МААМ-картинки

Детская тревожность

Елена Филиппова
Детская тревожность
▼ Скачать + Заказать документы

Наверняка многим из нас приходилось наблюдать такую историю, когда, собираясь на день рождения к соседской девочке, трехлетний ребё нок непрерывно задавал маме вопросы: “А ты будешь со мной? А кто еще там будет? А ты никуда не уйдешь?” Переступив порог знакомой квартиры, малыш увидел множество цветных шариков, ярких игрушек… и незнакомых ребят. Им было очень весело. Но ребёнок сразу почувствовал себя неуютно. Прижавшись к маме, он боялся выпустить ее руку. Глядя на всех с недоверием, мальчик спрятался за мамину спину и жалобно протянул: “Я боюсь, пойдем домой”.

Публикация «Детская тревожность» размещена в разделах

Не так важно, где разыгрываются действия, интересно насколько по-разному ребята реагируют на них. Один ребенок, освоившись в незнакомой обстановке, с любопытством начинает озираться на все новое и отправляется в самостоятельное путешествие. Время от времени он оглядывается, как бы проверяя, на месте ли мама, и спокойно продолжает играть. Другой настолько обеспокоен новизной окружающей действительности, что ни на минутку не отрывается от своей мамы. Если мама хоть на секунду исчезнет из поля зрения такого ребенка, он тут же начинает сильно волноваться и расстраивается.

Казалось бы, жизненный путь этих ребятишек совсем мал, а тревожность уже успела стать постоянным спутником некоторых из них. Почему? Как показывают эксперименты, проведенные в разное время и в разных странах детскими психологами, поведение родителей (особенно мамы) проявляется в характере и поведении ребенка. В первый год жизни, когда малыш нуждается в утешении, мать доступна и щедро делится с ним своей любовью, ребенок целиком и полностью доверяет своей маме. Если же мать младенца общается с ним непоследовательно: иногда она ласкова и отзывчива, иногда — наоборот, то малыш не знает, когда на маму можно положиться, а когда нет. Такие дети тоже ведут себя непоследовательно: одновременно добиваются контакта с мамой и сами же сопротивляются ему. К сожалению, тревожность и зависимость в таких детях с возрастом никуда не исчезает, она остается и дальше, просто проявляется в несколько иной форме.

Детская привязанность самая мощная, память о ней подсознательно остается в человеке на всю жизнь и будет служить моделью для всех дальнейших отношений с другими людьми.

Малыш подрастает, а тревожность, неотступно следующая за ним, окрашивает все в мрачные тона: отношение к себе, к другим людям, к действительности. Ребенок уже не только неуверен в себе, но и недоверчив ко всем и к каждому. Для себя тревожный ребенок не ожидает ничего хорошего. Теперь он все преломляет через призму тревожности и мнительности : “Я слабый, неумелый, у меня все не как у других”. Неприспособленность к разнообразным ситуациям порождает страх совершить ошибку, что приводит к редкому проявлению инициативы. Безынициативность нередко приводит к тому, что у других детей появляется стремление доминировать над тихонями, что ведет к тенденции избегать общения. Возникают внутренние конфликты, усиливается неуверенность в себе. И все это при обостренном и больном чувстве достоинства. Постепенно у такого ребенка формируется заниженная самооценка. Он склонен считать себя безнадежно глупым, безобразным, нескладным. Такой малыш стесняется самого себя, затаенно и мучительно презирает все, что с ним связано, чувствует вину перед сильными и красивыми. Он испытывает беспокойство даже в тех жизненных случаях, когда ничего к этому не располагает. Стараясь быть послушным, малыш предпочитает не обращать на себя внимание, стремится четко выполнить требования взрослых: убрать игрушки, сложить вещи, помочь по хозяйству. Но его примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер — ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

Очевидно, что дети, которые испытывают такое к себе отношение, находятся в постоянном психическом перенапряжении. Выражается это в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей раздражительности и эмоциональной неустойчивости.

Зародившись в младенческом возрасте, состояние тревожности набирает свои обороты. Ребенок растет — растут и требования, предъявляемые к нему родителями, нередко невыполнимые для ребенка. Иногда это связано с желанием родителей воплотить свои нереализованные мечты в ребенке или, добившись высокого положения в обществе, они, не желают видеть в своем чаде “неудачника”, заставляют его работать сверх меры. Требования мамы и папы, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям близких ему людей, чувствовать себя неудачником. Со временем он привыкает “опускать руки”, сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях. Малыш старается действовать так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами.

Нередки случаи, когда родители сами высокотревожные, воспринимая малейшую неудачу как катастрофу, не позволяют ребенку сделать ни малейшего промаха. В итоге малыш в такой семье лишен возможности учиться на собственных ошибках. У него усиливается ощущение собственной беззащитности перед опасностями, что мешает реализовать себя и общаться со взрослыми и сверстниками.

Еще один фактор, способствующий формированию тревожности — частые упреки, вызывающие чувство вины (“Ты так плохо вел себя, что у мамы заболела голова”, “Из-за твоего поведения мы с папой часто ссоримся”). В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Большое количество замечаний, чрезмерная забота, мелочный контроль, ограничения и запреты, постоянное одергивание могут вызвать в ребенке не только агрессию, но и тревогу. В последствии это чувство может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование — тревожность.

Как помочь тревожному ребенку?

1. Прямое общение “глаза в глаза” вселяет чувство доверия в душу ребенка.

Повышайте самооценку ребенка, позитивно оценивая его действия и поступки. Как можно чаще называйте ребенка по имени и хвалите в присутствии других детей и взрослых. Игра “За что меня любит мама” поможет ребенку почувствовать себя любимым и значимым для вас.

2. Не проводите сравнения одного ребенка с другими. Если же вы все-таки хотите провести сравнение, то лучше сравнить результаты ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад. Игра “Похвалилки”, в которой каждый ребенок (или взрослый) сможет рассказать о том, как он здорово выполнил то или иное действие, добавит ему уверенности.

3. Помогите ребенку снизить напряжение — и мышечное, и эмоциональное — научите его выполнять релаксационные упражнения. При упражнении “Маленькая птичка” предложите ребенку закрыть глаза, после чего тихим голосом произнесите следующее: “Представь, что ты держишь в руках маленького птенца. Он такой крохотный, что свободно помещается у тебя в ладошках. Он засыпает, поэтому ты стараешься сидеть без движений, чтобы не разбудить его. Если хочется, погладь его осторожно. Мысленно успокой птичку, скажи ей что-нибудь ласковое. Ее дыхание становится ровным, спокойным. Убедись, что птенец в полной безопасности, улыбнись ему”.

4. Способствуйте снятию мышечного напряжения с помощью массажа. Игра “Ласковый мелок” — хорошее развлечение. Рисуйте на спине друг друга различные картинки, а затем отгадывайте, что изображено.

5. Отрабатывайте навыки поведения в конкретных ситуациях. Предложите ребенку роль слабых, трусливых персонажей, чтобы он лучше осознал свой страх. Играя роль сильного героя, ребенок приобретет чувство уверенности в том, что он способен справляться с трудностями. При этом очень важно не только разыгрывать ситуацию, но и обсудить ее с ребенком.

Дети растут и взрослеют. И чем старше они становятся, тем дальше отходят от родителей и самостоятельно исследуют мир. Пятилетние дети могут целый день обходиться без своих мам, а подростки просто мечтают проводить время без них. Однако жизненные трудности любой преодолевает уверенней и легче, если знает, что есть надежное место, куда можно вернуться. И возвращается он не просто в знакомое или дорогое ему место, он возвращается к людям, к которым с детства привязан и которым доверяет. Детская привязанность самая мощная, память о ней подсознательно остается в человеке на всю жизнь и будет служить моделью для всех дальнейших отношений с другими людьми.

Публикации по теме:

Детская агрессия Детская агрессия – явление вполне закономерное и естественное. Ребёнок ведёт себя агрессивно, чтобы самоутвердиться или совершенствовать.

Детская азбука безопасности. Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто.

Детская креативность Вхождения детей в мир взрослых – это непрерывная цепочка открытий, начиная с первых дней жизни. Каждый из нас стремится глубже понять внутренний.

Детская одаренность БМАДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида» Старший воспитатель первой кв. категории Гребенщикова Е. Н. Детская одаренность Проблемы.

Детская презентация «Котоцветотерапия» Наталия Анатольевна Брындза Детская презентация "Котоцветотерапия" Данную презентацию можно использовать для работы с детьми начиная с.

Детская проектная деятельностьДетская проектная деятельность Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 36 «Русская сказка» общеразвивающего вида (МДОУ д/с № 36 «Русская сказка»).

Детская журналистика В условиях реализации в образовательном процессе Федеральных государственных требований к структуре образовательной программы и условиям.

Конспект «Детская спартакиада» Цель: привлечение детей к здоровому образу жизни по средствам спортивных состязаний. Задачи: • развивать быстроту, силу, ловкость, меткость,.

Детская дизайн-деятельностьДетская дизайн-деятельность Мастер – класс Тема «Изготовление предметов одежды оригинальным способом, посредством объемного дизайна из подручного материала». Вашему.

Памятка для родителей «Как помочь ребёнку преодолеть тревожность» Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 г. Тары» Тарского муниципального района Омской области Памятка для.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Детская тревожность
Опубликовано: 1 декабря 2017 в 23:52
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детская тревожность» (включая файлы) размещена пользователем Елена Филиппова (УИ 891423) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД