетно – ролевых, подвижных, настольных игр.
• Магнитофон.
• Флешка с записями песен и видеороликов.
• Мольберт, настенная магнитная доска.
• Наборы иллюстрированных карточек по теме проекта.
• Комьютер и телефон.
Список используемой литературы:
1. Степанов Н. П. Народные праздники на Святой Руси. Москва издательство центр «Российский паритет» 1992 г.
2. Миханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. -М. : Детство – Пресс 2002г.
3. Шангина И. И. Русский народ. Будни и праздники. - М. : Искусство, 2004
4. Юдина Н. А. Энциклопедия русских обычаев. - М., 2004
5. Безматерных Т. В. Знакомство дошкольников 4–5 лет с традициями русского народа. "Вопросы дошкольной педагогики". — 2015. — №1.
6. Детство – Гид – сайт для родителей и педагогов.
7. https://www.maam.ru/