Анастасия Гришина
Детский сад и семья: единство целей и действий в пространстве развития
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад и семья: единство целей и действий в пространстве развития.
«Семья и детский сад — это два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, а эффективность образовательного процесса повышается, если взаимодействие педагога с родителями строится на основе партнёрских отношений» К. Д. Ушинскому.
Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка.
В Законе РФ “Об образовании” ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, призывает образовательные учреждения к сотрудничеству и взаимодействию с родителями. Основная цель такого взаимодействия — вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Это осложняется тем, что многие родители интересуются только питанием ребенка и наказывали ли его. Считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Бывают случаи, когда мамам кажется, что они знают все и готовы сами учить нас. А в работе некоторых педагогов можно услышать известную фразу «Ребенок – зеркало семьи» или «значит дома так воспитывают». Именно поэтому тема взаимодействия сада и семьи сейчас актуальна.
Для достижения взаимодействия необходимо решить следующие задачи:
• установить партнёрские отношения, учитывая личностно-ориентированный подход с соблюдением интересов семьи и ребёнка;
• объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;
• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную поддержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада;
• активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей, поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
Мне тема взаимодействия родителей и детского сада очень интересна, вот уже несколько лет я пополняю багаж своих знаний проходя курсы, прослушивая вебинары и изучая научную литературу. И сегодня хочу с Вами поделится своим опытом.
Вот некоторые формы взаимодействия педагогов с родителями, которые проводятся у нас в саду:
1) Знакомство с родителями я начинаю с родительского собрания, на котором родителей знакомим с задачами воспитания и обучения детей. На первом собрании всегда присутствует педагог, старший воспитатель, заведующий и медицинский работник, на котором родителей знакомим с задачами воспитания и обучения детей. Диалог на родительских собраниях – это шаг к взаимопониманию, ступенька к обретению доверия; обмену духовными ценностями, эмоциями, опытом, знаниями. Провожу анкетирования «Давайте познакомимся».
2) При составлении календарного планирования в начале каждого месяца прописываем работу с родителями, где указывают темы индивидуальных и групповых консультаций, тематику наглядной информации, работу с родительским комитетом.
3) Современный мир очень активный, познавательный, интересный, мобильный. И нам, педагогам, как никому, важно идти в ногу со временем. Поэтому мы осуществляем пропаганда педагогических знаний через интернет: через официальную страницу в сообществе ВКонтакте и в группе вайбера. В холле детского сада оформлены уголки для родителей: общей информацией для, всех законных представителей воспитанников. В нашей группе «Ромашка» оформлены уголки для родителей информацией по нашим детям. Здесь помещаются консультации по всем разделам программы, по вопросам оздоровления и воспитания детей. В специальных папках - передвижках имеется подборка методических рекомендаций для родителей. А так же информация о предстоящих праздниках и мероприятиях, конкурсах, выставках, акциях.
4) Досуговое направление в работе.
В течении года дети и родители принимают участие в конкурсах как на базе ДОУ так и на городских конкурсах.
Организовываются выставки на различные тематики.
Наши родители принимали и принимают участия в различных акциях от Центр по профилактике ДДТТ г. о. Самара (Наша мама водит классно, знает правила прекрасно», «Стань заметней, засветись»; в экологических акциях («Синичкин день») и конкурсах. Проходят совместное обучения с воспитателем по основам здорового питания детей дошкольного возраста. Родители принимают участие в обогащении предметно пространственной среды, участвуют в субботниках. В нашем детском саду для организации досуга детей вовлекаются в работу не только воспитатели, которые работают на группе, но так же и музыкальный руководитель, воспитатели с других групп в роли персонажей естественно и родители. И не только мамы, но и папы! (Праздник посвященный 23 февраля «А ну ка папы!»). Партнёрство коллектива детского сада и родителей в целях образования оказывает долгосрочное воспитательное воздействие на дошкольников, подавая им практический пример и формулируя ценности и традиции социально-ориентированной инициативы.
Этот вид взаимодействия является самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка. Но так же это шанс апробировать разные подходы в воспитании; посмотреть, как это делают другие родители, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В нашем детском саду имеются две группы для детей с задержкой психического развития. Именно для этих детей и родителей важно сотрудничество со специалистами детского сада, которые дают родителям необходимую информацию, поддержку и помогают применять знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребенка таким, какой он есть – во всех его проявлениях. В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребенка ведет к успеху, формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
«От того, как прошло детство, кто вел за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский