Татьяна Чечетенко
Детский фитнес как здоровьесберегающая технология в развитии физического развития дошкольников
▼ Скачать
Процесс физического воспитания подрастающего поколения, направленный на укрепление физического и психического здоровья, повышение их работоспособности и физической подготовленности, является одним из важнейших направлений формирования и укрепления здоровья детей подрастающего поколения.
Научные исследования в области гигиены, эпидемиологии и здравоохранения убедительно доказывают, что здоровье человека, прежде всего, зависит от здорового образа жизни каждого человека. По мнению известных российских ученых Ю. П. Лисицина, Ю. М. Комарова, образ жизни формирует здоровье и занимает около 50% всех специфических факторов, определяющих здоровье населения.
Публикация «Детский фитнес как здоровьесберегающая технология в развитии физического развития дошкольников» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Фитнес, аэробика для детей
- Темочки
К другим факторам, непосредственно влияющим на здоровье, относятся:
экология (воздействия окружающей среды) - 20%;
наследственность - 20%;
здравоохранение - 10%.
Как вы можете видеть, на продолжительность жизни явно влияют два фактора: наследственность и окружающая среда. Но чтобы прожить долго, необязательно родиться в семье долгожителей. Что касается окружающей среды, мы можем в определенной степени контролировать ее. Мы можем попытаться изменить наше окружение таким образом, чтобы уменьшить вредное воздействие неблагоприятной окружающей среды.
Существует идея, что здоровье основано на трех "китах" : рациональном питании, физической активности и психическом комфорте. Эти общие концепции неоспоримы, о которых вам необходимо знать и придерживаться.
Физическая активность является одним из важнейших средств формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся.
В рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования физическое развитие направлено на развитие двигательной активности и таких физических качеств, как координация и гибкость, развитие равновесия, координации движений, силы, ловкости и других. Современные дети испытывают "двигательный дефицит", проводя большую часть своего времени в статичном положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает переутомление определенных групп мышц, и как следствие, нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку в развитии основных физических качеств : скорости, ловкости, координации движений, выносливости. Но детство - лучшее время для формирования привычки "быть в форме".
Много нового и интересного можно привнести в физическую активность дошкольников благодаря использованию современных образовательных технологий. Одной из наиболее эффективных форм развития физической культуры дошкольников является детский фитнес. Внедрение детского фитнеса в практику образовательного учреждения в качестве дополнительной физической нагрузки позволит реализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности.
Цели детского фитнеса как нельзя лучше подходят для решения проблемы формирования здорового образа жизни, которая так актуальна для дошкольников. Этот:
-формирование физических способностей и качеств;
-удовлетворение естественной потребности в движении;
-развитие и тренировка всех систем и функций организма;
-профилактика нарушений осанки и простудных заболеваний.
Детский фитнес - это сочетание различных общеукрепляющих упражнений. Он включает в себя различные виды физической активности, направленные на укрепление здоровья, повышение физической активности. Также рекомендуется детям, которые по состоянию здоровья не могут посещать серьезные спортивные секции. Детский фитнес - это не перегрузка, не уровень спортивных достижений, это физкультура в улучшенном варианте, т. е. в более интересной форме.
Существует ряд преимуществ детского фитнеса перед физкультурой и спортивными секциями:
-в отличие от профессионального спорта, это не занимает много времени и не переутомляет. 20-30 мин. 2-3 раза в неделю;
-методика основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку;
-занятия проводятся в игровой форме, что способствует не только физическому развитию, но и учит общению;
-лучший выбор для ребенка, который не получает необходимого количества физической активности;
-детские фитнес-упражнения развивают у ребенка подвижность, гибкость и координацию;
-занятия детским фитнесом, это всегда интеграция различных видов деятельности (игровой, продуктивной, познавательной и т. д.);
- строгих требований к содержанию нет, только принципы.
В соответствии с принципами детского фитнеса подбираются технологии, методы, приемчики работы с детьми, правила и требования, предъявляемые к воспитателю, определяют мероприятия по всесторонней физической подготовке ребенка к будущей жизни, раскрытию жизненных сил, гармоничному развитию.
Доступность. Используемые фитнес-программы должны быть доступны как с точки зрения координации, так и функциональности и соответствовать возрастным требованиям. Оценка состояния здоровья и уровня физической подготовки необходима для снижения фактора риска и вероятности получения травмы и является обязательным требованием.
Принцип целесообразности и адекватности нагрузок. Физические упражнения, используемые во многих детских фитнес-программах, активно воздействуют на все органы и системы организма, что определяет показания и противопоказания к их применению.
Принцип биологической целесообразности. Принцип биологической целесообразности основан на: перегрузке, суперкомпенсации, специфическом воздействии физических упражнений на организм занимающихся и т. д.
Принцип биологической целесообразности. Феномен перегрузки заключается в том, что если ткань или орган вынуждены преодолевать нагрузку, к которой они не приспособились, то они не повреждаются и не ослабевают, а, наоборот, становятся сильнее, начинают лучше функционировать.
Программно-целевой принцип. В соответствии с программно-целевым принципом сначала формируются конкретные целевые задачи, затем определяются содержание, объем и организация учебной нагрузки, объективно необходимые для их выполнения. Следовательно, процедура программирования заключается в создании объективно необходимых условий для достижения конкретного тренировочного эффекта, необходимого для реализации целей оздоровительного тренинга. Исходя из этого, принимается решение о выборе соответствующего содержания тренировочного процесса и его организации.
Индивидуализация. Соблюдение принципа индивидуализации является одним из основных требований оздоровительного обучения. Изучение процессов роста и развития детей дошкольного возраста показывает, что темпы индивидуального развития неодинаковы. У большинства детей есть определенные темпы развития, соответствующие возрасту. Но в любой возрастной группе есть ребята, которые опережают своих сверстников в развитии или отстают от них. В последнее время количество отстающих увеличивается, и этот факт необходимо учитывать при организации и проведении занятий. В то же время важно помнить, что нет физической активности, большой или маленькой, есть нагрузка, которая соответствует или не соответствует возможностям организма.
Принцип взаимосвязи и взаимозависимости психических и физических сил. Целостность личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи психических (сфера эмоций, чувств и мышления) и физических сил организма. Добиться оздоровительного эффекта во время занятий фитнесом можно, если рассматривать все действия и проявления как отражение его единой телесно-психологической сущности. Занятия должны проводиться на хорошем эмоциональном фоне, в игровой форме, с использованием профилактических техник релаксации, концентрации внимания.
Принцип интеграции. Высокая эффективность объясняется тем, что технология создания фитнес-программ интегрирует все лучшее, что разрабатывается в смешанных научных дисциплинах, в виде новых инновационных форм. Специалисты по фитнесу опираются на достижения адаптивной физической культуры. Аэробика, например, впитывает и перерабатывает многие движения из различных видов спорта на свой пластический язык. Он продолжает использовать достижения науки и практики в области оздоровительных систем всех народов и континентов: йогу, элементы китайской гимнастики ушу и т. д.
Детские фитнес-программы, рекомендуемые для секционных занятий с дошкольниками : классическая аэробика для всех возрастных групп, фитбол для дошкольников, степ-аэробика для дошкольников, танцевальная аэробика, комплексные программы.
Музыкальное сопровождение - неотъемлемая часть и одна из характерных черт фитнес-программ. Все занятия фитнесом, независимо от направления фитнес-программы и контингента обучающихся, проводятся с музыкальным сопровождением.
Одной из инновационных технологий физического воспитания является гимнастика с фитболом. Фитбол - это поддерживающий мяч, используемый в профилактических целях. В переводе fitball : "fit" – оздоровительный, "ball" – мяч. В разных странах программы с использованием гимнастических мячей большого размера используются уже более 50 лет, в нашей стране - около 10 лет. В настоящее время мячи различной эластичности, размеров и веса используются в спорте, педагогике и медицине.
Фитбол развивает мелкую моторику ребенка, что напрямую связано с развитием интеллекта. Упражнения на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, формируют навык правильной осанки, который вырабатывается длительное время в обычных условиях. Мяч многофункционален по своим свойствам и может использоваться в качестве предмета, тренажера или опоры в тренировочных программах.
Комплексы упражнений на мячах, в зависимости от поставленных задач и выбора средств, могут иметь разную направленность: для укрепления мышц рук и плечевого пояса, брюшного пресса, мышц спины и таза, мышц ног и свода стопы; для повышения гибкости и подвижности суставов; для развития функция равновесия и вестибулярного аппарата, ловкость и координация движений, пластика и музыкальность; для расслабления и релаксации и т. д.