Папки-передвижки

Детская мини-библиотека как средство формирования читательской грамотности дошкольников

Екатерина Иванова
Детская мини-библиотека как средство формирования читательской грамотности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

ФГОС ДОО диктует, что предметно-пространственная развивающая среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта, поэтому она должна быть организована так, чтобы позволить ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира.

Дошкольное детство — именно то время, когда стоит приобщать ребенка к книге. Речь идет не столько об обучении детей дошкольного возраста чтению, как, прежде всего, о формировании интереса к этому процессу, умение и желание работать с книгой, воспитание читательской культуры.

Темочки:

Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их.

Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем или по другому пассивным читателем.

Среди множества методов и приемов формирования читательской грамотности дошкольников, я выбрала ведение мини библиотеки в групповом пространстве.

Зона для чтения отделена ширмой. Также эта зона служит уголком уединения. Здесь ребенок может найти книгу по настроению и любому репертуару. Загадки, сказки, энциклопедии все книги с множеством иллюстраций, что бы ребенок мог самостоятельно вспомнить прочитанное произведение.

Но когда ребенок выходит за рамки послушал – убрал на полку, в этот момент в наших силах открыть перед малышом горизонт читательской грамотности. А способов это сделать множество. Я хочу представить вам те, которые сработали в моей группе.

1. Изготовление книжек-самоделок с рисунками о произведениях

2. Создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями.

3. Создание книжек по собственному сочинению и авторскими иллюстрациями.

Начинали мы с книжек, которые дети знали из своего опыта. Первую выставку книжек выполнили с родителями. Далее мы пробовали придумывать истории игрушек, которые остаются в саду. Эта самая любимая книжка, ее дети просили прочитать каждый день на утреннем сборе. При создании такой книжки в полной мере раскрывается личностные качества ребенка: креативность, богатство воображения, достижение поставленных целей.

Следующим шагом была совместная работа детей и взрослых по двум проектам продуктом которой стали тематический журнал и детская энциклопедия.

В первом случае это книга здорового питания. В данной книге три блока с творческими заданиями, которые придумали сами дети с привлечением взрослых. Первый блок авторская сказка о детях, которые питались неправильно. Второй блок подборка загадок о полезных продуктах с отгадками-рисунками. Третий блок авторские лабиринты и логические задачки, придуманные детьми на тему здорового образа жизни.

Во втором случае это большая книга загадок. В данной книге собраны загадки по тематическим блокам: стихии, овощи и фрукты, дикие животные, домашние животные. Вместе с загадками в книге собраны энциклопедические знания о предметах и явлениях, которые упоминаются в них.

Пиком проявления личностных качеств при создании авторских книг был блокнот Выполненный по мотивам блокнота Тани Савичевой, пережившей блокаду Ленинграда. Эти маленькие книжечки тронули детей за самые тонкие струнки их души.

В ходе изготовления книжек совершенствуются умения детей отражать результаты восприятия прослышанных произведений в разных видах художественно-речевой и изобразительной деятельности. В ребенке формируется самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого ребенок делиться своими личными впечатлениями, трудностями, достижениями.

В процессе создания собственного произведения дети не только учатся правильно использовать формы речи, но и закладывается фундамент эмоционального интеллекта. Дети сопереживают герою, которого создают. Придумывают ему приключения и ищут выход из порой непредсказуемых ситуаций.

Если мы не знаем с чего начать или сюжет зашёл в тупик нам помогают «Речевые кубики» и «Глагольный словарик». Первая игра содержит грани с речевыми формами. Ребенок бросает кубики и составляет предложение из выпавших форм. Вторая игра состоит из разрезных картинок на пружинке, которые также можно открыть в хаотичном порядке и составить предложение.

Во время формирования базовых навыков читательской грамотности, у дошкольников гораздо легче выработать стратегию верного понимания и использования текстов, так как дети гораздо обширнее видят текст. Пропускают его через призму эмоций, формируют в себе благодарного, внимательного слушателя. Такая стратегия помогает сократить время перехода от пассивного читателя к грамотному.

Публикации по теме:

«Говорящая стена» как средство формирования читательской грамотности у дошкольников«Говорящая стена» как средство формирования читательской грамотности у дошкольников «Говорящая стена» как средство формирования читательской грамотности у дошкольников. Автор: Толстихина Ю. Г. Читательская грамотность – это.

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детская мини-библиотека как средство формирования читательской грамотности дошкольников
Опубликовано: 25 января 2025 в 23:23
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детская мини-библиотека как средство формирования читательской грамотности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Иванова (УИ 726589) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
28 января 2025 вторник
День лего-конструирования!
Знакомимся с художником Куинджи
29 января 2025 среда
Слава русским первооткрывателям!
Торжественное открытие акции ко Дню Победы!
Материалы для подготовки празднования 9 мая

День открытия 2025 года - Года защитника Отечества!
Развиваемся, играя!
Изучаем транспорт и машины!
Знакомимся с писателем и его героями!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД