Майя Смирнова
Детский исследовательский проект «Волшебница соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Детский исследовательский проект «Волшебница соль»
Паспорт проекта: исследовательский, творческий, краткосрочный (2 недели, в рамках ДОУ
Актуальность: После того, как Майя Муратовна прочитала нам сказку "Как Иван – купеческий сын за солью ходил" возник вопрос: "Какими свойствами обладает соль?" Это очень заинтересовало, и мы решили исследовать соль, узнать о ней все.
Темочки:
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Цель: Узнать как можно больше о соли, о её свойствах.
Перед собой поставили следующие задачи:
· Собрать информацию о соли
· Исследовать свойства соли опытным путем.
· Провести опыты по выращиванию кристаллов соли.
· Провести опыт по окрашиванию соли.
Гипотеза: если провести исследования, опыты и эксперименты с солью, то можно расширить свои знания о соли.
Методы и приемы реализации проекта:
• анализ познавательной литературы;
• исследовательская деятельность;
• наблюдения;
• поисковая деятельность;
• творческая, игровая деятельность
I. этап – подготовительный:
· рассмотрели иллюстрации.
· просмотрели видео презентации «Где и как добывают соль»
· познакомились с художественными произведениями, в которых говорилось о соли. (Сказки, пословицы, поговорки, загадки)
II. этап – практический:
Мы узнали, что соль - это приправа к пище, она белого цвета и очень соленая на вкус.
Соль используют в медицине, значит она лечебная. А еще бывает морская соль - ее добавляют в ванну с водой для купания.
Из интернет источников мы узнали, что соль существует с древних времен. Люди собирали белый порошок с камней на берегу моря.
Соль была очень дорогой и из-за нее начинались войны.
Соль придает пище вкус. Многие продукты без соли могут испортится, поэтому соль необходима человеку.
Мы решили изучить, что еще умеет соль, в этом нам помогла наш воспитатель. С ней мы провели серию опытов:
Опыт №1
Сначала мы изучили свойства и качества соли. Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, сыпучая.
Опыт №2 "Соль хрустит"
Мы насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего мы услышали хрустящие звуки. Мы сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.
Вывод: Соль состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт №3
"Соль в воде разной температуры"
Мы взяли два стакана с холодной и горячей водой. И положили в каждый из них по одной ложке соли «с горкой».
Вода в стаканах помутнела. Но вот в стакане с горячей водой соль растворилась быстрее, и вода была почти прозрачной. А в стакане с холодной водой соль упала на дно, сама же вода долго оставалась мутной.
Вывод: в горячей воде соль растворяется быстрее.
Опыт №4 "С солью и яйцом"
Взяли два стакана с водой. В один стакан положили 6 ложек соли и хорошо перемешали. Во второй стакан соль не положили. Осторожно опустили в оба стакана по сырому яйцу. В стакане с солью яйцо плавало на поверхности, а в стакане без соли - яйцо утонуло.
Вывод: Раствор поваренной соли имеет большую плотность, чем вода.
Опыт №5 "Выращивание Кристаллов"
А еще мы научились выращивать кристаллы. Они получились очень красивые. Мы взяли стакан с водой, добавили в него соль и размешивали до тех пор пока соль не растворилась. Получился перенасыщенный раствор соли. Затем соленую воду процедили через ватный диск, и опустили в стакан нитку. Через несколько дней появились кристаллы.
Вывод: Соль способна кристаллизироваться.
Опыт №6 "Соль - чистящее средство"
Мы взяли грязный бокал насыпали на губку немного соли и помыли бокал. Он стал чистым, даже блестел.
Вывод: С помощью соли можно мыть посуду.
А еще мы красили соль. В тарелку с солью добавили пищевую краску и перемешали.
Вывод: Соль легко красится и ее можно использовать в творчестве
III. Этап – Заключительный
Закончив проект, мы узнали:
· Соль - белое вещество с солёным вкусом. Она хорошо растворяется в воде.
· Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.
· Соль - помощница в хозяйстве.
· Соль - пища и приправа, консервант.
· Соль необходима для жизни и здоровья человека.
· При испарении солёной воды появляются кристаллы белого цвета и солёные на вкус.
IV. Вывод:
В ходе работы мы узнали много нового о соли и ее свойствах. Провели интересные опыты. Работали в творческой мастерской: красили соль пищевыми красителями и украшали баночку.
Список литературы
1. Джейн Эллиот, «Детская энциклопедия». ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006
2. Савенков А. И., Маленький исследователь: Как научить дошкольника приобретать знания, - Ярославль; 2002г.
3. Савенков А. И., Лекции на тему: «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»
4. Бурыкина М. Ю., Введение в мир неживой природы детей дошкольного возраста, - Б. ; 1995г.
5. «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников»/Под ред. О. В. Дыбиной - М. : ТЦ Сфера, 2014г.
6. Белов Н. В. Энциклопедия драгоценных камней и кристаллов. - Минск: «Харвест», 2009 г. – 159 с.
7. Большая книга «Почему». Перевод с итальянского Ольги Живаго. - М. : РОСМЭН, 2011 г. - 240 с.
8. Журнал «Галилео. Наука опытным путём», №7, 2011 г.