Хребет Лариса Станиславовна
Театрализованная деятельность как средство развития дошкольников. Опыт работы
▼ Скачать
Детский сад - Неделя театра. МБДОУ "Детский сад № 3 "Светлячок" г. Рыбное Рязанской области.
Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Театр воздействует на воображение ребёнка различными средствами : словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Кому посчастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднеет. Театр как вид искусства наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников. Сознавая всё это, наш педагогический коллектив стремится каждый год организовать неделю театра в нашем детском саду.
Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития дошкольников, Опыт работы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
На 1-м этапе необходимо было создать условия для театрализованной деятельности (с помощью родителей, приобрести набор кукол, заинтересовать воспитателей, вовлечь их в театрализованную деятельность. С этой целью провела ряд консультаций, познакомила воспитателей с такими видами театров, как театр петрушки, настольный, плоскостной и объёмный, пальчиковый, теневой, театр игрушки; организовала несколько практических занятий по овладению методикой использования этих видов театров. Решили силами воспитателей открыть кукольный театр петрушки. Поставили ряд спектаклей: "Теремок", "Колобок", "Репка" (Ландау, "Гусёнок" (Гернет, "Три поросёнка", "Вершки и корешки" (инсценировка Неменовой). Наиболее удачным был спектакль "Три поросёнка". В нём удалось добиться полной гармонии действия и музыки, соответствия объёма и колорита персонажей и декораций; был создан яркий, запоминающийся спектакль, вызвавший у детей живейший интерес. Они потом долго отражали свои впечатления в самостоятельном художественном творчестве: рисовали, лепили, разыгрывали отдельные сценки, и не только в детском саду, но и дома. Просили повторить спектакль. После просмотра спектакля ""Вершки и корешки", который тоже понравился всем, мы провели своего рода "пресс-конференцию". Дети высказывали свои впечатления об увиденном (имеется грамзапись). Они правильно поняли замысел автора – показать, что побеждают дружба, искренность, правдивость, доброта.
Ребятам очень хотелось самим участвовать в кукольном театре, и их мечта осуществилась. Несколько небольших спектаклей: "Три медведя" по русской народной сказке, "Урок в лесной школе" (В. Чайка, "Капризка", "Заячий хвостик" (Герчик, Караманенко) поставили силами детей. В спектакле "Заячий хвостик" играла Таня К. – очень стеснительная девочка, она даже разговаривала полушёпотом. После спектакля Таня обрела уверенность в себе, речь её стала отчётливой, яркой, интонационно выразительной.
Таким образом, у детей родилось желание самим активно действовать. Позднее появилась необходимость создания групповых кукольных театров, для того, чтобы каждый ребёнок имел возможность принять активное участие в театральной деятельности. Для этого были сделаны лёгкие, удобные стационарные ширмы, закреплённые на стене, куклы для детской руки, яркие выразительные декорации, удобные для крепления.
Малыши уже в самом раннем возрасте склонны к творческой деятельности. Через это творчество они познают окружающий мир. Познавая через мир сказки, через мир театра, что такое добро и зло, они учатся по-доброму относиться к друзьям, к маме, к взрослым, к животным. Совершенно необходимо, чтобы эти истины дети познавали посредством ярких театральных впечатлений. Поэтому уже в младшей группе мы организовали различные виды театров. Так, на основе резиновых игрушек поставили сказку "Дружба".
Спектакль вызвал у детей живой интерес. На занятии по лепке, проходившем сразу после спектакля, каждый ребёнок лепил яйцо для того, чтобы курочка принесла дедушке и бабушке много яиц, а из них потом вылупились бы много-много цыпляток. На следующем занятии дети лепили цыплят.
На данном примере видно, что просмотр спектакля побудил детей к творчеству, конкретизировал их деятельность, придал ей смысл.
