Марина Бебко
Консультация для педагогов «Детский сад и семья: как воспитать у детей уверенность в себе»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из позитивных изменений в деятельности дошкольного образовательного учреждения стал переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, осуществление индивидуального подхода к детям с эмоционально-личностными проблемами.
В настоящее время, по данным известного детского психолога Л. Н. Галигузовой, застенчивость, неуверенность в себе и своих возможностях в той или иной степени свойственны 42% российских дошкольников.
Публикация «Консультация для педагогов „Детский сад и семья: как воспитать у детей уверенность в себе“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Особую опасность эти состояния представляют на пятом году жизни: «В 4 года у мальчиков и девочек проявляются заострение боязливости и пугливости, робости и нерешительности, чувство вины и переживание случившегося, что говорит о пике эмоционального развития в этом возрасте. Чаще отмечаются несамостоятельность и пассивность, медлительность и тики». Как предупредить отклонения в поведении ребенка?
Застенчивость, тревожность, неуверенность в себе, длительное подавленное состояние, неспособность самостоятельно принимать решение и справляться с трудностями, ощущение собственной неполноценности и многое другое осложняют жизнь ребенка, как в семье, так и в коллективе сверстников. Родители и педагоги часто не замечают эмоциональных переживаний ребенка или считают их беспредметными и немотивированными. Отсюда многочисленные упреки, порицания, одергивания, окрики, моральные и физические наказания, требования вести себя так, как данному ребенку не под силу.
Кроме того, по мнению педагогов и психологов, в настоящее время Значительная часть родителей попала под влияние педагогических теорий, пропагандирующих интеллектуализацию воспитания. Родители готовы, не жалея сил и времени, учить детей считать, читать, знакомить с основами наук и т. п., при этом они полностью отказываются от интеллектуально не нагруженных, но имеющих прихотерапевтический смысл видов общения: бытовой, совместной деятельности, игры и т. п.
По мнению специалистов (психиатры, психологи, интеллектуальные перегрузки приводят к глубокой невротизации личности ребенка, смещению его самооценки в область образовательных достижений.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что жизнь такого ребенка протекает в обстановке сплошных конфликтов с родителями и педагогами. А это не только не способствует улучшению его поведения, а напротив, ведет к ухудшению за счет вторичных адаптационных реакций протеста, отказа, оппозиции и др.
В итоге это может привести к «нажитой» психопатии, появлению педагогической запущенности.
В ряде исследований по смежным проблемам указано, что одной из причин появления трудных подростков является нарушение эмоциональных расстройств социального характера. Ученые считают, что в большинстве случаев этим детям трудно быть «наедине с самим собой» уже в дошкольном возрасте. Они постоянно переживали неуспех в деятельности и социальном окружении, испытывали сложности в процессе общения со сверстниками и другими взрослыми.
Но как выявить этих детей и оказать им своевременную помощь? Специализированных дошкольных учреждений и групп для детей с эмоциональной неустойчивостью не предусмотрено, так как пограничное психическое состояние не является болезнью в обычном понимании. Педагоги констатируют некомпетентное отношение родителей к своим детям, но и сами не в состоянии справиться с ситуацией. Назовем причины этого:
• Профессиональная подготовка воспитателей к работе с родителями проблемных детей в средних и высших специальных учебных заведениях осуществляется недостаточно эффективно; литература по данному вопросу фактически отсутствует.
• Воспитатели не владеют методами и приемами работы с детьми по формированию у них уверенности в себе.
Для решения проблемы необходимо провести теоретическое обоснование и экспериментальную апробацию новых педагогических методов взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями с целью формирования у детей уверенности в себе. Эту работу, по мнению психологов, психиатров, невропатологов, наиболее целесообразно проводить с детьми пятого года жизни.
В результате специального исследования было установлено, что формирование у детей пятого года жизни уверенности в себе в условиях дошкольного образовательного учреждения возможно при следующих условиях:
• Целенаправленная работа заведующей и методиста по обучению воспитателей установлению делового контакта;
• Изучение воспитателями отношения детей пятого года жизни к себе с использованием традиционных методик и их рассказов о личных переживаниях в детском саду и семье;
• Планирование совместной воспитательно-образовательной работы детского сада с семьей;
• Проведение специальной работы по повышению психолого-педагогической культуры родителей с целью ознакомления их с социальными последствиями чувств неуверенности у детей, как с тормозящими и искажающими ход психического развития ребенка;
• Реальное участие родителей в воспитательно-образовательной работе детского сада с учетом их интересов и предпочтений;
• Реализация индивидуального подхода к каждому ребенку в детском саду, систематический анализ возможностей, интересов и склонностей ребенка в семье.