Людмила Мовчан
Детская одаренность. Особенности. Виды
▼ Скачать + Заказать документы
Одаренные, талантливые, творческие люди привлекают внимание многих исследователей – философов, психологов, педагогов, уже не одно столетие. Долгое время одаренность рассматривали как божественный дар. Выдающийся человек, по мнению древних, - счастливый избранник богов. Термин «гений» от латинского genius – дух. Гениальный человек обладает «божественным даром», и объяснить достижения выдающихся художников, поэтов в те времена, по-другому не представлялось возможным.
Публикация «Детская одаренность, Особенности, Виды» размещена в разделах
Одной из первых попыток глубокого философско-психологического осмысления проблемы одаренности было исследование испанского врача, жившего в эпоху Возрождения (14-16в., - Хуана Уарте. Его работа была одним из первых в истории психологии трудов, где рассматривалось в качестве основной задачи изучение индивидуальных различий в способностях с целью дальнейшего профессионального отбора.
Противоположная точка зрения («божественного дара») сформировалась в эпоху Просвещения (17-18 век). Идея представителей эпохи Просвещения состояла в том, что нет никого дара ни божественного, ни врожденного не существует. (Джон Локк, Клод Адриан Гельвеций). Единственным предметом разума (понимания) служат идеи, находящиеся внутри нас. (Рене Декарт). Природа делит свои дары поровну и что каждый человек мажет быть развит до самой высокой степени гениальности.
Выдающийся физиолог Иван Петрович Павлов разработал концепцию (1904 г.) «ума ученого» и выделил компоненты – «постоянное сосредоточение мысли на определенном вопросе, предмете», «абсолютная свобода мысли», умение быть внимательным к мельчайшим деталям, умение преодолевать затруднения, привычка упорно смотреть на истину. Весьма точно характеризуют представления об умственной одаренности, описанных в трудах психологов 20 века.
В последние годы интерес к проблеме одаренности приобрел характер устойчивой тенденции. Связано это с происходящими в обществе переменами. В современном обществе начинают все более ценить интеллект и креативность. Новые креативные идеи и технологии проявляются во всех сферах деятельности человека. В Российской Федерации осуществляются выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности, а также оказывается содействие в получении такими лицами образования (Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ Статья 77). Поэтому развитие детской одаренности становится одной из важных задач не только современной системы образования, но общества в целом.
В условиях реализации ФГОС все больше возрастает значимость проблемы раннего выявления, развития, психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
Развитие одаренных детей является одним из приоритетных направлений работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Детство является благоприятным периодом для развития детской одаренности. Для детей дошкольного возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У детей развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов, фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления.
Опираясь на практический опыт работы в дошкольном образовательном учреждении, наблюдая за детьми, у меня возник ряд вопросов: Что такое детская одаренность? Как диагностировать детскую одаренность? Как развивать потенциал (интеллектуальный, творческий) у одаренных детей?
В психологии одаренность определяется, как системное, развивающееся в течение качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
«Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» (Одаренность : рабочая концепция, 1998. С. 5).
Согласно концепции творческой одаренности А. М. Матюшкина, одаренность – это «творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений, разного рода проблем: научных, технических, духовных». Наиболее общей характеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная потребность (стремление к новому знанию, способу или условию действия).
Высокоодаренный ребенок проявляет свои творческие возможности с раннего детства - в речевом, интеллектуальном развитии, в исследовательской деятельности, в играх, конструировании, в художественном творчестве. Высокоодаренный ребенок отличается высокой степенью любознательности.
Всех ли детей можно назвать одаренными или проявление одаренности касается только единиц? Существует две точки зрения: «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко». Одни утверждают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка. Другие считают, что одаренность - уникальное явление. «Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей» (Одаренность : рабочая концепция, 1998. С. 9).
Особенности (специфика) детской одаренности
1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например: интенсивный период развития творческих способностей 2-5 лет. Так же известно, что в дошкольном возрасте легко усваиваются иностранные языки.
2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Такой период наблюдается в возрасте 6-8 лет. У детей происходит «угасание» любознательности. Дети становятся более пассивными.
3) Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т. д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии.
4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире— степени социализации, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Дети из интеллигентных, образованных семей отличаются более высокими показателями развития в том или ином виде деятельности. Однако это не является показателем проявления одаренности.
В специальных исследованиях выделены виды одаренности - по широте проявлений в различных видах деятельности, по виду предпочитаемой деятельности, по форме проявлений, по степени сформированности одаренности, по возрастным особенностям проявления.
По виду деятельности:
В практической деятельности – одаренность в ремеслах, спортивную, организационную.
В познавательной деятельности – интеллектуальную одаренность.
В художественно-эстетической деятельности – хореографическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
В коммуникативной деятельности – лидерскую и аттрактивную одаренность.
В духовно-ценностной деятельности – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
По степени сформированности одаренности :
Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с показателями развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой.
Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент в силу их функциональной недостаточности (низкой мотивацией, отсутствием необходимой образовательной среды и т. д.).
По форме проявления одаренности :
Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка очень ярко и отчетливо.
Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме и не видна окружающим. Скрытая форма одаренности это очень сложное психическое явление. Выявление детей с таким типом одаренности является продолжительным процессом.
По широте проявлений в различных видах деятельности:
Общая одаренность проявляется в различных видах деятельности и является основой их продуктивности. Важнейший аспект общей одаренности – умственная активность и саморегуляция.
Специальная одаренность проявляется в конкретных видах деятельности (спорт,музыка).
По критерию «особенности возрастного развития»
Ранняя одаренность обнаруживает себя в раннем возрасте и примером являются дети вундеркинды (буквально – чудесный ребенок). Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства (В. А. Моцарт в 3 года, Ф. Шуберт в 11 лет).
