Алла Ермакова
Детский сад и театр
▼ Скачать + Заказать документы
Творчество детей в театрализованной деятельности
Кукольный театр как вид искусства.
Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним.
Куклы могут все или почти все. Они, творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности дошкольников, корректирует их поведение. Как сделать, чтобы радость от общения с ним стала ежедневной? Нужно создать кукольный театр в детском саду.
Публикация «Детский сад и театр» размещена в разделах
Для организации детского театра нужны куклы. По способу управления куклы делятся на два основных вида - верховые и напольные. К верховым относятся те, которыми кукловод управляет из-за ширмы. В свою очередь, они бывают перчаточными и тростевыми. Напольные куклы «работают» на полу, кукловод управляет ими на глазах у зрителей. К напольным относятся марионетки и большие куклы.
Можно начинать знакомить детей с кукольным театром с первой младшей группы. Малышам показывают небольшие спектакли, используя для этой цели различные виды театров : хорошо всем знакомый театр картинок (фланелеграф) театр петрушек. В котором заняты перчаточные куклы, театр теней, пальчиковый театр.
Для детей второй младшей группы самый простой и доступный театр- это театр кукол на столе. Игрушки для него можно сшить из кусочков кожи, ткани, меха, поролона - они не должны быть большими.
В средне группе переходим к более сложному театру. Знакомим детей с театральной ширмой и с верховыми куклами, основу которых составляет деревянный стержень - гапит. Но прежде чем малыши начнут работать на новой сцене, надо дать им возможность поиграть с игрушками, основу которых составляет деревянная ложка. Театр ложек, является упрощенным вариантом представления с участием верховых кукол, помогает детям освоить приемы кукловождения.
В старшей группе следует познакомить детей с марионетками, показать им кукол с «живой рукой».
Театр может помочь и научить общению детей со сверстниками и взрослыми.
Главное - создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви. Желание взрослых понять психологические проблемы ребенка, стремление помочь ему выйти победителем из тупиковой ситуации создают предпосылки для дальнейшей творческой деятельности. Надо вовремя помочь малышу справиться с возникшими проблемами. Иначе боязнь общения, замкнутость в своих переживаниях, страх быть осмеянным сверстниками, нежелание получить негативную оценку своей деятельности со стороны взрослых - все это как снежная лавина обрушивается на маленького человека, загоняя его в мир страхов и сомнений. В этой ситуации на помощь ребенку приходят театральные куклы. Они никого не могут оставить равнодушным, потому что напоминают малышу те привычные детские игрушки, с которыми он играет повседневной жизни. Чем раньше начать заниматься с детьми кукольным театром, тем меньше маленьких людей придется впоследствии выводить из тупиковой ситуации.
Как методически последовательно организовать знакомство детей с театральным искусством в этом поможет игра. Первые игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее в повседневной деятельности используются небольшие упражнения и игры, в которых взрослый становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в ее организации, и только лишь в старшем дошкольном возрасте взрослый может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании. Очень хорошо, когда есть музыкальное сопровождение игры.
Правильная организация рекомендуется поддерживать следующими принципами.
1 Содержательность деятельности, разнообразие тематики и методов работы.
2 Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические игры и сюжетно - ролевые.
3 Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведении игр.
4 Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми.
5 Подготовленность и заинтересованность взрослых. Все игры и упражнения в процессе деятельности подобраны таким образом, что удачно сочетаются движения, речь, мимику, пантомимику в различных вариациях.
Знакомя детей с театральными играм, главной целью полагается развитие их творческих способностей средствами театрализованного искусства.
Важным моментом в театрализованных играх является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поэтому в работе с детьми репетиции, работа над этюдами не менее важны, чем спектакли.
Необходимо стремиться к тому, чтобы театрализованная деятельность сохранила непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Поэтому не заучиваем с детьми текст роли, не отрабатываем позы, жесты, движения, считая, что постановка нисколько не пострадает, если дети неточно произнесут реплику, менее удачно, с точки зрения взрослых, выстроят мизансцену и т. д. Главное - это понимание смысла и атмосферы театрального действия. Надо стремиться, чтобы маленькие актеры, основываясь на хорошем знании пьесы, сами придумывали диалоги действующих лиц, самостоятельно искали выразительные особенности для своих героев, используя мимику, пластику, песенные танцевальные и игровые импровизации.
Процесс знакомство ребенка с театром происходит постепенно. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и инсценировки, которые разыгрывают взрослые или старшие дети. Встреча с театральной куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Занимая детей надо стремиться вызвать у них положительные эмоции по отношению к театрально - игровой деятельности, побуждая их общаться с куклой, хорошенько ее рассмотреть, не препятствовать стремлению поиграть с «актерами», включится в театрализованные игры.
Начиная со второй младшей группы и до выпуска, можно последовательно знакомить детей с различными видами кукольных театров. Для этого используются этюды, обучающие способам управления куклами различных систем.
После того как приемы кукловождения освоены, можно приступать к постановке спектакля.
Параллельно необходимо обучение детей основам актерского мастерства. Для этой цели используется этюдный тренаж, который способствует развитию внимания, памяти мышления, воображения и восприятия. Развиваем такие навыки выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера
Начиная с младшей группы, работу над кукольными спектаклями и театрализованными играми ведется параллельно.
В средней группе происходит объединение кукольного спектакля и театрализованной игры в единое целое. Этот вид деятельности можно назвать театрализованными играми с элементами кукольного театра.
В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для разработки мизансценки.
Л. С. Выготский: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении»