Мария П
Детский мастер-класс как инновационная национально-культурная практика работы с семьей
▼ Скачать
Детский мастер-класс как инновационная национально-культурная практика работы с семьей»
Аннотация
Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции юного гражданина. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья [3].
Публикация «Детский мастер-класс как инновационная национально-культурная практика работы с семьей» размещена в разделах
В ФОП ДО - говорится, что работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста должна строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения ДОО и важности сформированной инициативы и самостоятельности детей к концу дошкольного детства. ФОП ДО п. 25. Цель - разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. [4]. Национально-культурная идентичность — одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определённой нации, стране, культурному пространству. Национально-культурная идентичность не тождественна понятиям гражданства или национальности, хотя они могут быть факторами, оказывающими на неё сильное влияние. [5]
В нашей группе детского сада, в национальный праздник- День семьи, мы применили инновационную национально-культурную практику работы с семьями воспитанников с развитием детской инициативы- детский мастер-класс.
Детский мастер-класс – это особая форма организации детской деятельности, позволяющая детям продемонстрировать свои личные достижения, умения, открытия в какой – либо области, а также, овладеть культурными способами передачи своего опыта.
Всероссийский праздник 8 июля – День семьи, любви и верности – появился благодаря Муромскому князю Петру и его жене Февронии которые жили в XIII веке. Эту семейную пару православные христиане почитают за покровителей семьи и брака. А символом праздника является ромашка. Именно этот скромный цветок решили связать с праздником Дня семьи. [7].
Правила организации.
1. Мастер-класс проводится по инициативе детей
2. Педагог заранее индивидуально обговаривает с ребёнком этапы выступления и содержание выступления.
В чём ценность детских мастер-классов :
Для детей, дающих мастер-класс :
• Развитие инициативности;
• формирование коммуникативных навыков;
• возможность почувствовать себя успешным, значимым, лидером;
• формирование ответственности.
Для родителей, участвующих в мастер-классе :
• Овладение новыми способами действий;
• приобретение опыта коллективной деятельности с ребенком;
• формирование умения регулировать своё поведение, подчиняться правилам;
• возможность увидеть своего ребёнка в новом свете, испытать гордость за него;
• увидеть «зону ближайшего развития» своего ребёнка;
• стимул самостоятельного поиска новых способов совместного досуга с детьми.
В связи с этим перед нами встает задача создания таких условий, которые позволят ребенку проявить себя в качестве субъекта собственной деятельности, определить и реализовать свои цели, приобрести собственный опыт, взять на себя ответственность за результаты собственной деятельности. В данном случае образовательное событие будет строиться не от задач взрослого, а от особенностей жизнедеятельностей каждого ребенка.
Цель: Создание условий для личностного развития ребенка.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с техникой бумагопластика;
- расширить представление детей о свойствах бумаги, вызвать интерес к работе с бумагой;
- закрепить аккуратно работать с бумагой и клеем.
Развивающие:
- развивать у детей чувство цвета и стиля;
- развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук, глазомер, эстетический вкус.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность и терпение;
- воспитывать у детей чувство прекрасного, художественный вкус;
-воспитать у детей любовь к своей семье и своим родственникам, уважение к ним. Оборудование и материалы для мастер-класса :
• образец букета ромашек;
• клей-карандаш или клей ПВА;
• цветная бумага: зелёная – для стеблей ромашки; жёлтая – для сердцевины; белые полоски бумага – для лепестков ромашек. Приложение [2]
Предварительная работа : составление рассказов о себе и своей семье; рисование портретов членов семьи; чтение художественной литературы; закрепление навыков работы с бумагой. Приложение [1]
Ход мастер – класса
1. Организационная часть:
- приветствие детей и их родителей;
- проверка подготовки необходимых материалов и оборудования.
2. Основная часть.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим вас, что в таком круговороте дел вы нашли время и пришли к нам на встречу. Сегодня 8 июля мы отмечаем праздник «День Семьи, Любви и Верности, ведь самое главное и ценное в жизни – семья.
Сегодня самое почетное место занимает ромашка – символ праздника и это не случайно, издавна девушки гадали на ромашке, мечтая о суженном и о создании семьи, приносили в дом с желанием сохранить любовь, тепло и уют в семье
А сейчас мы хотим узнать как вы знаете пословицы о доме, о семье.
Я буду начинать пословицу, а вы постарайтесь закончить.
Гость на пороге - …. (счастье в доме)
Дом без хозяйки - …. (сиротка)
Дом вести - (не бородой трясти)
Яблоко от яблони- ….(не далеко падает)
Чем богаты - (тем и рады)
В гостях хорошо - …. (а дома лучше)
Давайте не будем рвать ромашки без особой нужды. Пусть они цветут и радуют вас, ваших
родных и близких. Нужно бережно относиться к природе, а мы вырастим свою, неувядающую ромашку. Сегодня, на нашем занятии мастер-классе, вырастут особенные ромашки -бумажные. Наши ромашки так быстро не увянут. А ведущие нашего мастер-класса-ваши дети! [1]
Демонстрация образца изделия:
Вот она - наша ромашка! Традиционный цвет ромашки - белый, с жёлтой серединкой. А из чего состоит наш цветок? - Лепестки, сердцевина цветка, стебелька. Наша ромашка
изготовлена в технике объемной аппликации из бумаги.
Составление плана.
Рассмотрим основные этапы нашей работы :
- склеить лепестки - петельки;
- сборка ромашки и оформление.
А теперь посмотрим все ли у нас приготовлено для работы?
Белые полоски бумаги, клей, 2 кружка из желтой бумаги– сердцевина ромашки.
Приступаем к сборке ромашки: на сердцевину ромашки (жёлтый кружок, начинаем приклеивать петельки в один ряд по кругу.
Из зелёной бумаги скручиваем по диагонали стебель и клеим на сердцевину ромашки – основу. Второй кружочек клеится поверх основы.
Итак, цветок готов!
3. Заключительная часть.
Выставка работ и просмотр готовых ромашек. Фотосессия. Приложение [3]
Подведение итогов мастер-класса.
Сегодня мы сделали букет ромашек из самого доступного материала - бумаги, и я думаю, что вам очень понравилось работать с ними. Букеты ромашек получились у всех красивые. Поздравляем крепкие семьи наших воспитанников с прекрасным праздником, Днём семьи, любви и супружеской верности! Желаем, чтобы в ваших семьях всегда царили любовь, верность, взаимопонимание и, конечно же, счастье! Пускай каждое мгновение, проведенное рядом с родными, приносит вам только радость, улыбки, гармонию в душе и хорошее настроение!
Литература:
1. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/226028-master-klass-dlja-roditelej-po-izgotovleniju
2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2023/07/16/sposoby-i-napravleniya-podderzhki-detskoy-initsiativy-soglasno
3. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: – М. : Издательский центр «Академия», 2018.- 157 с
4. Федеральный Образовательный Программа
5. https://kozlovshina.schools.by/pages/innovatsionnaja-dejatelnost
6. https://urok.1sept.ru/articles/669120
7. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/07/23/pochemu-romashka-simvol-semi
Приложение 1
Приложение 2