Ольга Першина
Детско-родительские отношения и песочная терапия
▼ Скачать + Заказать документы
Детско - родительские отношения и песочная терапия
Детско-родительские отношения являются важным фактором личностного развития ребенка. Между поведением родителей и детей существует сильная зависимость: принятие и любовь порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют гармоничному развитию личности, явное отвержение ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию. Поэтому в психологической коррекции нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.
Публикация «Детско-родительские отношения и песочная терапия» размещена в разделах
- Арт-терапия. Консультации
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходят отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития. Это один из психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через работу с образами личного и коллективного бессознательного
Песочная терапия вначале использовалась, прежде всего как игровая среда для детей, но в последнее время она становится методом, который применяют и в работе с взрослыми, парами, семьями.
Песочная терапия является как терапевтическим, так и прекрасным диагностическим методом. Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии клиентов (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции). В ходе сессий ребенок или взрослый создаёт свой собственный мир из песка и миниатюрных фигурок. В ходе игры с песочницей психолог может наблюдать за формированием внутрисемейных альянсов и видеть, кто из участников игры какие фигуры выбирает. Благодаря этому он может использовать определенные интервенции для того, чтобы разрушить одни альянсы и усилить другие, а также прийти к более объективному представлению о семейных отношениях. В процессе игры с песочницей хорошо проявляются неосознаваемые переживания членов семьи, которые затем могут стать предметом специального обсуждения и анализа.
Возможности песочной терапии очень обширны. Данный метод позволяет:
• Выразить переживания, которые трудно сформулировать словами.
• Проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне.
• Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения.
• Открыть внутренние резервы для разрешения трудностей.
• Пробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов.
• Изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе.
• Способствует регрессу клиента к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения.
• Служит дополнением к другим методам психологической работы.
Песочная игра – это самый простой и легкий способ для ребенка выразить свои переживания, выстраивать отношения. Каждая фигурка появляется в песочной композиции не случайно, она выражает наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли. Малыш играет в то, что у него «болит».
Таким образом, проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка.
При работе с детьми часто вводятся правила, которые не нужны при работе со взрослыми, ограничивается или увеличивается время сессии песочной терапии, допускается или специально организуется присутствие родителей или значимых взрослых на занятии.
Требования к песку для песочницы с детьми
Песок для детской песочницы должен быть сертифицированным. Его необходимо промыть, прокалить в духовке или прокварцевать. Эту процедуру делают не реже одного раза в 3-4 месяца. Желательно обновлять песок в песочнице один раз в год.
Коллекция миниатюрных объектов
Для песочной терапии должен быть большой выбор миниатюрных объектов, т. к. фигурки будут символами сознательных и бессознательных процессов клиента. Кроме миниатюрных фигур в кабинете желательно иметь следующие материалы: ткань, нитки, тесьма, глина, пластилин, цветная бумага, маркеры, чтобы клиент мог создать свой объект, создать, то чего нет в коллекции.
Символизм ландшафта песочной картины.
Ландшафт в песочном пространстве символизирует карту клиента. Это могут быть горы, равнины, реки, моря и океаны, дороги, леса и т. д. В момент построения мира клиент может погрузиться в легкое трансовое состояние, фокусируясь на своей проблеме и выходе из проблемной ситуации. Ландшафт показывает, какой путь выбрал себе человек, как он будет его проходить. В песочной терапии при работе с клиентом можно использовать сказки, легенды, мифы, притчи. Которые подбираются в зависимости от проблемы клиента. Сюжет должен быть понятен клиенту не зависимо от возрастной группы - ребенок это или взрослый человек.
Опыт применения песочной терапии в рамках работы психолога показывает, что данный метод является эффективным в коррекции детско-родительских отношений. Работа с песком, моделирование «миров» в песочнице развивает личность всех участников процесса. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песочная терапия - это уникальная возможность не только исследовать детско-родительские отношения, найти причины возникновения конфликтов, но и создать ресурс для их преодоления.
Литература
1. Войнова Алена «Песочное рисование», Изд. : Феникс, 2014А
2. А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторова «Практический психолог в детском саду», М. : Издательство МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016
3. Владимир Коровицын «Рисунки на песке», Изд. : МРI, 2017
4. О. Ю. Епанчинцева «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста», Изд. : Детство-Пресс, 2017
5. Н. В. Зеленцова-Пешкова «Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста» Изд. : Детство-Пресс, 2019
6. Е. В. Ратникова, А. В. Гаврик «Развивающие игры на песке», Изд. : Академический проект, 2021
7. О. Б. Сапожникова, Е. В. Гарнова «Песочная терапия в развитии дошкольников», Изд. : Творческий Центр Сфера, 2016
8. Е. В. Шакирова «Рисуем на песке» парциальная образовательная программа для детей 6-7 лет», Изд. : Детство – Пресс, 2019
9. Журнал «Дошкольник» 2011 № 7
10. Журналы «Дошкольная педагогика» 2008 г. №3, 5, 2011 г. №4, 5.