Щукина Светлана
Проект «Народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая аннотация проекта :
Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более. Обычно они имеют форму в виде яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей.
Темочки:
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные промыслы. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Русская народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Сравнительно недавно стала набирать популярность матрёшка с изображением портрета на ней — портретная матрёшка.
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.
Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков.
Анкетирование показало, что 90% родителей (законных представителей) покупают детям современные игрушки (барби, машинки, роботы, и т. д.) – народные игрушки – 10%.
Таким образом, можно обозначить проблему: народные традиции утрачивают свое значение, дети не играют в народные игрушки и не знают их.
Поэтому, если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить, что народная игрушка несет в себе педагогическую ценность в процессе развития дошкольников практически всем видам детской деятельности. С помощью народной игрушки решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации в среде сверстников и взрослых, происходит включение в традиционную культуру русского народа с принятыми в нем ценностями, представлениями о праве, красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах.
Актуальность :
Каждая девочка любит играть в куклы, да и многие взрослые женщины не отказались бы вернуться в детство. Не зря на Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет».
Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства.
Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. Вначале кукла защищала от болезней, несчастий и всяких злых духов. Она как бы заменяла собой человека, отвлекала на себя злые силы и тем самым берегла своего хозяина. Так ее и звали - оберег или берегиня. Если человек желал избавиться от какой-либо напасти, он брал куколку-берегиню, трижды поворачивал против часовой стрелки и приговаривал: "Отвернись злом, повернись добром". Куклы были самые разные, но одно у них было общее: у славянских кукол не было лица!
Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно часто носились как талисманы.
Проблема:
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.
Причины:
Снижение интереса к созданию игрушки (в сравнении с физическим, умственным и эстетическим развитием личности) со стороны родителей и воспитателей
Цель проекта :
-Знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек
-Знакомство с устным народным творчеством (песенки, потешки и др.)
Задачи проекта :
-Формировать представления детей о русской народных игрушках : Неваляшка, Петрушка, Матрёшка, Дымковская игрушка.
-Способствовать развитию произвольной памяти и избирательности при выборе народной игрушке к определённым игровым ситуациям.
-Воспитывать интерес и бережное отношение к народным промыслам.
Предполагаемый результат:
-Имеют представления о Неваляшке, Петрушке, Матрёшки, Дымке.
-Бережное отношение к окружающим предметам
-Использование потешек в определённых жизненных ситуациях
Предварительная работа:
Материальное оснащение проекта :
Помощь родителей для приобретения призов участникам конкурса.
1 этап - подготовительный
На этом этапе было проведено анкетирование родителей. Цель: выяснить знания о народной игрушке, о значение ее в воспитание ребенка.
Родителям были предложены анкеты на тему «Как мы играем с ребенком» и «Игрушки в жизни малыша». Анализ анкетирования показал, что современный родитель ориентирован на игрушки западных стран. Они приобретают игрушки по желанию и требованию своих детей. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. Всего 5 % родителей приобретают народные игрушки (матрешки, дудочки, свистульки, никто из родителей не изготавливает
игрушки сам для своего ребенка, многие отметили что у них нет знаний и фантазии для изготовления игрушек самим.
2 этап - основной
Работа с детьми:
Виды деятельности, формы и содержание работы.
-Участие родителей в проекте. Выставка поделок руками родителей и детей «Народная игрушка».
-Заинтересованность детей темой «Народная игрушка». Проявление их
познавательной активности.
-Принесение детьми из дома своей литературы о народных игрушках для чтения.
-Самостоятельно разукрашенные рисунков (разукрашенные с силуэтами народных игрушек).
-Консультация для родителей «История происхождения народной игрушки.
-Мастер класс для родителей, «В какие игры можно играть с народными игрушками».
-Д/и «Разложи и собери матрешек вместе». «Сложи картинку»
-Разучивание танца «Мы веселые матрешки».
-Картотека пальчиковых игр, стихов, физминуток, песенок, загадок, для детей связанных с темой.
-Рассматривание с детьми иллюстраций с разновидностями игрушек.
-Игровые ситуации по конструированию «Домик для матрешки».
-Театральные представления по теме «Народные игрушки»
-Сюжетно ролевая игра: «Праздник у Неваляшки»
-Экскурсия в горницу.
3 этап - заключительный этап
Итоговый и заключительный этап, на котором были
1. Отслежены результаты работы;
2. Организована выставка;
3. Оформлен альбом «Моя любимая игрушка»;
4. Оформлена папка-передвижка.
5. Создан мини-музея «Народная игрушка»
В ходе реализации данного проекта достигнуты определё нные результаты:
1. создана предметно – развивающая зона «Наши игрушки»;
2. сформированы устойчивые знания и интерес к происхождению куклы;
3. создан устойчивый интерес к бережному отношению игрушки;
4. сделаны игрушки для обыгрывания в театре своими руками;
5. установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения проекта
6. в своих играх дети стали больше использовать народную игрушку,
Месяц Ноябрь.
Формы работы:
-изучение литературы и обобщение полученной информации;
-наблюдение;
Цель: Расширить знания о содержании и значимости народного творчества для жителей города. Закрепить и пояснить, чем полезно народное творчество.
Месяц Декабрь.
Формы работы:
-организовать конкурс рисунков-совместный проект родителями «Будущее народного творчества»
-Отчетное занятие «Прекрасные игрушки»
-Загадки о игрушках
Итог: Закреплять представление о народном творчестве, установление доверительных детско-родительских отношений, заинтересованность родителей в сотрудничестве, выставка совместного творчества.
Деятельность родителей в организации проекта :
-Консультации, индивидуальные беседы, оформление папок-передвижек;
-Совместные мероприятия и открытые просмотры занятий, представлений.
-Помощь в пополнении предметно-развивающей среды игрушками : матрёшек, Ванькой-встанькой, петрушкой, неваляшкой, дымковскими и филимоновскими игрушками; иллюстрациями с изображением игрушек.
-Чтение и разучивание с детьми дома стихов об игрушках
Деятельность воспитателя в реализации проекта :
-разработка конспектов НОД, организация экскурсий, подборка художественной литературы
-оформление выставок детских работ
-разработка домашних заданий для детей и родителей
-разработка консультаций памяток для детей и родителей.
Результаты реализации проекта
В результате реализации проекта : «Народная игрушка», мы добились большого значения для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных вопросов и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Конечным этапом является презентация проекта. Показ результата проделанной работы по теме проекта можно провести в виде развлечения, театральной постановки, выставки работ, лепбука и др. Большое значение здесь приобретает самоанализ работы детьми, показ приобретенных знаний и возможностей. На каждом этапе проекта происходит взаимное общение между детьми, воспитателями и родителями. Общение способствует улучшению взаимоотношений между участниками проекта, развитию коммуникативных навыков детей, формированию нравственных принципов. За счет возможности презентовать свой проект, ребенок имеет возможность получить наслаждение и удовлетворенность от проделанной работы.