Яна Артымук
Детско-родительский проект «Наши ветераны-живая легенда»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
индивидуальный, исследовательский,
нравственно – патриотический
Тема: «НАШИ ВЕТЕРАНЫ-ЖИВАЯ ЛЕГЕНДА!»
Берегите, люди, ветеранов!
Их осталось мало среди нас.
Защитите, залечите раны.
В. Кайль
Авторы проекта : воспитатели: Быстрова Т. П., Артымук Я. А.
Публикация «Детско-родительский проект „Наши ветераны-живая легенда“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Проблема проекта : Война была очень давно, нас ещё не было на свете, даже не было ещё и наших родителей. Что такое война? Почему она произошла? Кто эти люди с орденами на груди? Молодое поколение очень мало знает о ВОВ, о таком чувстве, как героизм, о том, какой ценой завоёвывалось их право на счастливую жизнь. В детских садах и других учебных заведениях очень мало часов отводится изучению этого исторического факта в жизни нашей страны. А ветеранов ВОВ на земле становится с каждым часом всё меньше и меньше, скоро не кому будет рассказать очевидное, передать из уст в уста незабываемые события. Больше половины века прошло со дня начала Великой Отечественной войны 1941 года, давно отгремели звуки канонады. Дети войны стали дедушками и бабушками. Мир изменился. Но патриотизм – это чувство на века и столетия. Чтобы воспитать его крепким и непоколебимым, начинать надо с дошкольного возраста, самого сензитивного для формирования личности ребёнка, как будущего гражданина нашей страны.
К тому же, в свете требований ФГОС к ДО, педагогические работники должны создать условия для формирования основ патриотического сознания детей.
Пока живы очевидцы событий ВОВ, пока можно встретиться с теми, кто рискуя собственной жизнью, завоёвывал мирное небо над головой, нужно пользоваться такой возможностью. Любую минутку нужно использовать для общения с живыми очевидцами тех событий, помогать им, радовать, заполнять пустоту серых дней.
Гипотеза: чем больше дети будут знать фактов из военного прошлого нашей страны, чем богаче будет опыт общения с очевидцами этих событий, тем крепче будут основы патриотического сознания дошкольника, тем сильнее будет желание заботиться об оставшихся в живых ветеранах ВОВ.
Паспорт проекта
Вид проекта Познавательно-исследовательский,нравственно-патриотический.
Участники Дети, родители и педагоги
Место реализации проекта г. Новосибирск, МКДОУ д/с № 498, гр. «Тигренок»
Продолжительность Продолжительный
Сроки реализации Октябрь-декабрь 2019г.
Условия реализации Детский сад открытая система, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие детства в условиях семьи и детского сада
Среда реализации Развивающая предметно - пространственная среда, развивающие виды деятельности
Направления деятельности Практические действенное: организация образовательной деятельности воспитанников в форме совместной партнерской деятельности в соответствии с ФГОС ДО; повышение заинтересованности детей и родителей в выполнении общего дела, проявление творческих способностей, полноценном эмоциональном общении со всеми участниками
Приоритетная образовательная область Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей Социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие
Выход Экскурсия в музей педагогического университета
Оформление альбома «Наши ветераны», «Города-герои»,
«Дети герои ВОВ»
Выставка рисунков «Военная техника», «Война глазами детей»
Выставка военной техники (детские игрушки)
Конкурс чтецов тема «Дети и ВОВ»
Изготовление поздравительных открыток ветеранам ВОВ.
Презентация детских проектов «Ветеран живет рядом»
Вечер поэзии «Великая Отечественная Война» с участием родителей.
Цель проекта : формирование основ патриотического сознания дошкольников посредством общения с ветеранами ВОВ.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить знания детей о ВОВ;
2. Формировать представления о защитниках нашей Родины, их боевых заслугах;
3. Собрать интересные факты из жизни ветеранов ВОВ.
Развивающие:
1. Развивать любознательность;
2. Формировать желание самостоятельно узнавать интересные факты из жизни страны, ветеранов;
3. Формировать потребность быть полезным для пожилых людей;
4. Формировать чувство удовлетворения от своих благих дел;
5. Обогащать словарь дошкольников.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважение к своему народу, гордость за его заслуги перед Родиной;
2. Воспитывать желание проявлять заботу о ветеранах, оказывать им посильную помощь, принимать участие в досуге;
3. Воспитывать навыки коммуникативного общения.
Продолжительность проекта : среднесрочный – 3 месяца (октябрь, ноябрь, декабрь 2019 г.).
Тип проекта : детско-родительский, исследовательский, нравственно - патриотический.
Участники проекта : дети подготовительной группы, его родители, воспитатели.
Предмет исследования: семьи воспитанников, боевое прошлое и жизнь сегодня ветеранов.
Формы работы: беседы, НОД, продуктивная деятельность, экскурсия, посещение ветеранов на дому на дому, работа с родителями, чтение художественной литературы, заучивание.
Продукт проекта : альбом «Наши ветераны», Выставка рисунков «Война глазами детей», изготовление поздравительных открыток для ветеранов ВОВ,
вечер поэзии (стихи на военную тему, детские презентации «Наши ветераны».
Ожидаемые результаты по проекту :
для воспитателей:
- тесное взаимодействие с семьёй воспитанника;
- проведение работы по формированию основ патриотического сознания у воспитанников.
для ребенка:
- понимание того, какой вклад в победу над врагом в ВОВ внесли ветераны;
- осознание, что ветеранов осталось мало среди нас и им нужна поддержка и помощь;
- проявление интереса к историческим фактам;
- приобретение знаний об участниках войны в собственной семье;
- установление контакта и тесного взаимодействия с ветеранами ВОВ;
- формирование личностных качеств: основ патриотизма, чуткости, внимания, бескорыстия.
для родителей:
- проявление интереса к историческим фактам в жизни нашей страны;
- сотрудничество с педагогами;
- тесное взаимодействие с ребёнком;
- установление тесных контактов с ветеранами, шефство.
Место проведения проекта : г. Новосибирск, МКДОУ д/с № 498
Ресурсы: материалы мини – фото, иллюстрации, конспекты НОД, фото и документы семьи.
Диагностическая беседа:
1. ребёнку задаются вопросы, что он знает о ВОВ, о ветеранах;
2. показывают фото, иллюстрации и предлагают рассказать, что на них изображено (праздник День Победы, памятники г. Новосибирска, рода войск и т. д.).
Новизна проекта : данный проект позволил сблизить родителей, ребёнка, педагогов в достижении единой цели: формировании основ патриотического сознания будущего гражданина своей страны. Проект позволит семьям углубиться в историю, создать семейную родовую участников военных событий, а также проявить участие в судьбе других ветеранов ВОВ. Будут налажены контакты с ветеранами. Семья и детский сад получат много интересных фактов из их жизни. Будет проведена большая работа по посещению и оказанию помощи ветеранам, проведению совместного досуга.
Что мы знаем? Что хотим узнать? Где мы можем узнать?
Ветераны это люди, которые воевали на войне;
Ветераны были медсестрами, разведчиками, снайперами, танкистами, летчиками, моряками;
Работали ветераны на заводах и фабриках;
Долго воевали;
Воевали с немцами-фашистами;
Фашисты хотели захватить наши земли, дома, сделать нас рабами;
Люди отправляли на фронт письма, посылки, вещи, продукты питания;
На войне погибло много людей, взрослых и детей;
Ветераны – это наши герои;
На войне нечего было есть, было холодно в зимнее время;
В нашем городе есть много памятников героям ВОВ.
Как они воевали?
Где воевали?
Как вели борьбу с врагом?
В каких частях воевали?
Кто такие партизаны?
Где закончили войну?
Есть ли у них ордена и медали?
Были они на параде в Москве 9 Мая?
Что делали врачи на войне?
Как лечили солдат?
Какая у них была одежда?
Как разведчики добывали секретные материалы?
Как снайперы маскировались?
Что они ели на войне?
Как они согревались в холодное время года?
Почитать книги, журналы, энциклопедии;
Посмотреть в Интернете;
Посмотреть мультфильмы, фильмы;
Сходить в театр;
Съездить на экскурсию в музей;
При беседе с людьми, ветеранами, живущими рядом с нами.
Этапы проекта :
1. Целеполагание:
1. Определение темы, проблемы и актуальности проекта.
2. Постановка цели, задач.
3. Подготовка материала внутри группы.
4. Заинтересованность родителей, привлечение ребёнка.
5. Диагностическая беседа с детьми.
2. Планирование:
1. Составление плана мероприятий.
2. Обогащение содержания плана.
3. Сбор информации родителями, установление контакта с ветеранами.
4. Поиски критериев эффективности внедрения проекта.
3. Основной:
1. Обзор материалов в мини – музее группы.
2. Проведение НОД, бесед в группе.
3. Рассказ воспитателя о подвиге трижды героя советского союза маршала А. Покрышкина, солдата-поэта Б. Богаткова.
4. Рассматривание иллюстраций, фото.
5. Экскурсия в музей боевой славы города.
6. Вечер поэзии на военную тему.
7. Продуктивные виды деятельности.
8. Чтение художественной литературы.
9. Встреча с ветеранами
10. Оформление фото выставки «Война глазами детей»
11. Посещение ветеранов в домашних условиях.
12. Участие родителей в изготовлении макета
13. Подготовка презентации.
4. Заключительный:
Сбор информации о героях ВОВ в своей семье, создание альбома «Боевая летопись моей семьи», шефство.
Содержание проекта :
Реализация Тема Цель Ответственные
Социально – коммуникативное развитие Диагностическая беседа (в начале и по завершении проекта)
Рассматривание иллюстраций, фото, альбомов о Великой Отечественной войне Выявление имеющихся знаний
Формирование элементарных представлений о Воспитатели
Беседы по материалам мини – музея групп.
Встречи с ветеранами войны
Возложение цветов к Мемориалу погибших воинов
Беседы с рассматриванием фото из домашнего альбома
Экскурсии к памятным местам города, Посещение ветеранов, оказание им помощи, поздравление с праздниками
событиях ВОВ.
Воспитание уважения к ветеранам войны, гордости за их заслуги перед Отечеством.
Воспитание желания заботиться о них.
Формирование интереса к истории своей семьи. Воспитание гордости за своих родных. Воспитатели
родители
Познавательно – речевое развитие НОД на темы:
1. "Новосибирск– город – воин";
"Памятники г. Новосибирска"
«Рода войск в армии. Дивизии, участвующие в боях ВОВ Легендарная Катюша»;
2. «Ордена и медали – награды ВОВ»
3. «Люди, прославившие г. Новосибирск Уточнение представлений детей о событиях ВОВ и важности роли ветеранов в победе над врагом. Воспитатели
Рассказ воспитателя о подвиге Б. Богаткова, маршала А. Покрышкина.
Тематическая беседа «День Победы – почему весь мир празднует это событие?»
Беседа – рассуждение «Кому мы обязаны тем, что мы живём под мирным небом?»
Изучение семейных документов Уточнение представлений детей о событиях ВОВ и важности роли ветеранов в победе над врагом. Воспитатели
Родители
Художественно – эстетическое развитие Аппликация «Танк Т-34».
Рисование «Славные Защитники нашей Родины»
Рисование «Поздравительная открытка» Закрепление полученных знаний о ВОВ и подвиге народа. Воспитатели
Родители
Чтение
Заучивание Л. Кассиль «Твои защитники»,
Е. Благинина «Шинель», С. Баруздин «Шел по улице солдат»
Т. Белозёров «День Победы»
Н. Иванова «Что за праздник?» Воспитатели
Результат проекта :
За время проведения проекта у ребёнка :
Сформировались:
- Понятия о ценности подвига ветеранов в Великой Отечественной войне,
- Знания об исторических событиях военных лет;
- Основы патриотического сознания, гордость за подвиг ветеранов в Великой Отечественной Войне, желание заботиться и помогать ветеранам;
- Представления о Российской Армии - надежной защитнице нашей Родины.
Появились:
- любознательность;
- желание поддерживать дружбу с ветеранами и проявлять заботу о них.
Интерес к данному проекту стал зарождаться с мероприятий, проводимых воспитателями в детском саду. Потом инициативу поддержали родители. Они подключились к поиску сведений о причастности родных своей семьи к войне, принимали участие в мероприятиях города ко Дню Победы. Через свою активность они втянули и ребёнка. Он с удовольствием вовлекался во все виды деятельности: посещал ветеранов, сажал деревья, рассматривал фото, участвовал в выпекании торта, разучивал стихи. К концу проекта был подготовлен альбом, содержащий ценные факты не только для семьи, но и для истории. Проделанная работа дала положительный результат в познавательном, социальном развитии ребенка, в формировании его положительных качеств характера, а главное способствовала формированию основ патриотического сознания будущего гражданина своей Родины.
Список используемой литературы:
1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. - М. : УЦ «Перспектива», 2008. – 248 с. ;
2. Дошкольникам о защитниках отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва : Сфера, 2006. – 192 с. ;
3. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. Методическое пособие. - М. : ТЦ «Сфера», 20011. – 160 с. ;
4. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. - М. : Мозаика-Синтез, 2012г. ;
5. Новицкая М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва : Линка-Пресс, 2003. - 200 с;
6. Румянцева Е. А. Проекты в ДОУ : практика обучения детей 3-7 лет. -Волгоград: Учитель, 2014.