Елена Дудко
Детский туризм как средство развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Детский туризм как средство развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста
Период детства наиболее важный в становлении двигательных функций ребёнка, особенно его физических качеств.
В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных и физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний.
Публикация «Детский туризм как средство развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
В связи с тем, что в последнее время повышаются требования к физической подготовленности ребёнка дошкольника, необходимо использовать новые формы работы для осуществления всестороннего развития детей.
Одна из них – это детский туризм. Туризм – это вид отдыха, он не ставит никаких ограничений ни по физической подготовке, ни по возрасту. Главное – состояние души.
Туризм способен удовлетворить самые разные стремления. Каждый в нём избирает для себя ту сложность, тот вид походов, которые более всего способствуют его устремлениям, интересами возможностям. Туризм даёт также простор для реализации различных увлечений, наилучшие возможности для воспитания характера и для объединения по интересам.
Туризм – это общение с природой и друзьями, познание своей Родины, это постоянные открытия. И не только новых путей, уникальных природных явлений. Главное – это открытие человека.
В походе лучше узнаёшь своих спутников и самого себя. В различных природных условиях вырабатываются выносливость, сила, ловкость, взаимовыручка, чувство товарищества.
Туризм создаёт благоприятную почву для воспитания как физических качеств, так и личностных. В походе ребенок учится преодолевать препятствия, ориентироваться на местности.
Уникальность детского туризма заключается в том, что им можно заниматься в любое время года. Это способствует снижению простудных заболеваний, повышению уровня физической и двигательной подготовленности детей, а также развитию физических качеств.
Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей ребенка, его двигательные способности. Они проявляются в конкретных действиях – основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании, игровых, спортивных занятиях.
Одно и то же качество может определять успех в выполнении разных действий. Например, способность к быстроте движений позволяет быстро бегать, плавать, ездить на велосипеде. А кратковременные силовые напряжения необходимы в прыжках, лазанье, при метании предметов.
Реализации детского туризма в дошкольном учреждении актуальна на сегодняшний день, а начальное овладение навыками пешего туризма в дошкольном возрасте позволит привить ребятам культуру здорового образа жизни.
Федеральный закон «О физической культуре и спорте РФ» рассматривает физическую культуру и спорт как важнейшее средство укрепления здоровья, профилактики заболеваний, поддержаний высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины.
Детский туризм не требует вложения больших финансовых средств, хорошо принимается воспитателями, родителями, общедоступен, понятен детям, рекомендуется практически для всех ребят с любой группой здоровья при отсутствии серьезных патологий и медицинских отводов от пеших прогулок. Уникальность детского туризма заключается в том, что им можно заниматься в любое время года. Это способствует снижению простудных заболеваний, повышению уровня физической и двигательной подготовленности детей, а также решает ряд проблем их психического здоровья.
Туризм – благоприятная основа для развития таких интегративных качеств личности ребенка, как:
- физическое развитие (у детей старшего дошкольного возраста сформированы основные физические качества, потребность в двигательной активности, в соблюдении элементарных правил здорового образа жизни);
- любознательность и активность ребенка (ребёнок любит экспериментировать, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, задает вопросы взрослому, способен самостоятельно действовать в повседневной жизни и в различных видах детской деятельности, а в случаях затруднений обращаться за помощью к взрослому).
Цель физкультурно - оздоровительной работы средствами детского туризма состоит в организации системы работы дошкольного учреждения по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у воспитателей, родителей и детей в процессе организации занятий пешим туризмом.
Оздоровительная ценность туристской деятельности.
Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Развиваются практические навыки в основных видах движений, а ходьба с рюкзаком и дозированной физической нагрузкой на свежем воздухе укрепляет сердечно – сосудистую систему. Совершенствуются все физические качества ребёнка и формируются навыки ориентировки в пространстве.
Занятие туризмом позволяют справиться с ослаблением мышц спины и плечевого пояса детей не за счёт однообразного выполнения упражнения, а в естественной и привлекательной для ребенка обстановке. Занимаясь пешим туризмом с элементами спортивного туризма, дети успешно овладевают разными видами ходьбы и бега, лазания, ползания по наклонным поверхностям, скальным стенам, спортивным комплексам на спортивной площадке, по навесной переправе, что способствуют укреплению здоровья.
Образовательная (познавательная) ценность туристической деятельности.
В процессе подготовки к пешему походу дети непосредственно образовательной и совместной деятельности со взрослыми познают основы краеведения, начало экологической культуры. Экспериментально исследовательская деятельность помогают установить закономерности в явлениях окружающего мира, дошкольники узнают об особенностях своей малой родины. Походы симулируют мыслительною деятельность: в связи с постоянным перемещением по пересеченной местности возникает необходимость пользоваться картой и компасом.
Воспитательная ценность туристической деятельности.
Походы, прогулки, экскурсии всегда проводятся в коллективе (малом или большом, когда один зависит от другого. В походах четкого распределяются роли и обязанности каждого, поэтому создаются благоприятные условия для воспитания у старших дошкольников чувства ответственности, укрепляются волевые качества – умение терпеть, ждать, преодолевать трудности. На конкретных примерах из походной жизни происходит пробуждения гуманных чувств, обогащаются представления о доброте, честности и справедливости. Воспитываются положительные взаимоотношения – осознание необходимости считаться с мнением и интересами участников похода, умение замечать затруднения окружающих и желание помочь. Дети учатся быть отзывчивыми, проявляют внимание к переживаниям товарищей, приучаются радоваться их успехам и сопереживать в случае неудачи. В походе закрепляется способность правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Реализация задач трудового воспитания.
Дети приобретают навыки самообслуживания, умение трудиться в коллективе и планировать свою деятельность, отвечать за качество результата, то есть осуществить самоконтроль, самостоятельно находить экономные приемы работы. Воспитываются такие качества, как самостоятельность, аккуратность, ответственность, инициативность, бережное отношение к снаряжению и спортивному инвентарю.
Физическое воспитание дошкольников играет большую педагогическую роль. Оно воспитывает в дошкольнике здоровый дух, помогает ему в дальнейшем, добиться успехов, быть физически подготовленным к трудностям. Физически воспитанные дошкольники становятся здоровыми людьми и полноценными гражданами в обществе.