В средней группе с успехом прошла сказка "Кот, петух и лиса" по русской народной сказке. Дети средней группы после неоднократного прочтения и пересказывания её, а затем исполнения сказки взрослыми принимали уже участие и в частичном изготовлении декораций, кукол. После спектакля кукол оставили в группе для самостоятельной деятельности детей, и они с увлечением обыгрывали сказку.
В старшей группе поставили спектакль "Соломенный бычок" по русской народной сказке. К изготовлению кукол привлекли родителей. Были сделаны тростевые куклы, очень яркие, нарядные, удобные в действии. Воспитатель обучил детей кукловождению. Для этого сначала показали детям, как выглядят куклы, как их нужно держать, как двигать. Затем разучили с ними текст, связали текст с действием, работали над выразительной образной речью детей. В результате получился яркий, запоминающийся спектакль. В конце сказки по инициативе детей придумали новую ситуацию: у дедушки с бабушкой появилось много новых зверюшек. Они стали их дрессировать. Часть детей играла на детских музыкальных инструментах "Танец маленьких лебедей П. Чайковского, а дрессированные зверюшки танцевали.
В подготовительной к школе группе дошкольники самостоятельно придумывали небольшие сюжеты для театральных игр, выбирая по желанию персонажей из предложенных кукол бибабо.
Когда я внесла в группу кукол (папу, маму и сыночка, Стасик С. предложил назвать пьеску "Вся семья на даче". С данным набором кукол переиграли почти всё; каждая группа детей придумывала свою ситуацию. Творческий накал был удивительным. По ходу игры воспитатель и я подсказывали и показывали правила кукловождения. Например, если одна кукла говорит, то она двигается, а другая слушает и не двигается. На следующий день решила изменить состав кукол: добавила дедушку и бабушку, сама же решила не присутствовать на спектакле, полностью предоставив инициативу детям и воспитателю. Дети придумали пьеску, воспитатель откорректировала и записала её. На следующих занятиях исполнители менялись, каждый старался вносить в спектакль что-то своё. Закончилась сказка шуточной песенкой, которую придумали дети с помощью педагога на мелодию русской народной песни "Во саду ли в огороде". Часть детей аккомпанировала на детских музыкальных инструментах, исполнители пели.
К концу учебного года, когда у детей накопились знания и первоначальные навыки кукловождения, умение пользоваться ими в самостоятельной художественной деятельности, попробовала внести в группу кукол в неожиданном для детей сочетании, не соответствующем ни одной народной сказке, знакомой детям: Деда Мороза и Лягушку, Снегурку и Петушка. Такие сочетания будят детскую фантазию, им приходится самим придумывать сюжеты и разыгрывать их.
Сценки, которые придумывали дети, были совсем маленькие, но это было истинное творчество. Такие этюды-импровизации имеют большое значение для развития театрально-игрового мастерства и творческой фантазии детей.
В старшей и подготовительной к школе группах для самостоятельной театрально-игровой деятельности в уголке ручного труда созданы специальные условия. В доступном месте для детей расположили картонные заготовки для пальчикового театра, различные ткани, резинки. Дети сами изготавливали любимых персонажей и обыгрывали их.
В самостоятельной творческой деятельности детей важно незаметное участие воспитателя, отдельными репликами направляющего творческую мысль детей в определённое русло.
Для того, чтобы творческая активность продолжалась и дома, мы старались привлечь к этой проблеме и родителей. Давали им консультации, приглашали на спектакли, поставленные силами детей. Родители начали проявлять интерес к театру кукол, предлагали свои услуги: так, в старшей группе по чертежам сделали тростевых кукол, ширмы. Со слов детей мы узнали, что во многих семьях стали практиковаться театральные развлечения. Проявление такого общего интереса сплачивает коллектив детей, воспитателей и родителей.
На формирование личности ребёнка влияние кукольного театра огромно. Общаясь непосредственно изо дня в день с искусством театра, дети учатся быть более терпимыми друг к другу, уживчивыми, сдержанными, собранными.