Галина Конрадт
Детская стопа. Диагностика и лечение функциональной недостаточности стоп дошкольников. Вниманию родителей.
▼ Скачать
Уважаемые родители!
Недавно я была на семинаре в ортопедическом санатории "Огонек" в Стрельне, где слушала лекцию Лесновой Светланы Филлиповны (МАПО)-кандидата медицинских наук- на тему:"Детская стопа. Диагностика и лечение функциональной недостаточности стоп".Хочу с вами поделиться некоторыми моментами этой проблемы,которые показались мне важными. Ведь от того,как мы заботимся о наших детях, зависит их будущее здоровье. И так-
Стопу можно сравнить с уникальным инженерным сооружением - мостом. Она может выдерживать большие нагрузки, так как обладает
- опорно-толчковой,
- рессорной,
- балансировочной функциями.
Публикация «Детская стопа, Диагностика и лечение функциональной недостаточности стоп дошкольников, Вниманию родителей,» размещена в разделах
Опорно-толчковая функция
стопы в процессе развития человека как вида- самая древняя. Наши далекие предки ходили босиком по природным упругим поверхностям - земле,песку,гальке, траве и т. д. А современный человек постоянно перемещается по плоским и жестким искусственным покрытиям. В результате сводообразующие элементы стопы (связки, кости, мышцы) испытывают гигантские перегрузки, стопа "сдается"- уплощается и деформируется. Опорную функцию стопы можно исследовать самостоятельно. Предлагаю вам это сделать с целью раннего предупреждения плоскостопия. Для этого:
1)взять чистый лист бумаги, положить его на пол,
2)намазать стопы малыша жирным кремом, попросить встать его на листок,
3)на листке останется след,возьмите карандаш и проведите линию, соединив края подошвенного углубления,
4)проведите перпендикуляр к этой линии,пересекающий самое глубокое место внутреннего свода стопы,
5)если часть этого перпендикуляра пересекающая отпечаток стопы,составляет 1/3 всего отрезка - стопа нормальная, если 1/2- то это плоскостопие и надо обратиться к врачу-ортопеду.
Рессорная функция
обеспечивается не связками, не суставами, не костями, а мышцами! Чем сильнее будут мышцы стопы, тем лучше сформируется ее внутренний свод и лучше будет амортизация при контакте с опорой, а нагрузка по вертикальной оси на позвоночник меньше. Здесь также вы можете самостоятельно оценить стопу своего ребенка, посмотрев на картинку. Срединная линия голени должна проецироваться в центральную точку пятки - это означает, что свод в норме.
На картинке срединная линия голени не проецируется в центр пятки, стопа уплощена, необходимо проконсультироваться с врачом.
Балансировочная функция
стопы по обеспечению равномерной нагрузки на переднюю и заднюю части стопы зависит от длины стоп, от симметричности их строения (например:если одна стопа длиннее другой на 3см - нужна компенсация, так как ребенок становится неустойчивой системой, от развития вестибулярного аппарата и навыка равновесия.
Внимание!
Для нормального развития функций стоп:
-Очень важно подобрать ребенку правильную обувь:
1)Доказано,что оптимальное распределение нагрузки на передний и задний отделы стопы обеспечивает каблучок 1,5-2,0 см высотой,
2)рекомендуется обувь с жестким задником выше лодыжек,
3)открытый носок,
4)застежка выше лодыжек.
-Использовать летнее теплое время для упражнений на естественном грунте: ходьба босиком по песку, по гальке, захватывание пальцами ног и броски камешков, шишек, ракушек.
В утреннюю гимнастику включить упражнения,укрепляющие мышечно-связочный аппарат стоп. Например:
Используем "кочки-массажоры"
Ходим по массажным коврикам
Ходим приставным шагом, захватив палку пальцами ног.
Катаем палку ногами, сидя на скамейке, как-будто " тесто раскатываем"
"Барабанщики"-Сидя на скамейке, ударяем носками ног по полу барабанной дробью
Ходьба на носках по мягкой опоре
Нажимая ногой на игольчатый мяч,катаем его вперед и назад.
Захватываем ногами мяч и бросаем
Можно перекладывать пальцами ног различные предметы, пробовать рисовать,держа карандаш пальцами ног.