Марина Пирогова
Детский сад и семья как единая социализация ребенка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Игрушки способствуют утверждению в сознании ребенка определенных социально-бытовых представлений, знакомят с общественным и семейным укладом Смирнова, 2010, С. 83. Они имеют определенное влияние на социализацию ребенка, его вхождение в культуру данного общества.
Публикация «Детский сад и семья как единая социализация ребенка-дошкольника» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Не многие родители задумываются о том, какими игрушками играет их ребенок. Чем должна быть современная игрушка для ребенка – забавой или дидактическим материалом, который должен быть использован в воспитании подрастающего поколения. Выбрать для игры нужную, полезную, развивающую игрушку для родителей достаточно сложно, и при покупке новой игрушки большинство родителей, как уже отмечалось, не задумываются о ее педагогической значимости и ценности. Поэтому в детском саду педагогам приходится часто наблюдать, как дети приносят из дома для игр различных монстров, оружие и т. п. [Доронова, с. 53].
Исходя из утверждения Е. А. Флериной о том, что «тематика и формы игрушки находятся в непосредственной связи с материальной жизнью общества и развитием его духовной культуры и педагогических взглядов» (С. 12, педагог в работе с родителями должен обсуждать вопросы о сущности педагогических взглядов и духовной культуры того общества, которое для своих детей создает различных монстров, чудовищ, суперменов с ярко выраженными боевыми качествами, наборы различного вида оружия и т. п.
В настоящее время, когда в жизнь детей активно входят игрушки нового поколения, существенно отличающиеся от традиционных, чрезвычайно важно понять и оценить развивающий потенциал конкретных игрушек. Между тем у большинства взрослых (родителей, педагогов, производителей игрушек) отсутствуют ценностные ориентиры оценки игрушек, связанные с их влиянием на игровую деятельность и психическое развитие ребенка. Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, в силу внешних, поверхностных признаков (внешней привлекательности игрушки, ее стоимости, популярности, желания угодить ребенку и пр.). Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве детской игры, а следовательно, и на развитии детей. В этой связи чрезвычайную актуальность приобретает осуществление квалифицированной психолого-педагогической экспертизы игрушек, которая учитывает не только их санитарно-гигиенические или эстетические свойства, но и возможную психологическую роль в развитии ребенка.
На прилавках магазинов игрушек монстров, покемонов можно встретить в виде игрушек для купания маленьких детей, наряду с традиционными уточками, мячиками, лодочками и т. п. Малыши с радостью принимают любые игрушки, не подозревая ничего о «заданности образа». У многих детей игрушки, полученные в детстве, переходят в разряд любимых. Взрослые при этом не подозревают, что в младенчестве имеет место такой механизм социализации, как запечатление (импритинг, то есть образ объектов фиксируется у ребенка на подсознательном уровне. Естественно предположить, что в более старшем возрасте, когда обладатель такой игрушки увидит ее на экране телевизора в качестве героя мультфильма, «сработает» другой механизм усвоения социального опыта – идентификация, который поможет принять «к руководству» все особенности поведения своего любимца.
Какой социальный опыт может усвоить ребенок, играя в подобные игрушки? Можно ли ожидать проявления у ребенка, играющего с монстрами, чудовищами, трансформерами, таких качеств, как способность к сопереживанию, желание прийти на помощь более слабому? Не нарушается ли при этом логическая цепочка «общество - игрушка - ребенок»?
Печальный случай приведен в статье В. В. Абраменковой «Осторожно: антиигрушка» : «Оставив восьмимесячного младенца на попечение старшего брата, мать ушла в магазин. Старший мальчик играл в тамагочи и, когда малыш заплакал, не услышал писка игрушки. Тамагошка «умер» - младенец оказался в больнице с сотрясением мозга, у старшего мальчика сильнейший стресс. Забота о виртуальном «малыше» затмила чувства к реальному маленькому брату. Кусочек пластмассы и микросхем оказался агрессивен по своей сути. Манипулируя сознанием ребенка, он превратил его в раба игрушки, реальная любовь проиграла виртуальной» Абраменкова, 2005, С. 98.
Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую «полезность» взрослые либо вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет. Поэтому чрезвычайно важно при выборе игрушек учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект. [Смирнова, 2005, С. 68]
Анализ содержания ведущих видов деятельности и требований к использованию соответствующих игрушек позволяет рассматривать возраст ребенка как один из критериев для выбора игрушки.
Другим критерием должен быть опыт ребенка, так как ребенок отображает в игре то, что видит вокруг. Чем теснее связана сюжетно-отобразительная игра ребенка с его жизненным опытом, тем четче в ней прослеживаются знания им назначения предметов (игрушек). Следовательно, приобретать необходимо игрушки, смысл которых созвучен опыту ребенка. Отсутствие понимания смысла игрушки, неумение действовать с ней ведет к тому, что ребенок перестает играть с такими «непонятными», «неинтересными» игрушками.
При выборе игрушек надо учитывать половую принадлежность ребенка, которая может стать критерием для выбора игрушек. Нейропсихологи установили, что в дошкольном возрасте даже если от старшей сестренки осталось много кукол, мальчик редко берет их в руки, а девочка значительно меньше брата интересуется машинками и солдатиками.
В дальнейшем игры детей разного пола опираются на разные виды зрения: у девочек - на ближнее, у мальчиков - на дальнее. Девочки могут играть в ограниченном пространстве и все свое «игрушечное богатство» (кукол, их одежду, мебель, посуду и т. п.) раскладывают перед собой. Мальчикам для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Они бегают друг за другом, бросают предметы в цель. Если пространства мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф. Для мальчиков в этом возрасте в игротеке необходимы наборы солдатиков, спортивные игрушки – мяч, кольцебросы, велосипеды, самокаты, роликовые коньки, летающие игрушки – вертолеты, пропеллеры. Для девочек, безусловно, также нужны игрушки, способствующие их физическому развитию, но многие девочки все же предпочитают куклы, швейные детские машинки, наборы кукольной посуды, мебели и др.
Взаимодействие педагогического коллектива с родителями необходимо начать с изучения условий, которые созданы для игровой деятельности ребенка в семье. Можно остановить свой выбор на методе анкетирования родителей, для чего разработать анкету. Главное - помнить, что не следует перегружать анкету сложными вопросами и формулировать их таким образом, чтобы каждый родитель смог без затруднений ответить на них. Полученные данные тщательно анализируются и на основе этого делаются соответствующие выводы [Доронова, с. 53].
В индивидуальных беседах, на консультациях педагоги пытаются убедить родителей, что эти игрушки негативно влияют на психику ребенка, вызывая агрессивность, однако большинство родителей не прислушиваются к их мнению.
Наиболее эффективным приемом в работе с родителями является знакомство их с «полезными» игрушками и обучение руководству игровой деятельностью с детьми.
Первым этапом в проведении подобного рода работы является отбор методистом и психологом детского сада педагогически целесообразных, развивающих детей игрушек, которые могут быть приобретены родителями в ближайшем магазине или фирме.
Вторым этапом является организация и проведение рекламной компании этих игрушек и игровых пособий в детском саду. Для этого может быть организована своеобразная выставка - продажа, на которой воспитатели продемонстрируют родителям игрушки и игры, представляющие наибольший развивающий эффект для детей данного возраста.
На третьем этапе с родителями должны быть проведены консультации по руководству игровой деятельностью. Воспитатели объясняют родителям значение сюжетно-ролевой игры для развития ребенка-дошкольника и как добиться понимания и признания права ребенка на игру в каждой семье.
Изучение условий для игровой деятельности, которые созданы ребенку в семье может осуществляться с помощью анкеты - опросника для детей и родителей, «приглашения» в детский сад игрушек из дома и организация игр с ними, проведения специальных праздников с «участием» игрушек («Праздник игрушек», «Новогодняя елка», «Карнавал для игрушек» и т. п.).
Обучение родителей педагогическим технологиям игровой деятельности с ребенком в условиях семьи становится возможным при следующих условиях [Доронова, с. 56] :
• предоставления родителям возможности выбора того
вида игр и игрушек, которые для них (а не для ребенка) предс
тавляют интерес;
• создание условий в детском саду для полноценной игровой деятельности тем детям, которые лишены этой возможности дома;
• организация обмена опытом родителей по руководству игровой деятельностью в семье и демонстрация игрушек, которые соответствуют уровню развития ребенка;
• проведение консультаций для родителей по вопросам приобретения и изготовления игрушек, которые для детей данного возраста представляют определенную педагогическую ценность. Разъяснение родителям последствий негативного воздействия отдельных видов игрушек на психику и развитие ребенка;
• проведение работы по развитию у родителей умения создавать с помощью игрушки ситуацию совместной деятельности с ребенком (принятие родителями определенной роли и действия в ней, изготовление атрибутов для игры, внесение дополнений по ходу сюжета и т. п.);
• создание в детском саду условий для приобретения родителями педагогически ценных игрушек, настольно-печатных игр. Организация среди родителей конкурсов на лучшую технологию по их использованию с демонстрацией фото- и видеоматериалов.
Таким образом, исходя из анализа особенностей современных игрушек, возрастных особенностей развития психики ребенка, проявляющихся в уровне овладения ведущим видом деятельности, развитии познавательных процессов, личностных особенностях, можно выделить критерии для выбора игрушки. Согласно им игрушки не только не будут травмировать психику ребенку, а, наоборот, будут способствовать его гармоничному развитию и успешному протеканию процесса социализации. К таким критерия можно отнести как особенности самого ребенка - возраст, уровень физического развития, жизненный опыт, половая принадлежность, - так и особенности игрушки - полезность для психического развития (невозможность провокации ребенка на агрессию, жестокость, насилие, повышенный сексуальный интерес) и безопасность для жизни ребенка.
Взрослые, покупающие игрушки своему ребенку, должны помнить, что игрушка - важное средство психического развития и неотъемлемый элемент процесса социализации ребенка. Выбирая игрушку сегодня, им стоит задать себе следующие вопросы:
- какие качества я хочу воспитать в ребенке?
- не навредит ли эта игрушка ребенку?
Исходя из определяющей роли игрушки в развитии ребенка, взрослым следует осознанно подходить к ее выбору. Одной из задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, является пропаганда среди родителей развивающих игр и игрушек.
Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Взаимодействие с семьей эффективно при условии, что педагоги и родители доверяют друг другу, понимают и принимают общие цели, методы и средства социально-эмоционального развития.