Мария Видякина
Детская речь «Нормы и диагностика речевого развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошо развитая речь детей является одним из главных показателей готовности к обучению в школе. Психологи утверждают: «Родной язык можно считать центральным предметом в начальной школе, так как он проникает во все другие предметы, объединяет и обобщает их результаты. По существу речь является основой на которой строится вся учебная деятельность» Практика проведения речевого обследования показывает: каждый ребенок индивидуален, у каждого свой темп овладения речью. Правильно организуя работу в каждой возрастной группе в соответствии с нормами речевого развития и осуществляя взаимодействия с семьями воспитанников, педагог сможет вовремя оказать помощь детям. При обследовании речи дошкольников педагог должен заранее ознакомиться с системой игр – заданий, упражнений подготовить «стимульные материалы» и предложить ребенку поиграть ими.
Публикация «Детская речь „Нормы и диагностика речевого развития“» размещена в разделах
Метод диагностики речевого развития.
- Словесные ассоциации по определенному слову.
Педагог. Я скажу тебе одно слово, а ты скажешь мне другое слово – какое хочешь: стул-, мяч -, Иван -,
Оценка: три ответа - ассоциации, адекватные словам раздражителям.
Ассоциативное дополнение слова в предложении (подбор и употребление имен существительных)
1 ребенок толкает…
2девочка играет…
3зайчик прыгает…
4Мама стирает…
5девочка поливает…
Оценка пять верных ответов
Подбор глаголов.
1 что делает зайчик?
2 что делает ребенок?
3 что делает петух?
4 что делает мама?
5 что делает папа?
Оценка пять верных ответов
Подбор имен прилагательных
1 какое яблоко?
2 какая собака?
3 Какой слон?
4 какие цветы?
5 какая зима?
Оценка: пять верных ответов.
Практическое приложение грамматических правил изменения слов.
1 как одним словом назвать один маленький стул, а если их много?
2Как одним словом назвать маленькую собаку? А если их много?
3 Как одним словом назвать маленькое яблоко? А если их много?
Оценка: два верных ответа.
Составить предложение по одному заданному слову
1 Мальчик.
2 Кукла.
3 Мишка.
Оценка: два верных ответа.
Составить предложение по трем данным словам
1 Кукла, девочка, платье.
2 Тетя, магазин, хлеб.
3 Дядя, грузовик, слова.
Ассоциативное дополнение придаточной части в сложно подчиненном предложении.
1 Он вышел, когда…
2Он не пошел на прогулку, потому что…
3 Он не вышел во двор, потому что….
4 Он не взял игрушку, которая…
Оценка: три верных ответа.
Исправление грамматических ошибок.
Педагог: Послушайте несколько предложений, но в них есть ошибки. Попробуйте их исправть.
1 Он ушла на реку.
2 Там увидел маленький рыбку.
3 Потом бросил один камни.
4 Из реки выпрыгнул один зеленый лягушка.
Оценка: Три верных ответа.
Словесное объяснение последовательности действий.
1 объясни, как из этих кубиков можно сделать домик?
2Объясни, как играть в прятки или в игру которую ты знаешь и любишь.
Оценка: полное и понятное объяснение одного задания.
Практическое осознание с основных языковых элементов.
1 Скажи одно слово
2 Скажи один звук.
3 Скажи одно предложение.
Оценка: три верных ответа.
Экспресс диагностика
Цель:
1 Проверка уровня развития монологической речи, умения построить связанный последовательный рассказ.
2 Проверка состояния звукопроизношения и умения делить слова на слоги.
Педагог предлагает ребенку набор из шести картинок и дает инструкцию: эти картинка перепутаны. Попробуй разложить их по порядку и расскажи по ним историю (составь рассказ)
Оценка от 0 до 2 баллов.
Если ребенок самостоятельно и логично определяет последовательность картинок и состовляет связанный рассказ, то получает 2 балла.
Если ребенок ошибается в последовательности разложения картинок, но исправляет ее сам или с помощью взрослого, и рассказ вызывает у него затруднения, то получает 1 балл.
Если ребенок нарушает последовательность при разложении картинок, не может понять ошибок или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей, он получает 0 баллов.
Педагог дает инструкцию: я буду говорить слова, а ты должен разделить их на части, хлопая в ладоши.
Показывает, как надо выполнять задание: произносит слово по слогам. Сопровождая каждый слог хлопком. Затем просит ребенка сделать то же самое с предложенными словами (обязательно трех сложными): самовар, подушка, и т. д.
Педагог дает инструкцию: назови первый и последний звуки в словах: берет, волна, атаман, утка. Слова можно менять, но они должны быть подобраны так чтобы в первом слове оба звука были согласными; во втором слове первый звук – согласными, последний гласный; в третьем слове первый звук – гласный, последний согласный; в четвертом – оба звук гласные.
Ребенок получает 2 балла, если правильно выполняет задания. (или самостоятельно исправляет сделанную ошибку).
Ребенок получает 1 балл, если ошибается при выполнении какого- то одно задания.
Ребенок получает 0 баллов, если с заданиями справляется с трудом, сам ошибки не исправляет, ему постоянно требуется помощь взрослого,
После диагностирования необходимо составить для каждого из отстающих детей программу помощи (Коррекционную).
По результатам тестирования желательно провести консультацию и с родителями и при необходимости порекомендовать обратиться к психологу или логопеду.