Светлана Леонтьева
Музейно-образовательный проект «Народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Музейно-образовательный проект
Большое значение в развитии и воспитании детей имеет игрушка, без которой игра ребенка не бывает полноценной. Современные дети играют яркими разнообразными игрушками, порой не задумываясь об их происхождении, истории развития.
Публикация «Музейно-образовательный проект „Народная игрушка“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Народная игрушка – не просто забава, развлечение, она может научить, рассказать о культуре, укладе жизни и представлениях предков. Испокон века игрушка знакомила ребёнка с окружающим его миром – с животными, растениями, предметами домашнего обихода, орудиями труда (Усова А. П.). Вместе с тем, одним из свойств традиционной игрушки являлась её способность заинтересовать ребёнка, привлечь его внимание, доставить ему радость во время игры. Для достижения этой цели народные мастера русской игрушки пользовались различными средствами, повышающими художественную выразительность их изделий.
Народная русская игрушка своими корнями уходит в глубокую древность. Народная игрушка, хотя и обладала определённой обобщённостью, простотой формы, отражала запоминающиеся силуэты и характерные позы человека и зверей. Поэтому детали игрушки заслуживают особенного внимания. Развёрнутый веером хвост и высокий гребень сказочного петуха, круто изогнутая шея коня с торчащими ушами, разветвлённые рога оленей и козлов – эти детали придают особую самобытность русской народной игрушке. Народная русская игрушка свидетельствует об одарённости её мастеров, об их таланте, питающемся окружающей их жизнью и действительностью.
Цель проекта: развитие познавательного интереса детей посредством ознакомления с традиционными народными игрушками.
Задачи:
1. Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской игрушки; Обогащать знания дошкольников об истории возникновения народной игрушки (тряпичная кукла, матрешка, филимоновская, дымковская, богородская игрушки);
2. Учить детей изготавливать некоторые куклы самостоятельно, с помощью родителей, педагогов из разных материалов (глина, бумага, ткань); развитие мелкой моторики;
3. Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа;
4. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.
Планируемый результат: дети познакомятся с народной игрушкой; научатся изготавливать традиционные игрушки из глины, ткани, дерева, лыка и использовать их в различных видах деятельности; у детей появится стойкий интерес к народной культуре, бережное к ней отношение.
Дети знакомятся с дымковской, богородской, филимоновской, игрушкой, загорской, семёновской, похловмайданской матрёшкой. Узнают историю появления и технологию изготовления, пробуют свои силы в изготовлении и украшении игрушки, изготовленные игрушки включаются в различные виды деятельности – трудовой, двигательной, чтение (восприятие) художественной литературы, познавательно-исследовательской, игровой и т. д.
При этом основной целью для педагога является пробудить в детях познавательный интерес посредством использования ярких привлекательных для детей народных игрушек.
Подготовительный этап- подбор, изучение литературы по теме проекта;
- приобретение материалов для гостиных, родительских собраний
Основной этап
Работа с детьми:
- занятие в средних группах по музейно-образовательной программе «Введение в предметный мир» - «Старинные игрушки»;
- создание в группах уголка народной игрушки (№ 6 – о матрешках; № 5 – Филимоновская игрушка; № 8 – Богородская игрушка; № 11 дымковская игрушка)
- раскрашивание большой открытки «Народная игрушка» (группы старшего дошкольного возраста) – в музее;
- выставка ДМЦ музея-заповедника «Кижи» «Народная игрушка»;
- раскрашивание заготовок для открытки – богородские, филимоновские, дымковские игрушки, матрешки;
- изготовление народных игрушек (из глины, дерева, ткани) в группе, в культурно-досуговом центре микрорайона Древлянка;
Работа с детьми и родителями:- психолого-педагогические гостиные
«Путешествие в Дымковскую слободу» (11 группа);
«Богородская игрушка» (8 группа);
«Филимоново» (5 группа);
«Русская матрешка» (6 группа);
- изготовление детьми и родителями панно из фетра «Народная игрушка»
Работа с родителями:- ознакомление с проектом «Народная игрушка» на родительском собрании (средние, старшие, подготовительные группы);
- мастер-класс по изготовлению игрушек из ткани (пеленашка, закрутка, из ниток) – средние группы («Ромашка», «Непоседы», «Веснушки», «Игрушечка»);
- оформление информационных стендов на тему проекта;
- изготовление народных игрушек родителями
Работа с педколлективом:- мастер-класс «Глиняная игрушка», «Игрушка из лыка»
Заключительный этап
Результаты проекта
- Проведение Рождественской ярмарки (17 января)
- Создание выставки «Народная игрушка» сделанных руками детей и родителей;
- Составление «Азбуки народной игрушки»;
- Презентация проекта для педагогов и родителей.