Елизавета Антошкина
Консультация для родителей «Детская агрессия»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Кочкуровский детский сад «Улыбка»
Консультация для родителей по теме «Детская агрессия»
Подготовила: Антошкина Е. М. ,
Кочкурово – 2019
Публикация «Консультация для родителей „Детская агрессия“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Темочки
Агрессивное поведение в обществе считается неприемлемым. Однако в разных культурах степень ограничения агрессии сильно различается. Если вдуматься, в природе именно агрессивность помогает многим животным выжить в условиях естественного отбора. В человеческих отношениях агрессивность имеет свои положительные и отрицательные, здоровые и болезненные стороны. Бороться с трудностями, покорять природу, мериться силами – всё это социально одобряемая и поощряемая форма агрессии, без которой был бы невозможен прогресс. Так что агрессивность – свойство древнее. Люди, многого добившиеся в жизни, как правило, не лишены агрессивности, которую можно назвать конструктивной. Мы же говорим об агрессивности разрушительной, деструктивной, портящей жизнь и самому ребёнку, и его близким.
Агрессивное поведение – это наиболее распространённый способ реагирования на срыв какой-то деятельности, на непреодолимые трудности, ограничения или запреты. В обществе такое поведение называют неадекватным, его цель – устранение препятствия.
Агрессия может быть направлена на того, кто мешает достижению цели, на окружающие предметы, на тех, кто не виноват, но просто «подвернулся под руку», или на самого себя.
Агрессия входит в мужской стереотип поведения, она чаще ожидается и поощряется. Различия в поведении мальчиков и девочек появляются уже на втором году жизни. Мальчик с раннего возраста должен уметь постоять за себя, давать отпор, его учат и поощряют самостоятельно разбираться с обидчиками. Девочку порицают за излишнюю активность, напористость, желание командовать.
Одно и то же поведение на детской площадке может порадовать родителей девочки и расстроить родителей мальчика, и наоборот.
Девочки, играя в дочки-матери, в больницу, школу или магазин, репетируют различные социальные роли, причём опять же созидательные. Игры мальчиков – это главным образом боевые, состязательные игры.
Если своевременно учить детей направлять свои агрессивные чувства в определённое русло и в то же время побуждать их к такому позитивному социальному поведению, как помощь или участие, можно избежать многих проблем в старшем возрасте.
Существует несколько видов детской агрессии. Ребёнок может проявлять физическую агрессию, то есть нападать на окружающих или ломать вещи, и вербальную – оскорблять окружающих, ругаться. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он причиняет себе боль, находя в этом какое-то утешение.
Если ребёнок считает, что агрессия является единственным способом добиться своего, или бьёт слабых и беззащитных, чтобы самоутвердиться, то необходимо обратиться за помощью к специалисту.
Уже годовалый ребёнок стремится что-то сломать, когда сердится или обижен. Он гневно бросает игрушку на пол в досаде, что не может научиться с ней обращаться. Или, устав от бесконечных запретов взрослых, рвёт на части свою тряпочную игрушку, срывая на ней свою злость на родителей. Ещё одна причина, вызывающая желание ломать, портить, уничтожать, кроется в зависти и стремлении самоутвердиться.
Под вербальной агрессией понимают словесные угрозы и оскорбления другого человека. Не случайно за сквернословие в общественных местах во всех законодательствах мира предусмотрено административное наказание в виде штрафов. Это так называемые бранные или неприличные слова рано или поздно появляются и в лексиконе ребёнка. Источником этих слов в словаре ребёнка могут стать сами родители, другие дети, соседи и, конечно, телегерои. Почему дети так охотно и точно повторяют нехорошие выражения?
- Во-первых, их привлекает та эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие.
- Во-вторых, узнав, что говорить такие слова можно только взрослым, ребёнок, стремящийся во всём походить на старших, непременно начнёт употреблять запрещенные выражения в своей речи.
- В-третьих, видя, что такие слова шокируют взрослых, дети начинают их использовать, чтобы позлить, подразнить родных. Для них бранные слова становятся ещё одним оружием мести.
Бесполезно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать им их произносить. Это сделает ругательства ещё более привлекательными в глазах ребёнка, он будет их употреблять, но постарается, чтобы вы его не услышали. Тогда о достижениях своего ребёнка в этой области вы будете узнавать от воспитателей или учителей.
Часто ребёнок не понимает, что произносит нехорошие, обидные слова. Следует объяснить ребёнку, что таким образом он оскорбляет всех присутствующих, что употреблять такие слова неприлично.
Некоторые дети, сталкиваясь с трудностями, направляют свою агрессию на самих себя. Иногда родители с ужасом наблюдают, как их малыш бьётся головой о стенку кровати. Оно вызвано неуверенностью в себе, порождается недостатком родительской любви, тепла и понимания со стороны окружающих, но может быть и признаком психического заболевания. Иногда такое поведение может носить демонстративный характер: мол, вот как мне плохо или вот как я мало себя ценю. В любом случае как можно раньше обратиться за консультацией к клиническому психологу или психиатру.