Ольга Кулагина
Детская проектная деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 36 «Русская сказка» общеразвивающего вида
(МДОУ д/с № 36 «Русская сказка»)
155800, г. Кинешма, Ивановская область, ул. Луховская, д. 2
Тел. 8(49331) 9 – 47 - 85
e-mail kindetsad36@yandex.ru
ИНН 3703010618; КПП 370301001; ОГРН 1023701275091
«Детская проектная деятельность. Создание интерактивной сказки по русской народной сказке «Теремок».
Публикация «Детская проектная деятельность» размещена в разделах
Автор: педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности Кулагина Ольга Александровна.
Кинешма 2017
Как возникла идея проекта?
С первых чисел марта у нас в саду началась тематическая неделя «В гостях у сказки?». После того, как детям были прочитаны сказки, дети прослушали их в аудиозаписи. Воспитателям были внесены пальчиковые, кукольные, теневые театры. У детей возник интерес. Я видела, как дети играют в сказку. Поэтому в начале проекта мы вместе с педагогом просто поддерживали инициативу детей создать новых героев, придумать другой коней этой сказки, т. е. интерактивную сказку.
Тема: «Детская проектная деятельность. Создание интерактивной сказки по русской народной сказке «Теремок».
Вид проекта: двухнедельный, групповой, совместный детско- родительский творческий практико- ориентированный для детей 6-7 лет.
Цель: формирование у дошкольников взгляда на интерактивную сказку с позиции творческого человека.
Ожидаемый результат участия в проекте: раскрепощение мышления ребёнка, развитие творческого потенциала, формирование умения наблюдать, планировать сравнивать, переживать увиденное, фантазировать, отражать свои впечатления в творческой работе, совершенствование навыков общения и социализации.
Суть проекта: осваивание и дальнейшее использование навыков лепки, аппликации, рисования, конструирования в выполнении декораций и персонажей. Работа над проектом проводилась в рамках программы воспитания и обучения и распределялась согласна принятой сетки занятий. Таким образом, участие в проекте не становиться для детей источником дополнительной нагрузки.
Принципы работы над проектом.
1. Сохранение атмосферы радости, творчества, доверия, взаимопомощи.
2. обеспечение участникам проекта возможности реализовывать свои объективные потребности в общении, самовыражении, самоутверждении и самопознание, получение удовлетворения от совместной работы.
3. использование на занятиях, дома, в самостоятельной деятельности широкого спектра видов деятельности, выделение и подведение итогов, отражающих разные направления личностного становления, роста мастерства ребёнка.
4. основной упор делается не на достижении быстрых результатов, а развитие интереса к предполагаемым видам деятельности, развитие общеучебных навыков, рефлексивной сферы, поиск детьми собственных путей совершенствования в творчестве, коммуникациях.
5. Оценка своих работ самими детьми. Не только практический результат (поделка, но и степень участия в общей работе. Особенно ценятся творческий подход и оригинальность.
6. проект создания интерактивной сказки предполагает постепенный рост самостоятельности детей во всех видах деятельности.
7. недопустимо в работе над проектом:
- действия педагога вместо ребёнка
-подмена волеизъявления детей (например, желание помочь герою, выбор наилучшего способа выполнения поделки и пр.) в придумывании нового сюжета или героя в знакомое литературное произведение, придумывание начала и конца сказки.
Подготовительный этап:
1. Подготовка предполагаемых материалов и оборудования.
2. Распределение обязанностей между участниками проекта (родителями и педагогами)
План работы над интерактивной сказкой.
Занятие. Тема: «Погружение в сказку»
1 этап
1. Чтение сказки «Теремок»
2. Формирвание мотивационной основы предстоящей работы
3. обсуждение предстоящей работы (варианты начала и окончания сказки, введение новых героев)
4. составление схемы проектной деятельности на ватмане поэтапно
5. обговаривание и подбор материалов на следующее занятие
2 этап
Занятие. Тема : Разработка и создание декораций «Вырос лес до небес»
1. выполнение различными изобразительными техниками – рисованием, аппликативно, пластилинографией (поляны, деревьев, теремка)
2. домашнее задание (с родителями)
3. обговаривание и подбор материалов на следующее занятие
3этап
Занятие. Тема: Создание персонажей с интерактивной сказке «Теремок»
1. разработка и создание персонажей (выполнение героев сказки – мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь, домовёнок)
2. лепка с использованием бросового материала – бусинки, мех и пр.
4этап
Занятие. Тема: Тема: «Оживление сказки»
1.«Оживление и показ сказки «Теремок»
2. Подведение итогов.
3. Оформление выставки по итогам проекта
4. Тема проекта будущего (клоуны) «Цирковое представление»
5. Приложение (диагностика результативности проекта)
1 Конспект занятия
Тема: «Погружение в сказку»
Цель: формирование мотивационной основы предстоящей работы
Задачи:
- формировать умение детей самим разрабатывать или проектировать свою деятельность в создании новой сказки
-составлять схему предстоящей работы
-самостоятельно выбирать технику и оборудование в продуктивной деятельности, умение договаривать, оказывать помощь друг другу
- развивать творчество детей, умение выполнять действия на основе самостоятельного речевого планирования.
Материал: книга сказка «Теремок», ватман1/2, маркеры, домовёнок, цветные нитки, картонка для поля, коробка для теремка.
Ход занятия
Выразительное чтение сказки.
- ребята вот мы и закончили чтение сказки. Закрыли последнюю страничку и сказка осталась у нас только в памяти. Эту сказку сочиняли много людей, много лет назад. Кто то придумал героев – сначала мышку, лягушку, зайчика, кто- то теремок и других героев, кто-то придумал начало и конец сказки. Так и получилась русская народная сказка «Теремок» .
- а как вы думаете, вы можете придумать что- то новое, нового героя, другой конец сказки? (ответы детей)
- ребята, подумайте и скажите, а как мы можем оживить эту сказку, то есть, не только её прочитать, но и показать другим ребятам, вашим родителям?
(ответы детей)
- да ребята, мы можем нарисовать, сделать аппликацию или слепить наших героев.
А с чего мы с вами можем начать свою работу над сказкой.
Да, мы сначала можем декорации. Вспомните, где происходит действие сказки (в поле, в лесу). Значит мы можем начать работу сделав поле и лес (деревья).
Ребята, вспомните, а где жили все звери? (в теремке)
Подумайте и скажите из чего мы можем сделать поле, деревья и теремок?
-А теперь представьте, что мы это всё сделали. Что мы должны сделать дальше?
(слепить героев)
-Скажите пожалуйста, что надо сделать, чтобы показать нашу новую сказку детям и родителям? (надо оживить наших героев, т. е. озвучить наших героев, распределить роли).
-Ребята, а как вы думаете, большая работа нам предстоит? Мы сможем всё сделать на одном занятии?
-А что же нам делать? Да, надо спланировать нашу работу на несколько занятий. А чтобы не забыть, я предлагаю изобразить наши занятия ввиде схемы, а вы мне будете подсказывать, что и в каком порядке мы будем делать.
Рисуем с детьми схему.
-вот у нас здесь нарисованы окошечки с цифрами, в них и будем рисовать условные знаки или символы, которые подскажут, что мы будем делать на каждом следующем занятии.
2 Конспект занятия.
Тема: Разработка и создание декораций «Вырос лес до небес»
Цель: обучение детей самостоятельному выбору технологий и оборудования для изготовления декораций
Задачи:
-обучать детей изготовлению объёмных деревьев по шаблону в трёхмерном размере
- обучать использованию различных материалов: краски, фломастеры, нитки, поролон для создания кроны.
- продолжить учить вырезать ножницами по нарисованному контуру, обсуждать и самостоятельно планировать свою работу при выполнении конкретного задания.
Материл: заготовка теремка, солома, палочки (на крышу, картон круглой или овальной формы на поляну, нитки зелёного цвета, разных оттенков нарезанные, клей карандаш, клей ПВА, бумажные шаблоны деревьев и ёлок (по 3 штуки на 6 человек)
Ход занятия.
