Екатерина Иванова
Детская мини-библиотека как средство формирования читательской грамотности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС ДОО диктует, что предметно-пространственная развивающая среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта, поэтому она должна быть организована так, чтобы позволить ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира.
Дошкольное детство — именно то время, когда стоит приобщать ребенка к книге. Речь идет не столько об обучении детей дошкольного возраста чтению, как, прежде всего, о формировании интереса к этому процессу, умение и желание работать с книгой, воспитание читательской культуры.
Темочки:
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их.
Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем или по другому пассивным читателем.
Среди множества методов и приемов формирования читательской грамотности дошкольников, я выбрала ведение мини библиотеки в групповом пространстве.
Зона для чтения отделена ширмой. Также эта зона служит уголком уединения. Здесь ребенок может найти книгу по настроению и любому репертуару. Загадки, сказки, энциклопедии все книги с множеством иллюстраций, что бы ребенок мог самостоятельно вспомнить прочитанное произведение.
Но когда ребенок выходит за рамки послушал – убрал на полку, в этот момент в наших силах открыть перед малышом горизонт читательской грамотности. А способов это сделать множество. Я хочу представить вам те, которые сработали в моей группе.
1. Изготовление книжек-самоделок с рисунками о произведениях
2. Создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями.
3. Создание книжек по собственному сочинению и авторскими иллюстрациями.
Начинали мы с книжек, которые дети знали из своего опыта. Первую выставку книжек выполнили с родителями. Далее мы пробовали придумывать истории игрушек, которые остаются в саду. Эта самая любимая книжка, ее дети просили прочитать каждый день на утреннем сборе. При создании такой книжки в полной мере раскрывается личностные качества ребенка: креативность, богатство воображения, достижение поставленных целей.
Следующим шагом была совместная работа детей и взрослых по двум проектам продуктом которой стали тематический журнал и детская энциклопедия.
В первом случае это книга здорового питания. В данной книге три блока с творческими заданиями, которые придумали сами дети с привлечением взрослых. Первый блок авторская сказка о детях, которые питались неправильно. Второй блок подборка загадок о полезных продуктах с отгадками-рисунками. Третий блок авторские лабиринты и логические задачки, придуманные детьми на тему здорового образа жизни.
Во втором случае это большая книга загадок. В данной книге собраны загадки по тематическим блокам: стихии, овощи и фрукты, дикие животные, домашние животные. Вместе с загадками в книге собраны энциклопедические знания о предметах и явлениях, которые упоминаются в них.
Пиком проявления личностных качеств при создании авторских книг был блокнот Выполненный по мотивам блокнота Тани Савичевой, пережившей блокаду Ленинграда. Эти маленькие книжечки тронули детей за самые тонкие струнки их души.
В ходе изготовления книжек совершенствуются умения детей отражать результаты восприятия прослышанных произведений в разных видах художественно-речевой и изобразительной деятельности. В ребенке формируется самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого ребенок делиться своими личными впечатлениями, трудностями, достижениями.
В процессе создания собственного произведения дети не только учатся правильно использовать формы речи, но и закладывается фундамент эмоционального интеллекта. Дети сопереживают герою, которого создают. Придумывают ему приключения и ищут выход из порой непредсказуемых ситуаций.
Если мы не знаем с чего начать или сюжет зашёл в тупик нам помогают «Речевые кубики» и «Глагольный словарик». Первая игра содержит грани с речевыми формами. Ребенок бросает кубики и составляет предложение из выпавших форм. Вторая игра состоит из разрезных картинок на пружинке, которые также можно открыть в хаотичном порядке и составить предложение.
Во время формирования базовых навыков читательской грамотности, у дошкольников гораздо легче выработать стратегию верного понимания и использования текстов, так как дети гораздо обширнее видят текст. Пропускают его через призму эмоций, формируют в себе благодарного, внимательного слушателя. Такая стратегия помогает сократить время перехода от пассивного читателя к грамотному.