Сташялене Светлана Николаевна
Детский сад и педагогический колледж: пути сотрудничества
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад и педагогический колледж : пути сотрудничества
Объединяться вместе — начало,
быть вместе — прогресс,
работать вместе — успех.
Henry Ford
Одной из актуальнейших проблем развития образования в последние годы является формирование сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций, цель которых – повышение качества образования, эффективная реализация требований образовательных стандартов.
Публикация «Детский сад и педагогический колледж: пути сотрудничества» размещена в разделах
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает образовательный процесс в детском саду как вариативный, гибкий, содержательно-насыщенный и интегративный, способствующий разностороннему развитию детской личности. Требования стандарта призывают нас ориентироваться сегодня в первую очередь на позитивную социализацию детей дошкольного возраста, обеспечение социально-обогащенной и эмоционально-комфортной среды пребывания детей в ДОО. Именно сетевое взаимодействие, возможность создания сетевых образовательных проектов с образовательными учреждениями и социальными партнерами, обобщение лучших образовательных практик, обмен опытом их реализации, объединение образовательных и иных ресурсов, полезных образованию, позволит повысить
качество дошкольного образования, способствовать эффективной реализации ФГОС ДО. И вместе с тем это движение к объединению ведет к
• изменяющимся инновационным формам взаимодействия образовательных и иных организаций,
• поиску новых форм обобщения инновационного опыта,
• повышения качества образовательного процесса,
• дистанционного сетевого взаимодействия,
• повышению профессиональной компетентности участников сетевого взаимодействия.
В науке и практике разработаны и внедрены разнообразные модели социального партнерства, однако опыт успешного взаимодействия пока не систематизирован и не доступен в качестве банка технологий или проблемно-тематических кейсов. На наш взгляд, результаты нашей инновационной деятельности, описывающие моделирование и практику сетевого взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров, будут интересны.
Важность взаимодействия образовательных организаций с различными институциональными структурами - семьей, местным сообществом, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и другими организациями социальной сферы - отмечена в таких важнейших государственных документах, как
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»,
• Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,
• Федеральная целевая программа развития образования до 2020 года.
Современное дошкольное образование нуждается в высококвалифицированных педагогах, владеющих современными образовательными технологиями, способных не только гибко адаптироваться к новой среде, но и активно ее преобразовывать. Оптимальная форма подготовки таких кадров - «выращивание» будущих педагогов в практико-ориентированной среде на основе сетевого взаимодействия педагогического колледжа и детского сада.
На протяжении нескольких лет наш детский сад тесно сотрудничает с ГБПОУ «Прох-ладненский многопрофильный колледж» с целью организации практического обучения студентов педагогами-наставниками на базе ДО№6.
Наставничество над студентами в условиях сетевого взаимодействия обладает огромным потенциалом в процессе формирования профессиональных компетенций студентов Прохладненского многопрофильного колледжа, дает им возможность приобщаться к будущей профессии в условиях реального рабочего места.
Концепция модернизации образования РФ определила основные направления важного процесса развития нашего общества - «подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда», подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и информационной культурой, что позволит сделать большой рывок в образовании и выйти на мировой уровень.
Студенты колледжа успешно проходят практику в нашем детском саду. Но в связи с введением и реализацией ФГОС дошкольного образования и ФГОС среднего профессионального образования этого недостаточно для того, чтобы получить профессионально грамотного педагога, педагога нового поколения. «Работодатель (руководитель образовательной организации) может выдвинуть универсальные требования к результатам подготовки студента в системе отношений «колледж – образовательная организация» в условиях требований профессионального стандарта педагогической деятельности».
Возникает необходимость поиска новых форм взаимодействия работодателей с организациями, готовящими кадры для учреждений дошкольного образования.
В целях поиска оптимальных условий организации совместной деятельности ДО№6 и педагогического колледжа в деле подготовки квалифицированных кадров для дошкольных образовательных учреждений нашей республики нами разработан инновационный образовательный проект как условие успешной реализации требований ФГОС дошкольного и среднего профессионального образования».
Цель проекта: повышение качества подготовки специалистов для дошкольного образования в соответствии с социальными преобразованиями в обществе, запросами ДО№6, родителей, интересами воспитанников и развитие профессиональной компетентности педагогов – дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного и среднего профессионального образования на основе сетевого взаимодействия «Детский сад - педагогический колледж».