Педагог обращает внимание детей на схему. Вспоминают, что они запланировали на это занятие.
Воспитатель обращает внимание детей на предоставленные материалы и просит подумать, кто из них что будет выполнять.
Деревья выполняются индивидуально, а теремок и поляна выполняются в микрогруппах. Педагог предлагает детям выбрать кто что и с кем будет выполнять.
Показ действия и объяснение изготовления деревьев в 3мерном размере по шаблону.
Начинаем с вырезания шаблонов, затем склейка отдельных частей, разрисовывание.
Аппликативно из ниток (ёлки, по выбору детей, помогая друг другу.
Затем в педагог дает задание микрогруппам (одни выполняют оформление поляны у теремка, другие крышу
После выполнения работ дети обсуждают выполненное, педагог спрашивает – что было трудно сделать, а что легко.
По окончанию работ детям предлагается выполнение домашнего задания, изготовление теремка вместе с родителями из бросового и природного материала (консультация родителей была проведена на подготовительном этапе). Используем схему для изготовления персонажей сказки (восковой пластилин, бусинки, стеки.)
3 Конспект занятия.
Тема: создание персонажей с интерактивной сказке «Теремок»
Цель: самореализация детей при создании персонажей сказки.
Задачи:
- продолжать совершенствовать умение детей в выполнении фигур животных конструктивным способом, использование мелких деталей для создания выразительного образа героев, использование стеков, применение которых освоено с детьми на предыдущих занятиях, самим организовывать взаимодействие в группах, лепить фигурку своего героя в динамике.
Материал: восковой пластилин, стеки, бросовый материал, иллюстрации с героями сказки.
Ход занятия.
Занятие начинается с просмотра домашнего задания- выполнение теремков в различных техниках из природного и бросового материалов. Дети сами дают оценку своим работам и работам своих товарищей, рассказывают, что было трудно сделать, а что легко, как помогали родители в выполнении задания.
Затем рассматриваются иллюстрации с героями сказок. Дается основной показ лепки конструктивным способом. Обращается внимание на цветовую палитру, на работу со стекой. (Например, медведь- лохматый; какие особенности у туловища лягушки, мышки, зайца и т. д.)
Индивидуальная работа с детьми.
Обращается внимание на размер героев. Например, мышка не должна быть больше медведя. Распределение детьми персонажей.
Обсуждение готовых героев, персонажей, оценка детьми своих работ и работ своих друзей.
Оживление героев: дети пробуют говорить голосами своих героев.
4 Конспект занятия.
Тема: «Оживление сказки»
Цель: создание атмосферы радости от творчества, доверия, взаимопомощи.
Задачи:
-развитие дальнейшего интереса к различным видам продуктивной деятельности
-развитие самопознания, самоутверждения
-развитие самостоятельности в дальнейшем создании сказок, сценариев по знакомым литературным произведениям на основе сюжетов, придуманных самостоятельно.
Материал: готовые поделки к сказке, установка декораций.
Ход занятия
1. Рассматривание схемы, отметить, что все, что запланировали – выполнено.
2. беседа с детьми по выполнению проектной деятельности: что понравилось, что оказалось трудным.
3. показ сказки детьми.
4. обсуждение показа: какие герои понравились и чем?
5. педагог предлагает подумать и самим предложить готовый сюжет по литературным произведениям или придумать самим.
6. рассматривание выставки.
7. самостоятельная игра в «Теремок» с другими героями (леший, баба- яга, котик и т. д.)
Выводы.
Диагностика детей, принимавших участие в проекте.
У большинства детей – 85% - выявлен значительный рост уровня сформированности умений, связанных с функциями речи.
1. Выполнение действий по словесной инструкции и на основе самостоятельного речевого планирования, умение подчиняться правилам и следить за этим (регулятивная функция речи).
2. Речевое описание предметов, умение передавать содержание своих впечатлений, организация действия с помощью речи, совместное планирование.
3. Умение рассказать о поведении и переживаниях другого.
4. Выявлен огромный потенциал в развитии творчества детей, особенно в продуктивной деятельности и в игровой.