Елена Аксёнова
Детские страхи
Все знают, что многие дети чего-то боятся. Одним страшно оставаться в тёмной комнате, другие не решаются съехать с горки, третьи в ужасе убегают от собаки, цепенеют от страха при виде пчёл.
Объекты детских страхов бесконечно разнообразны, и их особенности находятся в прямой зависимости от жизненного опыта ребёнка, степени развития его воображения и таких качеств его личности, как эмоциональная чувствительность, склонность к беспокойству, тревожность, неуверенность в себе. Наличие страхов у дошкольников само по себе не является, как правило, какой либо патологией, обычно носит возрастной, переходящий характер, но в тоже время сигнализирует об определённом неблагополучии в эмоционально-личностной сфере ребёнка. Такие страхи возникают у эмоциональных детей в различные периоды детства, имеют свои особенности. Одним из факторов, определяющим появление страха у детей, является неоправданно строгая позиция родителей и неадекватные средства воспитания, которые они принимают. К арсеналу этих средств, противопоказанных для детей, особенно беспокойных, чувствительных, эмоционально не уравновешенных, относятся строгие наказания, угрозы, телесные наказания, шлепки и дары по рукам, особенно по голове и лицу. Большое количество запретов, недостаток тепла, ласки, эмоциональной близости со стороны матери, пренебрежение или неоправданно суровые наказания со стороны отца приводят к длительному перенапряжению нервной системы ребёнка, которые ослабевает её, создавая благоприятною почву для появления страхов.
Публикация «Детские страхи» размещена в разделах
Детские страхи далеко не у всех детей выражены так, что заставляют встревожиться родителей. Во многих случаях они носят переходящий характер. Однако у некоторых детей они со временем не исчезают, а переходят в навязчивые формы, близкие к невротическим состояниям. Обычные страхи, так часто встречающиеся у детей трёх-шести лет легко появляются и нередко сами собой исчезают в течение трёх-четырех недель. Страхи перед животными встречаются и у девочек и у мальчиков, а страхи перед лягушками, мышами, насекомыми более типичны для девочек. Большую роль в этом играет наличие подобных же страхов у матери, которая непроизвольно передаёт их ребёнку. Помня о своих страхах, мать непроизвольно ограждает ребёнка от пугающих её до сих пор или пугавших в детстве объектов. В результате жизненный опыт ребёнка искусственно обедняется, он не умеет противопоставить, что либо тревожным чувствам, которые неосознанно формируются под влиянием матери, и избегает объект страха, не пытаясь его преодолеть. Так возникают «наследственные страхи»; обычно родители не придают им значение и не пытаются с ними бороться. Иногда это действительно проходит, а иногда приобретает устойчивый характер и усложняет жизнь ребёнка. Появление многих распространённых вариантов страха можно предупредить самыми простыми методами. Например, страх темноты и нередко связанный с ним страх одиночества проявляются вечером перед засыпанием, следует помнить о том, что весь вечер должен проходить в атмосфере мира, уюта, покоя. Совершенно неуместны шумные игры, страшные фильмы и сказки, рассказанные перед сном. Обеспечение эмоционального комфорта для ребёнка в семье, внимания к его чувствам и переживаниям, готовность всегда прийти на помощь – наиболее эффективное средство предупреждение развития страха у дошкольников. Дело родителей - постараться, что бы малыш чаще улыбался, был спокоен и счастлив.