Задачи проекта:
• разработка инновационных средств и содержания подготовки будущих педагогов и повышения компетентности педагогических кадров для системы дошкольного образования города и республики;
• отработка эффективных механизмов взаимодействия всех участников (дети, студенты, педагоги) в условиях реализации ФГОС СПО и ФГОС ДО;
• реализация новой модели наставничества в системе развивающего взаимодействия «педагог-наставник - студент» в условиях практикоориентированной среды д/с;
• развитие у всех участников инновационного типа поведения, развитие творческой активности и повышение уровня профессиональной компетентности;
• повышение качества образовательных услуг участников в соответствии с требованиями ФГОС СПО и ФГОС дошкольного образования
Методы и средства реализации проекта
1. Анализ условий для реализации инновационного проекта;
2. Проектирование системы работы детского сада и педагогического колледжа в условиях сетевого взаимодействия;
3. Проектирование системы мониторинга профессиональных компетенций студентов и уровня компетентности педагогов - участников проекта;
4. Обобщение и систематизация опыта работы детского сада и педагогического колледжа по проблеме;
5. Анализ результатов реализации проекта.
6. Мониторинг результатов инновационного проекта: оценка эффективности совместной деятельности; определение проблем, препятствующих достижению результата; корректировка образовательной системы;
7. Мониторинг удовлетворённости участников образовательного процесса;
8. Мониторинг сформированности профессиональных компетенций студентов.
5. Основные направления проектной деятельности:
1. Организация на базе детского сада новой модели организации практического обучения студентов на рабочих местах с педагогами-наставниками.
Обучение студентов строится на системном подходе: знакомство студентов с содержанием и методами работы, опытом педагога - наставника, оформление ими портфолио «Мастерская педагога – наставника», представление собственных оригинальных находок в виде портфолио «Мои достижения». Такой подход позволяет целенаправленно пройти практику, освоить все формы образовательной работы и развить творческую активность и профессионально значимые качества личности воспитателя.
2. Методическое сопровождение образовательной и профессиональной деятельности.
В рамках развития готовности студентов к взаимодействию с детьми с ними организуются тренинги, направленные на преодоление психологических барьеров, формирование профессиональной ориентации такие как,
• «Моя профессия – педагог»,
• «Тебя ждет дошкольник».
Так же по результатам практики тренинги
• «Мои проблемы мне решать»,
• «Рост моих достижений»,
• презентации творческих работ - проектов «Детский сад моей мечты», «Детский сад, в котором я хочу работать»,
• Круглый стол студентов, преподавателей колледжа, педагогов ДО№6 с обсуждением «Портрета выпускника колледжа», востребованного на рынке труда.
В течение всей практики студенты становятся участниками мастер – классов, семинаров и других мероприятий ДО№6.
3. Организация образовательной деятельности студентов с детьми в условиях сетевого взаимодействия.
Педагогическая практика студентов проходит в течение всего учебного года. Большое время дети проводят в общении с студентами. Поэтому особые требования предъявляются к практическим навыкам взаимодействия с детьми, созданию ими благоприятной педагогической среды для развития и образования детей. Помимо организации и проведения традиционных форм (пробные занятия, прогулки, общение в повседневной жизни, сюжетно-ролевые, строительные, театрализованные игры, трудовая и продуктивная деятельности) студенты участвуют в проведении праздников, развлечений в образовательном учреждении. Именно здесь у каждого участника практики происходит выработка индивидуального стиля педагогической деятельности, новой культуры педагогического труда.
4. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ – участников инновационного проекта.
Практика студентов стимулирует и деятельность воспитателей. Педагоги ставятся в условия, в которых они должны показать высокие образцы профессиональной деятельности, а это требует непрерывного педагогического образования, творческого поиска, совершенствования индивидуального профессионального «почерка». Наблюдая работу воспитателя – мастера, студенты заимствуют его стиль взаимодействия с детьми в разных ситуациях, учатся планировать и анализировать работу, создавать предметную среду группы.
Результативность проектной деятельности
Ожидаемые результаты для педагогического колледжа :
Таким образом, сочетание и объединение теоретического обучения в колледже и практического обучения в ДО№6 позволяет студентам полноценно осваивать виды профессиональной деятельности с учетом потребностей и перспектив развития современного дошкольного образования. Совместная работа ДО и колледжа имеет ценность с точки зрения подготовки высококвалифицированных специалистов, так как будущий педагог погружается в профессиональную среду, постепенно приобретая практико-ориентированные профессиональные знания.
Молодому специалисту не требуется время на адаптацию к условиям труда, поэтому период его вхождения в профессию существенно укорачивается. Он уверен в своих знаниях и умениях. Работа по данному проекту дает возможность готовить самостоятельных, компетентных, конкурентоспособных, творческих специалистов.
Ожидаемые результаты для дошкольного учреждения:
1. Подбор работодателем будущих специалистов для своего ДОУ, наблюдение за их учебой и практикой с дальнейшим трудоустройством в ДОУ.
2. Укомплектованность дошкольными учреждениями республики и города кадрами - молодыми педагогами в возрасте до 30 лет, квалифицированных, творчески мыслящих, владеющих современными педагогическими технологиями.
3. Повышение профессиональной компетенции педагогических кадров ДОУ.
Представление результатов:
В течение всего процесса реализации проекта студенты формируют «Портфолио», включающий два раздела: «Мастерская педагога- наставника» (методическая копилка из опыта наставника, проект собственной деятельности с детьми в условиях практики (портфолио собственных методических и творческих достижений).
Педагоги д/с и педколледжа ведут портфолио методического опыта (документов и достижений).
Отчёт о реализации инновационной деятельности представляется один раз в полугодие в июне и декабре и заслушивается на совместных педагогических мероприятиях организаций - участников инновационной деятельности.
Результаты инновационной деятельности размещаются на официальных сайтах образовательных организаций.
Коротко о проводимых мероприятиях:
1. Заключение договоров о сетевом взаимодействии и договоров практик
2. Разработка методических материалов для организации всех видов практики с привлечением опыта педагогов д/с
3. Привлечение педагогов д/с к проведению занятий
4. Создание «Портфолио»
5. Выполнение курсовых исследований и написание ВКР на базе и по заявкам д/с
6. Проведение совместных мероприятий и праздников с привлечением студентов, родителей и детей д/с
7. Организация открытых занятий и мастер-классов для родителей
8. Проведение практических занятий на базе дошкольных образовательных организациях.
9. Участие в создании тематической предметно – развивающей среды студенты колледжа приняли участие в создании в ДО№6 предметно – развивающей среды Студентами были изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Банк», «Салон сотовой связи», «Автозаправка».
Совместная деятельность педагогов и студентов по моделированию предметно-развивающей среды в группах ДОО:
-изготовление многофункциональных пособий «Лепбуков», «Шагодумия»,
- мнемотаблицы,
- дид игр, в том числе с ИКТ,
- пособий к с-р играм
10. Отчет о прохождении учебной практики по ПМ. 02 «Организация различных видов деятельности с детьми дошкольного возраста» .
Студенты проходили учебную практику по профессиональному модулю 02 «Организация различных видов деятельности детей Учебная практика проходила на базе ДО№6 в рамках инновационного сетевого взаимодействия, в котором созданы прекрасные условия для развития детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Со студентами своим мастерством, идеями воспитания делились очень опытные, творческие педагоги :
В педагогической копилке каждого студента появилось множество интересных приемов, технологий обучения, форм работы с детьми дошкольного возраста при организации воспитателем различных видов деятельности. Очень содержательными были следующие виды деятельнсти
11. педагогическая практика является одним из важнейших звеньев в практико-ориентированном образовании будущего педагога, участвует в формировании его индивидуальных творческих возможностей, необходимых для осуществления учебно-воспитательной работы в образовательных организациях различного типа. Она является связующим звеном между теоретической подготовкой и последующей практической деятельностью студентов – предпосылкой успешного формирования профессионально-педагогических умений и навыков. Что на современном этапе внедрения технологий дуального обучения становится наиболее актуальным. Сегодня динамично развивающийся рынок труда предъявляет новые требования к выпускнику профессиональной образовательной организации: современному образованию необходим специалист высокой квалификации с творческим подходом в профессиональной деятельности.
12. Участие студентов в организации и проведении мероприятий с детьми дошкольного возраста (акции, конкурсы, праздники) : - с целью участия студентов в организации конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов
• Акция «День забытых игр»
• Новогодние утренники
• Кукольный театр (показ)
• Кукольный театр (изготовление)
• Экологические чтения
• Квесты («Георгиевская ленточка», «В гости к первобытному человеку»)
• Оформление копилки дидактических игр
13. Диалоги с педагогами наставниками по обмену опытом работы в соответствии с темой ВКР с целью изучения специфики дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста в рамках подготовки выпускников к итоговой государственной аттестации.
Практика показывает, что, с одной стороны, повышаются требования к педагогу - воспитателю, работающему с маленьким ребенком, подчеркивая социальную значимость и востребованность его профессии, а, с другой стороны, - низкий уровень профессиональной готовности воспитателей к взаимодействию с детьми. Отсюда возникает значимость проблемы формирования у будущих воспитателей готовности к взаимодействию с детьми как условия эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса, повышения профессионального мастерства, гуманизации и сотрудничества с детьми, родителями, коллегами.
Педагогическими условиями, обеспечивающими успешность формирования готовности будущих воспитателей к взаимодействию с детьми дошкольного возраста, являются активное использование форм, методов и средств, обусловливающих эффективное формирование компонентов готовности; специальное обучение студентов технологии взаимодействия с детьми; целенаправленное руководство со стороны методиста по педпрактике и старшего воспитателя педагогической деятельностью студентов на местах их работы в детском саду в период педагогической практики, обеспечивающее единство требований, реализацию личностно-ориентированного подхода к студенту, взаимосвязь теоретической подготовки педагога-«дошкольника» с его практической деятельностью; ориентация будущих воспитателей на системное видение педагогического процесса при самостоятельном проектировании взаимодействия с детьми дошкольного возраста.