Наталья Красильникова
Детские народные игры
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад обще развивающего вида № 323»
Городского округа Самара
Детские народные игры
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий большой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, находчивость, волю и стремление к победе.
Публикация «Детские народные игры» размещена в разделах
По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов.
Привлекательны для детей в народных играх различные попевки. В любой народной игре есть обязательно ведущий или водящий. На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного или двух. Для этого служат считалки.
Все ниже представленные народные игры разделены по видам движений: игры с бегом, прыжками, метанием; некоторые из них можно проводить как в теплое, так и в холодное время года. Представлены так же игры малой подвижности, пригодные для проведения в ненастную погоду на ограниченной площадке.
Игры с бегом :
Змейка
Дети берут друг друга за руки, образуя цепь. Одного из крайних в цепи играющих выбирают ведущим. Он бежит, увлекая за собой всех участников игры, на бегу описывает разнообразные фигуры: по кругу, вокруг деревьев, делая резкие повороты, перепрыгивая через препятствия и т. д.
Правила. 1. Играющие должны крепко держать друг друга за руки, чтобы змейка не разорвалась.
2. Точно повторять движения ведущего.
3. Ведущему не разрешается бегать быстро.
Пустое место
Играющие встают в круг, выбирают водящего. Начиная игру, он пробегает мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать дальше по кругу. Запятнанный быстро бежит в противоположную сторону от водящего. Кто из них первый добежит до свободного места в круге, тот и занимает его, а опоздавший становится водящим.
Правила. 1. Дети бегают только за кругом.
2. Стоящие в кругу не должны задерживать бегущих.
3. Если дети прибегают к свободному месту одновременно, то они оба встают в круг, и выбирается новый водящий.
Берегись!
С одной стороны площадки протягивают шнур, за ним становится пятнашка. Все участники игры становятся на противоположной стороне площадки, там располагается их дом. Пятнашка громко говорит слова: «Берегись раз, берегись два, берегись три!». Играющие в это время идут через поле и подходят близко к шнуру. С последним словом пятнашка перепрыгивает через шнур и старается догнать и запятнать кого-либо из детей. Вместе с запятнанным он быстро убегает за шнур. Игра повторяется, но пятнашек становится двое.
Правила. 1. Играющие бегут в свой дом только после слов пятнашки: «Берегись три!»
2. Пятнашке разрешается салить только одного игрока.
3. Через шнур пятнашка только перепрыгивает, но если задевает шнур, то повторяет прыжок.
4. За чертой дома салить игроков нельзя.
Много троих, хватит двоих
Дети встают парами друг за другом, лицом в цент круга. Игру начинают двое, один из них – водящий, он стоит на 3-4 шага сзади того. Кто убегает от него.
Убегающий хлопает три раза в ладоши, бежит от водящего. Чтобы не быть осаленным, он встает впереди какой-нибудь пары. Прежде чем встать, на бегу кричит: «Много троих, хватит двоих». Тот, кто в паре стоял последним, убегает от водящего. Если водящему удалось осалить убегающего, то они меняются местами.
Правила. 1. Во время игры нельзя пробегать через круг.
2. Убегающему нельзя пробегать более двух кругов.
3. Как только он вбегает в круг, он должен сразу встать впереди какой-нибудь пары.
Платок
Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идет за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот. Кому положили платок, берет его в руку и бежит за водящим. И то и другой стараются занять свободное место в круге.
Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить ему платок на плечо, прежде чем тот займет свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, занимает свободное место. Если же убегающий первым встанет в круг, то водящим остается игрок с платком. Он идет по кругу, кому-то кладет платочек на плечо, игра продолжается.
Правила. 1. Дети не должны перебегать через круг.
2. Во время бега не разрешается задевать руками стоящих в круге.
3. Стоящие игроки не должны задерживать бегущих.
4. Играющие не должны поворачиваться в то время, когда водящий выбирает. Кому положить на плечо платок.
Курочки
Играющие выбирают хозяйку и петушка, все остальные – курочки. Петушок ведет курочек гулять, зернышки поклевывать. Выходит хозяйка и спрашивает петушка: «Петушок, петушок, не видал ли мою курочку?» «А какая она у тебя,» - спрашивает петушок. «Рябенькая, а хвостик черненький». – «Нет, не видел». Хозяйка хлопает в ладоши и кричит: «Кшш! Кшш!» Курочки бегут в дом, а хозяйка ловит их, петушок курочек защищает. Всех пойманных курочек хозяйка уводит в дом.
Правила. 1. Курочки бегут в дом только на слова «Кшш, кшш!»
2. Петушок, защищая курочек, не должен отталкивать хозяйку. Он широко раскрыв крылья, встает на ее пути.
Палочка-выручалочка
Дети по считалке выбирают водящего. Он встает лицом к стене. У стены лежит палочка-выручалочка. Водящий берет палочку, стучит по стене и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла. Кого первого найдет, тот за палочкой пойдет». После этих слов он ставит палочку у стены и идет искать. Заметив одного из играющих, громко называет его по имени, быстро подбегает к стене, берет палочку, стучит ею по стене и кричит: «Палочка-выручалочка нашла….(называет по имени играющего). Так водящий находит всех детей. При повторении игры должен водить тот, кто был найден первым.
Если игрок, которого нашли. Добежит до палочки-выручалочки раньше водящего, он быстро стучит по стене со словами: «Палочка, выручи меня!» Затем бросает ее как можно дальше и, пока ее ищет водящий, прячется. Водящий находит палочку, возвращает ее на место, стучит ею и громко говорит «Палочка пришла, никого не нашла. Кого первого найдет, тот за палочкой пойдет».
Правила. 1. Водящий не должен подсматривать, когда дети прячутся.
2. Водящий говорит слова медленно, чтобы все дети могли спрятаться
3. Он должен искать по всей площадке, не стоять возле палочки-выручалочки.
Перебежки
На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два дома. Участники игры делятся на две команды и занимают дома. В середине площадки стоит водящий. Игрокам нужно из одного дома перейти в другой. Водящий их не пропускает, он старается осалить перебегающих. Осаленный выходит из игры. Побеждает та группа, в которой оказывается большее число игроков в конце игры.
Перебежки с выручалочкой
Игра проходит как простые перебежки, только на площадке недалеко от линий домов очерчивают два круга. Игроки, осаленные водящим, не выходят из игры, а встают в один из кругов. Их могут выручить игроки той же команды. Пробегая мимо, игрок берет осаленного, который стоит в круге, за руку и вместе с ним бежит в дом своей команды.
Стоп
На одной стороне площадки очерчивается круг – место для водящего. На расстоянии 20-30 шагов от круга, на противоположном конце площадки, проводится линия кона, за ней стоят играющие.
Водящий, стоя спиной к полю, громко говорит: «Быстро шагай, мотри не зевай…Стоп!» Когда он говорит эти слова, дети быстро идут к нему, но на слове «Стоп» замирают на месте. Водящий быстро оглядывается и, заметив того, кто вовремя не успел остановиться и сделал после слова «Стоп» движение, возвращает его за линию кона. Водящий снова поворачивается спиной и говорит слова, а дети начинают свое движение с того места, где их застал сигнал.
Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из участников игры не встанет двумя ногами в круг, раньше чем водящий произнесет слово «Стоп». Тот, кто это сделал, становится водящим, и игра повторяется.
Правила. 1. Водящему не разрешается оглядываться назад до слова «Стоп».
2. Он может говорить фразу в любом темпе, но громко.
3. Играющие начинают движение одновременно со словами водящего. Разрешается передвигаться только шагом.
Уголки
Для этой игры нужно нарисовать четырехугольник. Участников 5 человек, 1 из них водящий, а четверо занимают уголки. Водящий подходит к одному из игроков и говорит: «Кумушка, дай ключи!» Ему отвечают «Иди, вон там постучи!» Пока водящий идет к следующему игроку, дети меняются местами.
Водящий должен не зевать и постараться занять кружок. Игрок, оставшийся без места, становится водящим.
Зайцы в лесу
Для игры выбирают зайцев и лису, остальные – деревья. На противоположных сторонах площадки проводят линии – это поля. На одном из них перед началом игры собираются зайцы.
Дети, изображающие деревья, встают друг от друга на расстоянии, позволяющем взяться за руки. Лиса живет в норе на краю леса.
Зайцы вбегают в лес. Им нужно перейти с одного поля на другое, но за ними охотится лиса. Она старается поймать зайцев, пойманных уводит в свой дом.
Лисе по лесу мешают бежать деревья: дети берут друг друга за руки, приседают, наклоняются, машут руками. Зайцы между деревьями проходят свободно. Игра заканчивается, когда все зайцы перейдут на противоположную сторону. Начиная игру повторно, дети снова выбирают зайцев и лису.
Игры с мячом
Мячик кверху
Дети встают в круг, водящий в его середину и бросает мяч вверх со словами: «Мячик кверху» Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стоп» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же водящий промахнулся, то остается им вновь и игра продолжается.
Правила. 1. Водящий бросает мяч как можно выше и только после слов: «Мячик кверху»
2. Водящему разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли.
3. Если кто-то из играющих после слов «Стой» продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего
4. Убегая от водящего, дети не должны прятаться за деревья и постройки.
Шлепанки
Дети встают в круг лицом к центру на расстоянии шага друг от друга. Выбирают водящего. Он выходит в центр круга, называет по имени одного из играющих и бросает мяч о землю так, чтобы он отскочил в нужном направлении. Тот, чье имя назвал водящий, ловит мяч и отбивает о землю ладонью, стоя на одном месте. Число отбиваний по договоренности, но не более 5, чтобы детям не приходилось долго стоять в ожидании. После отбивания мяча игрок перебрасывает его водящему. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не уронит мяч. Тот, кто уронил мяч, встает на место водящего. Играть можно в 2-3 мяча, тогда выбирают 2-3 водящих.
Подстенка
Дети (не более 4 человек) встают друг за другом лицом к стене. Первый игрок бросает мяч в стену, стоящий за ним ловит. Поймав мяч, он бросает его в стену, а ловит первый игрок. Затем первый снова бросает мяч, но так, чтобы отскочив от стены, он долетел до третьего игрока. Третий ловит его и бросает в стену, первый ловит мяч и снова бросает его так, чтобы отскочив от стены, он перелетел через головы всех играющих и достиг четвертого игрока, который должен поймать мяч. После этого играющие меняются местами. Игра заканчивается, когда все играющие выполнят роль водящего.
Правила. 1. Играющим разрешается при ловле мяча сходить с места, ловить мяч от отскока от земли.
2. Тот, кто мяч не поймал, выходит из игры.
Перебрасывание мяча
Участники игры делятся на 2 группы (не более 10 человек в каждой, встают за линиями друг против друга на расстоянии 3-5 м. По жребию или считалке право начать игру получает один из играющих. Он называет по имени одного из игроков и бросает ему мяч. Тот ловит и сразу же перебрасывает мяч игроку на противоположную сторону, назвав его по имени. Если играющий не поймал мяч, он выходит из игры, а право продолжить игру остается за командой, которая подавала мяч. Побеждает та команда, в которой осталось больше игроков.
Правила. 1. При ловле мяча играющие не должны заходить за черту.
2. Игрок выходит из игры, если он не поймал мяч.
3. Не разрешается долго задерживать мяч в руках; если это правило нарушается, мяч передают другой группе.
Зевака
Дети встают в круг и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен его ловить. Мяч перебрасывают, пока кто-то из игроков его не уронит. Тот, кто уронил мяч, встает в центр круга и по заданию играющих выполняет упражнение с мячом.
Летучий мяч
Играющие встают в круг, водящий находится в центре. По сигналу дети начинают перебрасывать мяч друг другу через центр. Водящий старается задержать мяч, поймать или коснуться его рукой. Если ему это удается, то он встает в круг, а тот, кому был брошен мяч, становится водящим.
Правила. 1. Играющим разрешается сходить с места при ловле мяча.
2. Играющие не должны задерживать мяч.
3. Водящий не может коснуться мяча, когда он находится в руках игрока.
Выбей мяч из круга
Дети встают в круг на расстоянии двух шагов друг от друга, руки держат за спиной. Водящий встает в центр, кладет мяч на землю и, ударяя ногой по нему, старается выкатить из круга. Играющие не пропускают мяч, отбивая его ногами водящему. Кто пропустит мяч, то идет водить.
Правила. 1. Играющие не должны касаться мяча руками.
2. Мяч разрешается отбивать так, чтобы он катился по земле.
3. Водящему не разрешается отходить от центра круга дольше чем на 2 шага.
Сторож
Все игроки берут мячи, встают полукругом. На расстоянии 3-6 м в середине полукруга, лежит большой мяч, его охраняет сторож с палкой. Играющие по очереди стараются сбить его своими мячами, а сторож палкой отбивает их мячи. Если отбитый сторожем мяч не докатился до игрока, он остается в поле. Играющий может взять мяч, но так, чтобы сторож его не осалил. Осаленный игрок становится сторожем.
Когда один из игроков собьет большой мяч, сторож быстро возвращает его на то же место. Но в это время играющие, чьи мячи лежат на кону, стараются их взять.
Правила. 1. Сторож отбивает мячи только палкой.
2. Сторож может осалить игрока только рукой.
Игры с прыжками
Попрыгунчики
На земле чертят круг. Один из играющих встает в середину – он пятнашка. По сигналу дети перепрыгивают через черту круга и, если не грозит опасность быть осаленным, некоторое время остаются внутри круга. Продолжают прыгать на двух ногах на месте или продвигаясь к центру. Участники игры стараются увернуться от пятнашки и вовремя выпрыгнуть из круга. Осаленный становится пятнашкой.
Правила. 1. Играющим из круга разрешается только выпрыгивать. Тот, кто выбегает, из игры выходит.
2. Пятнашка, преследуя играющих, также прыгает на двух ногах.
Мешочек
Дети встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга. В центре стоит водящий, он вращает по кругу шнур с грузом на конце (мешочек с песком). Играющие внимательно следят за шнуром, при его приближении подпрыгивают на месте вверх, чтобы он не коснулся ног. Тот, кого мешочек задел, становится водящим.
Салка на одной ноге
Дети расходятся по площадке, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий проходит среди них и незаметно одному в руки кладет платочек. На слова «Раз, два, три, смотри!» дети открывают глаза. Стоя на месте, они внимательно смотрят друг на друга: «Кто же салка?» Ребенок с платком поднимает его вверх и говорит: «Я салка!» Участники игры, прыгая на одной ноге, стараются уйти от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет платочек, поднимает его вверх и говорит: «Я салка!» Игра повторяется.
Правила. 1. Если ребенок устал, то он может прыгать поочередно то на правой, то на левой ноге.
2. Когда меняются салки, играющим разрешается встать на обе ноги.
3. Салка тоже должен прыгать, как все, на одной ноге.
Игры малой подвижности
Краски
Дети выбирают хозяина и двух покупателей, все остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет хозяину. Когда все краски выбрали цвет, хозяин приглашает одного из покупателей.
Покупатель стучится: «Тук-тук!» - «Кто там?» - «Покупатель».- «Зачем пришел?» - «За краской».-«За какой?» - «За голубой». Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Скачи по голубой дорожке на одной ножке». Если же покупатель цвет угадал, то краску забирает себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. Так они проходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который угадал больше красок. При повторении игры он выступает в роли хозяина, а покупателей играющие выбирают.
Правило. Покупатель не должен повторять дважды один и тот же цвет краски, иначе он уступает свою очередь второму покупателю.
Колечко
На длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине круга стоит водящий, он закрывает глаза и медленно поворачивается 3-4 раза, стоя на одном месте. Играющие быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий говорит: «Я иду искать». Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-либо из них прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и старается угадать, у кого спрятано колечко. Тот, кого он называет, снимает руку со шнура. Если водящий отгадал, то он встает в круг, а игрок, у кого нашли кольцо, идет водить.
Телефон
Все дети садятся в ряд: кто сидит первым, тот телефон. Ведущий на ухо быстро говорит ему слово или короткое предложение. То, что он услышал, передает своему соседу, тот в свою очередь передает это слово следующему игроку и так до последнего.
После этого все говорят, что они слышали. Первый, кто перепутал сказанное, садится в конец, играющие передвигаются ближе к телефону. Каждый ребенок может выполнить роль телефона один раз. После чего садится в конце ряда.
Дятел
Дети встают в пары и образуют круг. Выбирают водящего. Он – дятел. Дятел встает по середине. Играющие ходят по кругу и все вместе говорят слова: «Ходит дятел у житницы, ищет зернышко пшеницы». Дятел отвечает «Мне не скучно одному, кого хочу, того возьму»
С этими словами он быстро берет за руку одного из играющих и встает в круг. Оставшийся без пары встает в середину. Он дятел. Игра повторяется.
Солнце и месяц
Выбирают двух ведущих. Они отходят в сторону и тихо, чтобы никто не услышал, договариваются, кто из них будет солнце, а кто месяц.
Участники игры встают друг за другом, кладут руки на плечо или пояс впереди стоящего. Солнце и месяц подходят к играющим, берутся за руки и высоко их поднимают, получаются ворота. Играющие поют:
Шла, шла тетеря,
Шла, шла рябая,
Шла она лугом,
Вела деток кругом:
Старшего, меньшого,
Среднего, большого.
С этой песенкой они проходят в ворота. Солнце и месяц останавливают последнего и тихо спрашивают: «К кому хочешь – к солнцу или к месяцу?» Играющий так же тихо отвечает, к кому он пойдет и встает рядом или с солнцем. Или с месяцем. Игра продолжается. В конце игры нужно пересчитать, к кому перешло больше игроков.
Как выбирают водящего
Во многих подвижных играх есть водящий. Чтобы начать игру, его нужно выбрать. Выбирают водящего по считалке. Все участники игры встают в круг или в ряд, один выходит на середину, громко, четко произносит считалку.
Считалки
Я пойду куплю дуду,
Я на улицу пойду.
Громче, дудочка, дуди.
Мы играем, ты води!
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети.
Кукушата просят пить.
Выходи – тебе водить!
В круг широкий вижу я,
Встали все мои друзья.
Я для вас, мои дружки,
Затеваю пирожки:
Быстро нужно их испечь,
Ты пойдешь, затопишь печь!
Колокольчик всех зовет,
Колокольчик всем поет
Звонким, тонким голоском:
Динь – бом, динь – бом!
Выходи из круга вон!
Косой, косой,
Не ходи босой,
А ходи обутый,
Лапочки закутай.
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут,
Не найдет тебя медведь…
Выходи – тебе гореть!
Мимо леса, мимо дач
Плыл по речке красный мяч.
Увидала щука.
Что это за штука?
Хвать! Хвать!
Не поймать!
Мячик вынырнул опять.
Он пустился дальше плыть,
Выходи, тебе водить!
Взял Егор в углу топор,
С топором пошел во двор,
Стал чинить Егор забор,
Потерял Егор топор.
Вот и ищет до сих пор…
Поищи и ты топор!