Анастасия Кузнецова
Детско-родительский проект «Семейная игротека «Заниматика«
▼ Скачать + Заказать документы
Математическое развитие дошкольников играет огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта — это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями в различных видах общения и деятельности, с учётом возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей детей.
Публикация «Детско-родительский проект „Семейная игротека „Заниматика„» размещена в разделах
Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. Чтобы сделать изучение математики более привлекательным и доступным мы используем на занятиях, в индивидуальной и самостоятельной деятельности игры, сделанные своими руками.
Однажды, знакомя ребят старшей группы с очередной новой математической игрой, у нашей воспитанницы – Емельяновой Дарьи, возникло желание попробовать придумать и изготовить свою игру дома. Так началась работа по реализации детско-родительского проекта – «Семейная игротека «Заниматика».
Цель: формирование элементарных математических представлений у ребёнка старшего дошкольного возраста через совместное создание с родителями семейной игротеки.
Задачи:
- повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах развития математических способностей детей;
- познакомить родителей с играми математического содержания;
- вовлечь родителей и ребёнка в процесс изготовления математических игр и в дальнейшую совместную игровую деятельность;
- объединить детей и родителей совместным выполнением интеллектуальных и творческих заданий.
Объект: математическое развитие ребенка в семье.
Гипотеза: совместное создание ребёнком и родителем семейной игротеки математических игр будет способствовать формированию элементарных математических представлений воспитанника.
Этапы работы над проектом:
- организационно -подготовительный (10 -12 марта);
- основной (15 -31 марта);
- заключительный (1 -7 апреля).
Ожидаемый результат:
- у родителей сформируется интерес к интеллектуально - познавательному общению с ребенком и навыки партнёрской деятельности, повысится компетентность в вопросах развития его математических способностей;
- у ребёнка повысится уровень математических представлений, сформируется интерес к самому процессу познания математики;
- эффективная организация взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй.
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Игра – основное и любимое занятие детей.
Можно выделить следующие особенности игры для развития дошкольников:
- игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, следовательно, это наиболее доступный метод взаимодействия с детьми;
- игра является эффективным средством формирования как личности дошкольника в целом, так и его морально-волевых качеств в отдельности;
- все психологические новообразования берут начало в игре;
- процесс игры способствует формированию всех сторон личности ребенка, что может привести к значительным изменениям в его психике;
- игра выступает важным средством умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.
Дидактическая игра – это игровой метод обучения, направленный на закрепление и систематизацию знаний, овладение способами познавательной деятельности не заметным для ребенка образом. Для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Дидактическая игра и игровые упражнения с использованием наглядного материала (с помощью схем, карточек, моделей, предметов) вызывают у детей интерес, облегчают и ускоряют процесс запоминания, формируют приемы работы с памятью и мышлением, которые в наглядной и доступной форме помогают детям запомнить сложный материал.
Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Родители являются первыми и лучшими друзьями для своих детей, они играют важную роль в участии игр с детьми. Лучшие игры те, которые родители изготавливают вместе с ребенком и в которые вместе играют, а не просто покупают игрушки и наблюдают со стороны.
На начальном этапе реализации проекта нашей главной задачей – задачей воспитателей, было обратить внимание родителей на роль игры в математическом развитии ребенка, сформировать у родителей умение организовывать игровую деятельность с детьми развивать эмоциональные связи с ребенком, позитивное общение, умение находить общие интересы и занятия. Нами были подготовлены следующие консультации: «Значение занимательного математического материала для всестороннего развития детей», «Не отрываясь от домашних дел. Математика - занимательная игра», памятка «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».
Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Изготовление и использование математических игр в условиях семьи способствует более прочному и осмысленному усвоению математических знаний ребёнком, обеспечивает эффективность переноса этих знаний в повседневную деятельность.
В ходе реализации детско-родительского проекта «Семейная игротека «Заниматика», Дашей и её мамой были изготовлены следующие дидактические игры, направленные на формирование математических представлений.
Д/и «Смайлики».
Цель: учить правильно, называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур; вырабатывать усидчивость и внимание.
Содержание.
• В коробку помещаются карточки с изображением смайликов.
• Каждый игрок получает рабочее полотно с изображенными на нем разноцветными смайликами.
• Далее ведущий вытягивает карточки из коробки, игра начинается.
• Вытянутую карточку с изображением смайлика озвучивает всем участникам игры.
• Если вытянутая карточка присутствует на рабочем полотне, то она закрывается.
• Победителем считается тот, кто первым закроет все смайлики на своём рабочем полотне.
Д/и «Составь число».
Цель: учить прямому и обратному порядковому счету в пределах 10. Совершенствовать знания о составе изученных чисел. Формировать умение представлять числа в виде суммы двух слагаемых (на основе наглядности).
Задачи:
• развивать представления о составе числа;
• закреплять умение соотносить число с цифрой;
• упражнять в умении раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее;
• побуждать детей находить разные варианты при составлении числа из двух меньших;
• развивать память, зрительное восприятие, внимание, уметь делать логические умозаключения;
• воспитывать интерес к играм математического содержания.
Д/и «Разноцветная волна».
Цель: научить решать логические задачи; учить зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Содержание.
Игровой набор содержит геометрические фигуры, которые отличаются по:
- цвету (синий, желтый, красный, зеленый);
- размеру (большой, маленький);
- форме (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники, овалы).
• Каждый игрок получает карточку с изображенными на ней фигурами, расположенными в определенной последовательности.
• Победителем считается тот, кто первым выстроит разноцветную волну по образцу.
Данный детско-родительский проект имеет огромную значимость, так как даёт возможность знакомить ребёнка с занимательной математикой, формирует элементарные математические представления у ребенка в условиях семьи посредством совместного создания и практического применения математических игр. Так в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, мы смогли приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, поспособствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.
Реализация данного проекта показала, что данный вопрос заслуживает всестороннего внимания, так как после проведенной работы у ребенка возросла познавательная активность, любознательность, а также познавательная потребность и побуждаемая ею познавательная деятельность. Приобщение дошкольника в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач.
В качестве перспективы нашей дальнейшей работы мы видим продолжение работы над пополнением семейной игротеки другими интересными играми, направленными на формирование элементарных математических представлений у ребенка в условиях семьи; привлечение других детей и их семей к реализации данного проекта.