Кинзерская Оксана Владимировна
Детско-родительский проект по финансовой грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕТСКИЙ МИР ЭКОНОМИКИ
Основная часть проекта
Постановка проблемы:
Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом –
Приучай его с детства заниматься трудом,
Чем он раньше познает, как хлеб достаётся –
Тем полезней ему будет в жизни потом!
Приобщение ребенка к миру финансово-экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Раннее разумное финансово-экономическое образование служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, его социализации.
Публикация «Детско-родительский проект по финансовой грамотности» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Создание условий для предпосылок формирования финансовой грамотности у детей, направленные на воспитание у ребенка бережливости, сформированности деловых качеств личности, рационального поведения в
отношении простых обменных операций, а также формирование у ребенка
правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему
стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и
взвешенные решения в будущем – это основные задачи, которые ставит перед собой современное образовательное учреждение.
Формирование предпосылок финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая
грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной
жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые
помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
Данный проект направлен на формирование у дошкольников начальных представлений о финансовой составляющей жизнедеятельности современной семьи, понимания материальной стороны окружающего пространства.
Проект имеет развивающую направленность, предназначен для детей
дошкольного возраста, включает в себя использование блочной системы, реализация происходит посредством различных видов детской деятельности и технологий, что способствует формированию предпосылок финансовой грамотности у дошкольников и социализации в обществе.
Цель проекта: Создание условий для формирования у дошкольников предпосылок финансовой грамотности и успешной социализации в современном обществе.
Задачи проекта:
• Образовательные: сформировать у детей понимание взаимосвязи между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость) и нравственными понятиями (бережливость, честность, экономность, щедрость). Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.).
• Развивающие: развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
• Воспитательные: содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых; воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.
Методы и формы работы:
Методы, повышающие познавательную активность:
• сравнение;
• метод вопросов;
• метод повторения;
• решение логических проблем.
Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний о мире:
• игровые;
• сюрпризы и моменты новизны.
Методы коррекции и уточнения представлений детей о мире:
• сравнительный анализ,
• оценка,
• разъяснение,
• воображаемая ситуация,
• совместный поиск выхода из ситуации,
• проигрывание положительных ситуаций.
Основные принципы проекта:
• от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
• принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
• принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;
• принцип доступности;
• принцип систематичности и последовательности;
• принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
Предварительный этап
В начале работы над проектом нами было проведено анкетирование родителей и детей. Цель: выявить заинтересованность родителей в формировании финансовой культуры их детей и степень заинтересованности детей к данной теме.
Для достижения положительных результатов и для заинтересованности родителей и детей данным проектом, был разработан план работы, изучена методическая литература, проведен анализ методов трех вопросов.
Методом «трех вопросов» были выявлены сильные и слабые стороны знаний детей по основам финансовой грамотности.
Для того чтобы создать условия для познавательной активности, на данном этапе, была организованна в группе предметно-развивающая среда таким образом, чтобы провоцировать детей на самостоятельный поиск информации и отображать ее в различных видах деятельности.
В группе был создан «Уголок финансов», где были размещены дидактическая игра «Семейный бюджет», Кубик Блума, картотека экономических сказок, валюта разных стран, картотека бесед по финансовой грамотности и многое другое. Был оформлен уголок ряжения для сюжетно-ролевых игр, где находятся костюмы врача, военного, пожарного, парикмахера и др. Благодаря игровой деятельности дети легко усваивают экономические понятия и моделируют жизненные ситуации. Также была создана творческая мастерская «Фантазеры», где были организованы выставки детских и детско-родительских работ.
Основной этап
Составлено тематическое планирование по проекту с родителями и воспитанниками.
В ходе проекта была организована деятельность воспитателей и родителей:
1. изучение опыта семейного воспитания;
2. консультации для родителей по основам финансовой грамотности для детей;
3. анкетирование родителей;
4. пополнение методической копилки по теме проекта, РППС;
5. индивидуальные беседы.
Также была организована совместная деятельности родителей и детей:
1. поделка «Моя копилка» из подручных материалов;
2. поход в магазин и банк;
3. создание своих денег;
4. создание буклета «Семейный бюджет»;
5. помощь детям в домашних заданиях (ответы на хитрые экономические вопросы, рассказ о любой валюте мира, придумать загадку по финансовой грамотности).
Заключительный этап
На данном этапе был проведен итоговый мониторинг родителей и детей.
Работа над проектом поспособствовала совершенствованию коммуникативных навыков, познавательных способностей у детей, позволило активизировать мышление, память, внимание, воображение, сформировать навыки коллективного творчества, взаимопомощи, сотрудничества.
Основная идея проекта заключается в создании условий в детском саду по формированию у дошкольников основ финансовой грамотности. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Трансляция опыта работы:
1. участие в конкурсе авторских дидактических игр на базе д/с (1 место);
2. участие в виртуальном образовательном марафоне (тема работы «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»);
3. презентация отчета по самообразованию;
4. участие в онлайн-олимпиадах по проектной деятельности, по финансовой грамотности (воспитатели).
Продукты проекта
На заключительном этапе была проведена игра-викторина по финансовой грамотности. Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Создана авторская дидактическая игра «Семейный бюджет». Цель: Формировать знания детей о доходах и расходах семьи. Воспитывать социально-нравственные качества.
Созданы картотеки: финансовые сказки, консультации для родителей, игры по финансовой грамотности для детей, сборник проблемных ситуаций, творческие работы детей.
Организовано участие детей и воспитателей в блиц-олимпиадах (онлайн) по финансовой грамотности. Цель: Проверить и закрепить знания детей по изученным темам. Проверить свой профессионализм.
Организованы выставки творческих работ воспитанников (копилки, новые деньги, аппликация). Цель: Развивать творческую активность детей, активизировать совместную деятельность родителя и ребенка.
Созданы буклеты «Семейный бюджет». Цель: Научить родителей и детей творческому подходу к домашним заданиям. Воспитывать уважение к друг другу при выполнении творческих заданий.