Низина Наталья
Детско-родительский праздник «День Филиппа»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Чебурашка» п. Алябьевский
Детско-родительский праздник
«День Филиппа»
(для детей и родителей подготовительной к школе группе)
Подготовили:
учитель – логопед Низина Н. М.
воспитатель: Овсянникова З. А.
2016г.
Цель: повышение родительской компетенции в обучении дошкольников через ознакомление с народным календарём.
Задачи
Познавательные:
Публикация «Детско-родительский праздник „День Филиппа“» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» июнь 2017
расширять знания и представления родителей и детей о народных календарных праздниках;
формировать интерес у родителей и детей к совместным видам деятельности, работе в команде;
активизировать и расширить словарный запас детей по темам: «Осень», «Зимующие птицы», «Народные приметы и поговорки»;
познакомить опытным путём с образованием инея в домашних условиях.
Коррекционно – развивающие:
развивать связную речь;
развивать мелкую моторику;
развивать фонематический слух
развивать познавательный интерес к экспериментированию;
Воспитательные:
формировать коммуникативные качества, умения работать и играть в коллективе;
воспитывать речевую активность;
стимулировать желания родителей познакомить детей с другими народными календарными праздниками.
Предварительная работа: изготовление «Инея» в домашних условиях, изготовление куклы- оберега
Оборудование: мультимедийная презентация для сопровождения праздника; предметные картинки птиц, обручи, раздаточный материал для изготовления куклы, шапка для домового, свиток с частушками
Ход праздника:
I. Организационный момент
Дети и родители в зале (дети стоят у экрана, родители и гости сидят)
Вед. Добрый день, весёлый час!
Рады видеть вас у нас!
Лог. Я спешу сказать вам: «Здравствуйте!»,
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Вед Я спешу сказать вам: «Благости!»,
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Лог. Я спешу сказать вам: «Радости!
Удач, успехов и везения!»,
Вместе: Чтоб пожелать всем в зале
Прекраснейшего настроения.
Логопед: Добрый день, уважаемые родители и дети. Сегодня мы с вами побываем на необычном празднике, каком, скоро узнаете.
- Показывает слайды с листками календаря с известными датами: 1 сентября, 31 декабря, 8 марта, 23 февраля?
Логопед: Что это за праздники, ребята? Назовите их
II. Вводная часть
- Внимательно посмотрите на слайд, назовите картинки, выделите первый звук в названии каждой картинки и составьте слово
- Выполнив это задание, вы узнаете, кому посвящён наш сегодняшний праздник.
Дети: Филипп.
Логопед: А что такое Филипп?
Дети: Имя.
Логопед: А чьё это имя?
Дети: Мужское или имя мальчика.
Логопед: Правильно. Но это ещё и очень редкое имя, в наше время детей с таким именем очень мало.
Логопед: 27 ноября по народному календарю – День Филиппа. Много примет и поговорок связано с этим днём, с некоторыми из них мы сегодня познакомимся на нашем празднике.
Ежегодно, в России 27 ноября отмечается народный праздник — «Филиппов День».
Этот день выпадал на начало Рождественского поста. В этот день было принято доставать первые соления из погребов и ям, а также из омутов в реке, где они хранились.
Начиная с этого дня в домах организовывались женские посиделки на которых,было принято теребить шерсть и прясть пряжу. Существовала примета на удачу, если пряжа скручивается легко, то и жизнь зимой будет легкой.
- А что ещё было принято делать в этот день, взрослые и дети узнаете на нашем сегодняшнем празднике
Основная часть:
Логопед: - Чтобы познакомиться с первой приметой, вам нужно отгадать загадки:
- Пока дети отгадывают загадки, родителям раздаются листочки с написанной 1-й приметой. Им нужно вычеркнуть повторяющиеся буквы, чтобы примета получилась правильной.
Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут её (сорока) (рассказ ребёнка о сороке)
Чик – чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это … (воробей) (рассказ Саша К. про воробья) слайд
Эта птица всем знакома – важно ходит возле дома, Кар – Кар – Кар вдруг закричит, и спокойно улетит. Очень хитрая персона, а зовут её(ворона) слайд
Я такая заводная, славная и озорная, по асфальту я хожу, вам я люди не служу. Гордой поступью шагаю, чёрный плащик надеваю, быстро весело скачу, Кар, Кар, Кар, всегда кричу. (Ворона) (рассказ ребёнка про ворону)
Вед. Сейчас и родителям и детям предлагаем поиграть в игру «Найди птице домик» у вас под стульчиками лежат картинки разных птиц, вы должны определить какая у вас птица и положить в свой домик для оседлых птиц красный обруч, для зимующих синий обруч, для перелетных желтый обруч (дети и родители берут свою картинку и кладут в соответствующий обруч) назовите перелетных птиц, зимующих птиц. (после игры вед подходит к обручу с оседлыми птицами)
Логопед: Мы услышали рассказы про птиц, и определили их домики. А ворона, воробей, сорока – это какие птицы?
Дети: Оседлые птицы.
Логопед: А о какой птице была последняя загадка?
Дети: О вороне.
Логопед: Молодцы! Теперь слово родителям для знакомства с первой приметой в День Филиппа.
Родители зачитывают получившуюся примету: Вороны каркают – к оттепели.
Вед: Ребята! А кто из вас знает, что такое оттепель, когда она бывает? (слайд
А вы знаете, что поздней осенью после оттепели в природе мы можем увидеть иней. Теперь послушаем Наталью Михайловну – нашу родительницу, она расскажет, что знает про иней (рассказ родителя)
Вед. Но иней можно увидеть не только в природе (см. слайд, но и получить его в домашних условиях Наталья Михайловна сейчас расскажет и покажет как они дома с Костей делали иней и что у них получилось. (показ результата)
Логопед:
Чтобы получить иней в домашних условиях, нужно:
Приготовить крепкий солевой раствор, налить его до середины банки; На карандаш закрепить нитку, а к концу нитки, привязать скрепку;
1. Погрузить нитку со скрепкой в солевой раствор, карандаш положить поперёк на края банки;
2. Банку поместить в тёмное место.
После проделанной работы, логопед показывает заранее приготовленный Иней.
Логопед: - Вот и 2-я примета в День Филиппа – На ветках обильный иней – к хорошим хлебам в будущем году.
Логопед: А теперь внимание на экран – кто это? (см. слайд)
Дети: Домовой!
Логопед: Правильно! А что вы знаете про домового?
На Филиппов день не забывают о домовом. Его угощают всевозможными закусками, и зовут домового на ужин. Согласно поверью, если он останется доволен вечерней трапезой, то натаскает много снега и накроет посевы, чтобы уберечь их от мороза.
- Сегодня к нам пришел в гости домовой и расскажет вам о себе
( Родитель в одежде домового рассказывает:)
Домовой — у славянских народов домашний дух, и хозяин покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных, плодородие.
Домовой, если любит хозяина или хозяйку, не причиняет им зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги. По общему поверью, живёт он по зимам около печи или на печи.
Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает о несчастье, караулит дом и двор. При переезде из одного дома в другой непременною обязанностью считают в последнюю ночь, перед выходом из старого дома, с хлебом-солью просить домового на новое место. Говорят, что домовой не любит ленивых. Если домовой не будет любить хозяина, то он начинает проказить.
- Я предлагаю поиграть в русскую народную игру
Игра «Домовой»
Дети, идут по кругу и поют песню:
- Кузя, Кузя домовой мы хотим играть с тобой,
Ты на месте повернись, влево, вправо наклонись
Приседай и вставай, да и нам заданье дай
Ты на печке не лежи, что нам делать покажи
(Все останавливаются и повторяют движения домового)
Домовой Когда я шел к вам в гости, приготовил для вас сверток, но где я его в пути потерял, пойду, поищу и вернусь. (уходит)
Вед. Традицией русского народа было изготовление тряпичных кукол. И к Филиппову дню женщины изготавливали традиционную куклу – оберег. А кто знает, что такое оберег?
Оберег – это омулет или волшебное заклинание, которое спасает человека от различных опасностей.
Таких кукол - оберегов было много. Слайд (кукла- десятиручка – помогала девушкам в хозяйстве; Кукла – зернушка – символизировала достаток в доме; кукла – пеленашка -
Рассказывает родитель: Была еще кукла – колокольчик – кукла добрых вестей. Звон колокола оберегал людей от страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет круглообразную форму, а сверху напоминает солнышко. У куколки три юбки, и счастье у людей складывается из трех частей. Если телу хорошо – душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.
- Эта кукла веселая, задорная приносит в дом радость и веселье, оберег хорошего настроения.
Даря колокольчик человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение
Я предлагаю сделать для своего дома куклу – колокольчик.
- Посмотрите, что лежит у меня на подносе. Это разноцветные лоскутки)
- Скажите, из чего они сделаны? (из ткани)
Какие красивые у вас получились куклы!
Вед. Теперь слово родителям, какая же 3-я примета существует в День Филиппа?
Кто то из родителей читает. :
Этот день благоприятен для шитья новой одежды. На старой же одежде уместно сделать вышивку красным шёлком.
Заключительная часть!.
Домовой: Нашел я свой сверток, давайте посмотрим, что в нем (записка в свёртке)
- В этот день принято угощать домового.)
Логопед: Ребята, давайте, и мы последуем этой примете и тоже подарим домовому подарки - в этот день приходит пельменная пора. Всю зиму мешками лепили пельмени и хранили их прямо на морозе. Но не ели, потому что строго соблюдали пост. А вот в Филиппов день ими объедались
А давайте сейчас в подарок домовому, исполним частушки о пельменях.
(раздать частушки родителям)
1. Как пельменная пора
На Филипповку пришла.
Пельмешки все ели,
Ртов не пожалели.
2. Сидит Ванечка родной
Под зелёною сосной.
В дудочку – рожок играет,
На пельмени созывает.
3. Эх, пельмени мои,
Пельменёчки мои.
Сварилися, уварилися,
Были мёрзлые,все замёрзлые
Теперь тёпленькие, разгоряченькие!
Вед. В Филиппов день было принято веселиться, петь и танцевать, и мы вас приглашаем на руссукую пляску.
Русская пляска родителей и детей.
Вед:!Ребята мы надеемся, вы сегодня вместе с родителями узнали много нового и интересного. И будете продолжать интересоваться народными праздниками, о которых мало кто знает.
- Какие приметы вы запомнили на день Филлипа?
Логопед. Закончился праздник,
Закончилась встреча,
Настал расставания час.
Мы все чуть устали,
Но нас согревали
Улыбки и блеск ваших глаз.
- Спасибо всем за доставленную радость и общение! До новых встреч!
П Р И Л О Ж Е Н И Я
Рассказы о птицах
1. Воробей — маленькая бойкая птичка. Спинка у воробья коричневая, с широкими продольными черными полосками. Хвост и крылышки темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло — черные, а вот голова серая. Воробей — проворная птица, не боясь прыгает возле ног человека, клюет из собачьей миски, подбирает крошки, семечки, зернышки. Он везде хорошо приспосабливается к привычкам человека. Поют воробьи «чик-чирик
2. Сорока ростом немного побольше галки. В народе ее называют белобока. Яркая черно-белая окраска и длинный, с зеленым отливом хвост позволяют легко узнать эту птицу. У тому же она обычно громко стрекочет. Осенью сороки собираются в небольшие стаи, летают по садам и паркам, угощаются ягодками рябины, боярышника и облепихи. От нас она не улетает зимой, а перебирается поближе к людям.
3. Ворона – это крупная птица. Тело ее покрыто перьями. Голова, клюв, шея, крылья, хвост и лапы у вороны черного цвета, а спинка, бока и грудка – серого. По земле птица прыгает на двух лапах или перелетает с места на место в поисках пищи. Кричит ворона очень громко: «Кар!» Живут стаями, так им легче прокормиться. Едят вороны, все что найдут. Еду себе находят даже на свалках. Вороны могут жить в лесу и в городе, но ближе к зиме селятся рядом с людьми, поближе к еде. Ведь они на зиму не улетают в теплые края.
Приложение №1
Приложение №2
увуоуруоунуыу кваврвквавювтв – ыкы остстсеспсеслсис.