Приложение МААМ

Детско-родительский проект «Пять волшебных строк»

Валентина Николаевна Шошина
Детско-родительский проект «Пять волшебных строк»
▼ Скачать + Заказать документы

«ПЯТЬ ВОЛШЕБНЫХ СТРОК»

Вид проекта : информационно-практический, творческий, краткосрочный. Продолжительность проекта : с декабря 2019г. по январь 2020г.

Участники проекта : воспитанники подготовительной группы «Букварики», их родители, воспитатели, учитель-логопед.

Актуальность разработки проекта

Публикация «Детско-родительский проект „Пять волшебных строк“» размещена в разделах

Грамотная, эмоционально окрашенная речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Опыт работы со старшими дошкольниками с речевыми проблемами, анализ методической литературы показывают, что даже после пройденного курса речевой коррекции у детей с хорошими диагностическими показателями остаются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Поэтому часто даже на первый взгляд у благополучных первоклассников возникают проблемы в учебе. Трудности проявляются не сразу, а чаще всего во второй половине года, когда повышаются требования к скорости выполнения заданий и на первый план выходят умения анализировать информацию, выбирать главное, коротко и точно выражать свои мысли.

Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, мы пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные, которые способствовали бы совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматических категорий, связной речи дошкольников. Одним из таких эффективных методов развития детской речи, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейн.

Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное "добывание" знаний детьми. "Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму" - так гласит китайская пословица. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает - "присваивает" знания и опыт. В нашем случае, проект носит коррекционную направленность, то есть, участвуя в нем, дети упражняют свои речевые возможности, тренируют языковые навыки и умения.

Цель: Научить детей составлять синквейны и рассказывать их.

Задачи:

- Развивать у детей 6-7 лет образное мышление и память.

- Развивать способности резюмировать информацию; умения излагать сложные идеи, чувства короткой фразой.

- Обогащать понятийный запас.

- Обогащение словарный запас слов.

- Уметь выделять главную мысль с облачением в речевую форму.

- Уметь анализировать.

- Развивать культуры речи.

- Развивать гибкое нестандартное мышление у детей.

- Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.

Гипотеза: применение технологии синквейн в коррекционно-развивающей работе с детьми-логопатами будет способствовать успешной коррекции всей речевой системы, поможет поддержать детскую инициативу и творческие способности, создаст ситуацию для развития ребенка в целом.

Ожидаемые результаты:

использование синквейнов в работе с детьми коррекционной группы должно способствовать:

для детей:

-Расширению и активизации объема словаря.

-Формированию структуры значения слова.

-Развитию лексической системности и семантических полей.

-Развитию словообразования.

-Уточнению грамматического значения слова.

-Реализации умений и способностей.

-Активизации познавательной деятельности.

-Обучению синтезу, обобщению и анализу различных понятий.

-Развитию свободного творчества.

-Развитию образного мышления.

-Способности резюмировать информацию.

-Умению излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах

для родителей:

- положительная оценка деятельности ДОУ;

- готовность и желание взаимодействовать с педагогами;

- активизация педагогического потенциала родителей,

- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;

- овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка;

- чувство удовлетворенности от совместного творчества.

ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПРОЕКТА

Предварительное речевое развитие детей в рамках занятий (индивидуальных и подгрупповых) :

1. Закрепление:

- понятия «слово»

- понятий «неодушевленное – одушевленное»

- умения ставить вопросы к словам «Кто?», «Что?»