Поздняя одаренность связана с возрастом, в котором проявляется и областью деятельности. В науке достижения значимых результатов, в виде выдающихся открытий, происходит гораздо позже (И. Ньютон в 20 лет, Б. Паскаль в 20 лет).
Диагностике детской одаренности в психологии отводится особая роль. Выявление одаренных детей – это продолжительный процесс, связанный с анализом результатов, дальнейшим развитием конкретного ребенка.
Савенков в своих исследованиях описывает принципы диагностики детской одаренности :
Принцип комплексного оценивания – выводы о степени детской одаренности не могут быть сделаны лишь на основе оценки одного или нескольких параметров.
Принцип долговременности – психодиагностика направленная на выявление уровня одаренности ребенка должна быть поэтапной и долговременной.
Принцип использования тренинговых методов и заданий – тренинговые методики используются с другими целями – это цели развития, и не ориентированы на разовое обследование. В процессе развития можно реализовать долговременную диагностику.
Принцип учета потенциальных возможностей ребенка – при диагностике следует оценивать не только актуальные, сколько потенциальные возможности.
Принцип сочетания экологически валидных и традиционных методов диагностики – к экологически валидным относят методы оценки поведения и деятельности ребенка в реальных, а не в искусственных лабораториях.
Принцип участия разных специалистов – к диагностическому обследованию необходимо привлекать разных специалистов. Получение различных результатов, может дать более конкретную картину, приближенную к истине.
Принцип участия детей в оценке собственной одаренности – ребенок может осознать масштабы своего таланта.
Детская одаренность выявляется в процессе наблюдения за детьми, анализа продуктивных видов деятельности, тестирования, анкетирования педагогов и родителей и является поэтапной структурой. Диагностировать всех детей по всем методикам нецелесообразно. На первом этапе проводится экспресс-диагностика развития психических процессов, проводится анализ продуктивных видов деятельности, организуются наблюдения за детьми.
На втором этапе проводятся более точные диагностические процедуры, направленные на выявление того или иного вида одаренности. Для оценки специальных способностей (литературных, художественных и т. д.) используются экспертные карты. Анализируются опросники для воспитателей, родителей.
Методика «Карта одарённости» разработанная А. И. Савенковым, предназначена для родителей, но может применяться и педагогами. Она позволяет оценить степень развития у ребёнка от 5 до 10 лет следующих видов одарённости : интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-изобразительная, музыкальная, литературная, артистическая, техническая, лидерская, спортивная.
Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей А. А. Лосевой. Данный опросник может быть использован для оценки одарённости дошкольников педагогами, родителями, психологом.
Методика оценки общей одарённости, разработанная А. И. Савенковым, адресована родителям (может также применяться педагогами). Её задача – оценка общей одарённости ребёнка его родителями.
Опросник креативности Дж. Рензулли (для детей от 5 лет) в адаптации Е. Е. Туник, состоящий из списков характеристик творческого мышления и поведения, разработан специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению.
Тест креативности П. Торренса «Закончи рисунок». Задание "Закончи рисунок" представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торренса. Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет) и до выпускных классов школы (17 - 18 лет).
На третьем этапе, на основе результатов психолого-педагогической диагностики одаренности детей разрабатываются индивидуальные маршруты ребенка по дальнейшему развитию его одаренности.
Работа с одаренными детьми требует максимальных усилий от всех участников образовательного процесса. Необходимо создать не только среду для выявления и дальнейшего развития одаренных детей, но и специальную, интегрированную систему их поддержки. Система работы с одаренными детьми должна охватывать все направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – работу с детьми, педагогами, родителями.
Работу с одаренными детьми следует строить, опираясь на потенциальные возможности ребенка, на развитие его способностей и склонностей, так как в дошкольном возрасте, заложены все необходимые предпосылки для развития детской одаренности, для развития ребенка как личности.
В. А. Сухомлинский писал: «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшейся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
Дошкольный возраст характеризуется быстрыми изменениями в интеллектуальном, эмоциональном, физическом, социальном, речевом развитии ребенка. В период дошкольного детства проявляются способности и склонности к определенному виду деятельности, развивается творчество, и самое главное вовремя заметить, поддержать это «маленький росточек». Заложенные в дошкольном возрасте основы для успешного развития, создадут базу будущего разностороннего развития ребенка.
Используемая литература:
1. Афонькина Ю. А. Детская практическая психология: алгоритмы работы педагога- психолога ДОО. – М. : АРКТИ, 2016. – 144с.
2. Галигузова Л. Н. Застенчивый ребенок // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 4. – с. 116-121.
3. Галигузова Л. Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии. – 2000. - № 5. – с. 28-38.
4. Гаспарова Е. М. Застенчивый ребенок // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 3. – с. 71-78.
5. Зимбардо Ф. Застенчивый ребенок. – М. : Альпина нон-фикшн, 2015. – 380с.
6. Колос Г. Г. 28 занятий для преодоления неуверенности и тревожности у детей 5-7 лет. – М. : АРКТИ, 2014. – 72с.
7. Крюкова С. В., Донскова Н. И. Удивляюсь, злюсь, боюсь…Программа групповой психологической работы с дошкольниками. – М. : Генезис, 2014. – 272с.
8. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 160с.
9. Селищева Т. В. Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет. Полифункциональная интерактивная среда темной-сенсорной комнаты. Сказкотерапия. Игротерапия. – Волгоград: Учитель. – 192с.
10. Свистунова Е. В. разноцветное детство : игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия. – М. : Форум, 2016. – 192с.
11. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 160с.