Светлана Сурова
Детский познавательный проект «Можно ли увидеть время?»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ «Детский сад № 6»
р. п. Мишкино
Тема исследовательской работы
«Можно ли увидеть время?»
Введение
Усатое солнышко
Спряталось за стёклышко.
Шевелит усами
Зовут (Часами)
Часы! Какая распространенная и всем известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы – круглые, другие – квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь.
Публикация «Детский познавательный проект „Можно ли увидеть время?“» размещена в разделах
Давайте представим себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы… Что тогда будет? (Будет страшный беспорядок. Магазины будут работать, как захотят. Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу.)
Сейчас трудно представить, но когда-то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из-за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой - настал полдень.
Так что же такое время? Можно ли увидеть время?
Гипотеза проекта
«Если время существует, то его можно увидеть»
Вид проекта : Познавательно- исследовательский
Продолжительность проекта : краткосрочный
Автор работы: Иванов Кирилл, Иванищев Коля
МКДОУ «Детский сад № 6».
Руководитель : Сурова С. А.
Задачи проекта :
• Познакомиться с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.
• Выяснить всё о роли часов в жизни человека.
• Провести опыты и эксперименты по изучению свойств времени.
Актуальность
Время – это одно из самых загадочных явлений во Вселенной. С одной стороны его очень сложно объяснить, с другой стороны его можно измерить. Мы часто слышим, что нужно торопиться, что бы успеть что- то сделать, потому что время «бежит» или «идёт», что время «течёт» быстро и мы опаздываем. Так что же такое время? Можно ли его увидеть?
Основная часть
Мы с ребятами в группе задумались над этим вопросом. Первое, что мы выяснили, что мы знаем о времени? (Мы знаем что время определяют по часам, что они бывают разной формы и размера, что часы «идут»,что по ним можно определить когда идти в садик, когда надо кушать, когда ложиться спать).
А затем мы стали думать, что же мы хотим ещё узнать о часах? (Из чего делают часы? Как они устроены? Как раньше определяли время? Если есть время, как его можно увидеть? Можно ли самим сделать часы?)
Тогда мы стали думать, где найдём необходимую информацию? (в книгах, в интернете, можно спросить у родителей, посмотреть по телевизору, спросить у друзей)
Сделать самим солнечные часы, песочные, водяные, огненные (свечка) .
И тогда мы поймём почему люди говорят время бежит, скачет, течёт и т. д.
В начале мы решили узнать, как раньше люди жили без часов? Как они определяли время?
Оказывается, часы были и раньше, но в те давние времена они были другие — живые! Догадайтесь, что такое «живые часы»? Какие они могли быть? (Это петух, птицы, цветы).
Затем люди придумали солнечные часы,но они оказались неудобны (в пасмурную или дождливую погоду солнечные часы ничего не показывают. Их нельзя взять с собой в квартиру. Время они показывают не точно)
Тогда люди стали придумывать другие часы. Они их сделали из песка. И назвали их песочные. Но они тоже оказались не очень удобными для людей.
Мы дома с папой и мамой сделали для друзей в детский сад солнечные, песочные, водяные и огненные часы.
Есть такие высказывания «Сколько воды утекло», «Время течёт» Что это означает?
Мы с ребятами и воспитателя провели эксперимент с песочными часами
«Течет ли время?».
Гипотеза: предположили, что
время это песчинки, которые находятся в песочных часах. Если они стекают (песчинки) сверху вниз, то можно предположить, что время течет.
Описание эксперимента:
Ставили песочные часы на стол и пробовали собрать игрушки, пока стекают песчинки. Одевались на улицу и пробовали за 1 минуту обрисовывать фигуры по трафарету на бумаге, перекладывать фасоль из одной емкости в другую. Потом мы попробовали с ребятами просто сидеть 1 и 3 минуты без задания и сделали вывод, что когда мы заняты делом, то и время течет быстрее.
Эти же опыты мы провели и с водяными часами.
Вывод: Вместе с песчинками, которые текут в песочных часах «течет» и время, так же узнали, что означает высказывание «Сколько воды утекло» -это значит, что прошло много времени.
Потом провели эксперимент с секундомером: «Может ли время прыгать, бежать, скакать».
Гипотеза: Предположить, что время не только течет, а если у него есть «ноги», значит, оно может прыгать, бегать и скакать.
Описание эксперимента:
Наблюдали, сколько кругов обежит стрелка секундомера, пока в песочных часах пересыпается песок.
Измеряли за какое время можно подняться на второй этаж, спуститься вниз, пробежать змейкой по группе и т. д.
Вывод: Путём наблюдений с детьми за секундной стрелкой установили, что время может не только течь, как в песочных часах, но и прыгать, скакать, бежать.
Увидели, что пробег стрелки по кругу (от отметки 0) - это минута, а прыжок с черточки на черточку - секунда.
Эксперимент с фотографиями: «Время и фотографии».
Гипотеза: Предположить, что время движется вместе с нами, не стоит на месте.
Описание эксперимента:
Воспитатели попросили нас принести свои фотографии (разные периоды детства).
Рассмотрели фотографии, мы пришли к выводу, что все живое развивается и растет и вместе с ним идет время.
Эксперимент с огненными часами
Высказывание «прожигать время» связано именно с «огненными часами».
Огненные часы измеряли время по количеству сгоревшего воска в свече. Такие часы показывали время неточно и тоже были не удобны в использовании.
Тогда человек еще немного подумал и придумал часы, которыми мы пользуемся до сих пор. Это часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы.
Не могу понять никак —
Где в часах сидит Тик-Так?
Разобрал я весь будильник,
Там деталей целый воз!
Стрелок, винтиков, пружинок,
Разных зубчатых колёс.
Нет Тик-Така! Где Тик-Так?
Не поймать его никак.
Починил часы мой папа,
Вновь будильник заходил.
Видно, он поймал Тик-Така
И на место посадил.
А ещё есть часы без пружины. Вместо нее внутри часов находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки – это электронные часы.
Какие будут часы в будущем? Мы с ребятами пофантазировали и нарисовали такие часы, вот что у нас получилось.
Заключение:
В ходе исследования мы с ребятами пришли к выводу о том, что время это такое понятие, которое нельзя пощупать, мы его можем только осознать, почувствовать через протяженность действий или событий.
Список использованной литературы:
1. Шорыгина Т. А. «Беседы о пространстве и времени». Методическое пособие.
2. Кобитина И. И. «Дошкольникам о технике». «Просвещение», 1991.
3. Рихтерман Т. Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 19с.