- представлений об обобщающих понятиях

- умения подбирать слова-признаки к словам –предметам, согласовывать их в роде, числе, падеже;

- умения выделять слова-действия в речи

- умения различать слова-предметы, слова-признаки и слова-действия

2. Упражнять в подборе слов-действий и слов-признаков к существительному

3. Формирование умения выделять в речи предлоги, понимать смысловые конструкции с ними

4. Знакомство с графическим изображением слов-предметов, слов-действий, слов-признаков

5. Закрепление:

- понятия «предложение»

- умения различать понятия «слово», «предложение»

- умение составлять схему предложения и наоборот, предложение с опорой на схему

1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Содержание работы Результат деятельности

Срок

Знакомство родителей с понятием «синквейн»

В начале предлагаем детям для прослушивания готовые синквейны, Систематизация дидактического и методического материала по теме проекта

1 декабря – 10 декабря

Разработка перспективного плана реализации проекта Определение этапов проекта, критериев оценки деятельности и эффективности работы

10декабря – 31 января

Синквейн –слово французское, в переводе означает «стихотворение из

пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой

Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи –хокку (хайку). Это маленький стих, состоящий из трех строк без рифмы, лирическое

стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.

Например:

На голой ветке

Ворон сидит одиноко.

Осенний вечер.

Синквейн, как и хокку, несет определенную и эмоциональную окраску. Составляя синквейн, каждый его составляющий реализует свои умения и способности.

Если синквейн составлен по правилам, то он обязательно получится эмоциональным.

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приемом, направленным на активизацию познавательной деятельности и развитие речи.

Создание синквейна предполагает умение детей пользоваться наглядно-графическим моделированием лингвистических единиц, в старших группах пользоваться умением печатать буквами, знаниями построения предложений, навыками послогового чтения и осознания прочитанного текста.

Для точного, полного выражения своих мыслей ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Коррекционная работа начинается с уточнения, расширения и дальнейшего совершенствования словаря по разным лексическим группам.

Дети знакомятся с понятиями «слово» :

-«слова-предметы»

-«слова-предметы неживые»

-«слова-предметы живые»

- «слова-признаки»

-«слова-действия»

Наглядно-графические схемы помогают детям быстрее усвоить эти понятия.

Работа строится по определенной схеме:

1. Называние слов-предметов живых

2. Называние слов-предметов неживых.

3. Постановка вопросов к каждому слову:

Кто это?

Что это?

Какой? Какая? Какие?

Что делает?

Что делал (а?

4. Добиваться от детей нескольких ответов (Самолет –летит, взлетает, приземляется, разгоняется, прилетает.)

5. Называть несколько признаков к предмету и угадывать что это? (рыжая, пушистая, шустрая, хитрая – лиса)

6. Нахождение слов по наглядно-графическим моделям (солнце, яркое, светит)

2 этап – практическая реализация проекта.

Работа с детьми Работа с родителями

1. Игры и упражнения на развитие ассоциативного мышления

2. Упражнение в составлении предложений разного типа

3. Знакомство с синквейном, в начале предлагаем детям для прослушивания готовые синквейны

4. Знакомство с алгоритмом составления синквейна

5. Знакомство с графическим изображением синквейна

6. Составление синквейна в конце изучения каждой лексической темы

7. Использование различных видов заданий для работы с синквейном:

- коррекция и совершенствование готового синквейна;

- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части

(«Определи тему синквейна», «Сломанный синквейн»);

- использование синквейна для составления загадок;

- составление короткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна

- составление синквейна по сказкам и небольшим рассказам

- игры соревновательного характера («Кто быстрей составит правильный синквейн», «Чей синквейн самый выразительный». 1. Анкетирование с целью выявления уровня компетентности родителей в вопросах развития связной речи детей

2. Консультации

-«Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи»

-«Сочиняем нерифмованные стихи вместе с ребенком»

3. Разработка памяток алгоритму составления синквейна

4. Выполнение еженедельных рекомендаций педагогов по составлению итогового синквейна в соответствии с темой недели

После того, как у детей сформируется представление о словах, обозначающих предмет, его признаки и действия (грамматическое значение слова, их представление подводим к понятию о предложении, его структуре.

Правила составления синквейна:

Первая строка – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, обозначающее предмет или действие, о котором идет речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка - обычно состоит из трех глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвертая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

После того как дети на

3 этап – заключительный

Дети сочиняют маленькие повествовательные рассказы по теме синквейна.

Содержание работы

Результат деятельности

Срок

Творчество детей и родителей записывается

К творческим работам дети готовят рисунки - иллюстрации Выпуск книжки – самоделки с синквейнами, сочинениями детей, иллюстрациями Конец января

Образцы детских синквейнов в рамках изучения лексических тем

Лексическая тема «Зима»

Зима.

Холодная, вьюжная.

Пришла, замела, насыпала.

Я люблю зиму.

Новый год.

Таким образом, закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения.

Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, мы пришли к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения. Речь детей с речевыми нарушениями характеризуется лаконичностью, сухой, лишенной образности, яркости, поэтому к концу года среди детей наиболее освоивших грамматическое значение слова было решено проведение занятий по составлению синквейна.

Методическая литература

1. Бородич А. М. Методика развития речи. 2-е изд. М. : Просвещение, 1981.

2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М. : АСТ, 2005.

3. Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.

4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М. : Просвещение, 1985.

5. Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р. Е. Левиной. М. : Просвещение, 1968.

6. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М., Просвещение, 2009.

7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения для руководителей и практических работников ДОУ/ авт. сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Ладога, М. Б. Зуйкова. 5е изд., испр и доп. М. : АРКТИ, 2010

Публикации по теме:

Краткосрочный детско-родительский проект «В гостях у Светофора» ВидеоКраткосрочный детско-родительский проект «В гостях у Светофора» Видео Актуальность Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшней день является одним из направлений деятельности каждого.

Детско-родительский дистанционный проект «Танцуем всей семьёй»Детско-родительский дистанционный проект «Танцуем всей семьёй» Детско-родительский дистанционный проект «Танцуем всей семьёй» Тип проекта: творческий, дистанционный, межгрупповой, краткосрочный Участники.

Детско-родительский проект «Как я провёл лето». Фотоотчет «Путешествие по Алтаю»Детско-родительский проект «Как я провёл лето». Фотоотчет «Путешествие по Алтаю» Вторые участники детско-родительского проекта «Как я провёл лето», семья Солодухина Кирилла представила фотоматериал о незабываемом путешествии.

Детско-родительский проект «Очумелые ручки» ДЕТСКО -_РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ШКОЛА МАСТЕРОВ «ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ» Актуальность проблемы: Развитие ребенка в его физическом и духовном становлении.

Детско-родительский проект «Сказки о главном»Детско-родительский проект «Сказки о главном» Педагогическое обоснование проектаСказка – один из самых популярных видов устного народного творчества. На протяжении многих веков она жила.

Детско-родительский проект «Скоро сказка сказывается»Детско-родительский проект «Скоро сказка сказывается» В конце подготовительной группы родителям предложили поучаствовать в проекте "Скоро сказка сказывается" Для этого они выбрали сказку, по.

Детско-родительский экологический проект «Чудо-бутылка»Детско-родительский экологический проект «Чудо-бутылка» Актуальность проекта: В нашей стране взрослых очень трудно привлечь к сортировке мусора, но если этому мы будем учиться с детства, то.

Детско-родительский экологический проект «Занимательные крышки»Детско-родительский экологический проект «Занимательные крышки» Актуальность У каждого из нас есть вещи, которые уже не нужны, но выкинуть которые – рука не поднимается. Я решил узнать, как переделать.

Проект детско-родительский «Расскажи мне о войне»Проект детско-родительский «Расскажи мне о войне» Уважаемые коллеги! Хочу вам, предложить детско-родительский проект моей воспитанницы Быстровой Марины и мамы Надежды Ивановны. Сколько.

Экологический детско-родительский проект «Растим огород на балконе»Экологический детско-родительский проект «Растим огород на балконе» Участники проекта: Забава А., воспитанница старшей группы «Родничок» и ее родители Михаил Михайлович и Ирина Игоревна. Руководитель: Абдулова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детско-родительский проект «Пять волшебных строк»
Опубликовано: 1 октября 2022 в 11:36
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детско-родительский проект «Пять волшебных строк»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Николаевна Шошина (УИ 3066187) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД