Елена Семина
Детская дизайн-деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Детская дизайн-деятельность
Мастер – класс
Тема «Изготовление предметов одежды оригинальным способом, посредством объемного дизайна из подручного материала».
Вашему вниманию предлагается мастер класс по изготовлению предметов одежды оригинальным способом, посредством объемного дизайна из подручного материала.
Совсем недавно идея дизайнерского образования дошкольников вызывала категорическое отрицание. Тем не менее, жизнь не стоит на месте, и, как известно, именно она диктует свои требования. Одним из таких требований времени, которые сегодня уже невозможно игнорировать, является включение элементарных дизайнерских знаний в детских садах.
Публикация «Детская дизайн-деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Вы знаете, что в практике детского сада нередко смешивают содержания понятий: «изобразительная деятельность», и собственно «детский дизайн».
Эти ограничения условны, детская продукция складываемая в папки и коробки и далее не востребованная – и это еще не детский дизайн.
А вот, детская выставка - интерьер, декор и костюмы к праздниками развлечениям, оформленные с их участием и являются объектами детского дизайна.
Дизайн – это особый вид деятельности. Что же касается детского дизайна, то он ориентирован на выполнение задач в области художественно-эстетического образования дошкольника.
Потребность ребенка в практической деятельности помогает педагогу направить его усилия на полезные занятия детским дизайном. Дети моделируют украшения и сувениры, мастерят одежду для кукол, костюмы и декорации к своим спектаклям и утренникам, обустраивают игровые комнаты и домики.
Это вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд. Но только в дизайн-деятельности возможна такая интеграция различных видов художественной деятельности с использование различного материала и различных техник.
Детский дизайн связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды. Дети обращают внимание на окружающие объекты среды, которые им нравятся или не нравятся, отмечают разнообразие их окраски, формы, величины, пропорций. Они могут собирать растения и минералы, использовать бумагу, ткани и синтетические материалы, создавать из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта.
Проанализировав ряд литературы как теоретической так и практической свой выбор остановила на технологии, разработанной ведущим научным сотрудником лаборатории эстетического развития, кандидатом педагогических наук Георгием Николаевичем Пантелеевым. Почему именно Пантелеев?
Именно у него определены три типа дизайна наиболее приемлемые для детей дошкольного возраста.
• плоскостной;
• объемный;
• пространственный.
Знакомство с ними строилось «от простого к сложному», т. е. каждый возрастной этап – это знакомство с новым типом дизайна, который включал такие направления как
• «аранжировка»;
• дизайн одежды;
• декоративно-пространственный дизайн.
Сейчас мне бы хотелось бы остановиться на дизайне одежды. Вариантов его изготовления много. В плоскостном проявлении – это может быть украшение трафарета платья, костюма. Объемный - создание самих изделий из салфеток, бумаги, полиэтилена, ткани, их декор. Пространственный – организация костюмированного представления. Причем может использоваться любой материал.
1. Например вы решили взять полиэтилен, то можно сделать берет. Это не займет много времени. Еще данный берет или шляпку можно использовать и как элемент рукава платья – фонарик.
2. Используя салфетки, можно создать материал для юбки, сарафана, а дальше дело техники и фантазии. Можно сделать складки, защипы, украсить элементами декора. Закрепив детали на скотч юбку или сарафан, можно одевать даже на показ мод.
Да эти костюмы не всегда надежны, но наша задача дать возможность ребенку комбинировать материалы, показать их вариативность использования, почувствовать эмоциональное удовлетворение от деятельности.
3. А вот для топа можно использовать материал для оформления букетов. Сеточка продолжает оставаться в моде. Да, кстати в летний сезон модными остаются купонные ткани. Такое сочетание можно создать, используя несколько видов салфеток или комбинируя их с другими материалами.
Всё это - объемный дизайн.
Первое направление - «аранжировки» - предполагает развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера. Это могут быть: композиции фито-дизайна, букеты, гербарии-картины, бижутерия из искусственного и природного материала, витражи и мозаики из цветного пластика, игровые детали и элементы сюжетно-тематических, сказочно-волшебных и орнаментальных композиций.
Второе направление - «дизайн одежды» - предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков - эскизов, фасонов и декоративной отделки платья. На досуге дети рисуют эскизы костюмов для персонажей литературных произведений, мультфильмов, спектаклей, а также для себя - одежды повседневной и праздничной.
Третье направление - декоративно-пространственный дизайн - ориентирует внимание детей на декоративном оформлении облика зданий и ландшафта, на эстетизацию кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам детского сада. Дети приобретают дизайн-опыт при создании макетов комнат, домиков, используя подручные материалы.
Знакомство с «аранжировкой» предполагает формирование навыков создания композиций. Элементарные поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Используя различный материал, дети оформляли гербарии, делали гирлянды, помогали в организации выставок работ.
В ходе деятельности дошкольникам предлагались игры художественного содержания, сюжетно-ролевые, побуждающие детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, туфли, декора спектаклей. Дети стали настоящими партнерами в организации и подготовки развлечений и праздничных утренников. Конкурс совместных творческих работ детей и родителями из овощей был настоящим открытием талантов. А какие интересные елки были выполнены в рамках проета «Новогдняя палитра».
Началом деятельности на данной ступени послужило ознакомление с простейшим дизайном композиций из природных и искусственных материалов, а усложнением в работе явилось рукоделие из материалов живой и неживой природы. Детям и родителям были предложены творческие проекты «Мак-роза-василек» и «Овощные картинки», цель которых – дизайн клумб и овощных грядок.
Организация дизайн-деятельности с детьми позволила сделать такой вывод, что одним из важнейших условий является интересная и содержательная жизнь ребенка в детском саду и семье.
Яркие впечатления, положительный эмоциональный опыт всё это служит основой для возникновения замыслов и развития творческого воображения.
Детская дизайн деятельность сходна с рукоделием, поэтому ее называют дизайн- рукоделием в таких странах как Япония, Италия, США, Франция. В содержание понятия «детский дизайн» Г. Н. Пантелеев включает понятия «дизайн-рукоделие» и «дизайн-проект». Дизайн-рукоделием можно назвать небольшие украшения-аранжировки, выполняемые детьми самостоятельно и одномоментно. «Дизайн-проект» предусматривает более сложный, длительный и коллективный характер деятельности (моделирование одежды, архитекртурно-художественный, декоративно-пространственный дизайн).