Наталья Полыгалова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми и родителями старшей группы «Удивительное озеро Байкал»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности с детьми и родителями старшей группы «Вишенка» на тему «Удивительное озеро Байкал"
Подготовила воспитатель Полыгалова Наталья Евгеньевна
П. Новая Игирма 2020г.
Цель: создать условия для сотрудничества детей и родителей, повышения интереса родителей и детей к природе нашего края.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми и родителями старшей группы „Удивительное озеро Байкал“» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Задачи: Формировать знания детей и родителей по экологии : животный и растительный мир Прибайкалья. Закреплять представления о рыбном богатстве озера Байкал. Развивать любознательность, познавательный интерес к природе нашего края, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие. Воспитывать заботливое отношение к миру природы, чувство гордости и любви к родному краю. Учить детей и родителей играть в командные игры.
Предварительная работа: чтение стихов, рассказов, легенд о Байкале, просмотр видео фильмов о Байкале, рассматривание презентаций о растительном и животном мире Прибайкалья, беседы, дидактические игры.
Оборудование: картинки с животным и растительным миром Прибайкалья, картинки рыб, макет Байкала, проектор, экран, картинки для рефлексии, разрезные картинки с голомянкой и омулем.
Ход игры:
Участники команд, жюри находятся в зале.
Ведущая:- Здравствуйте, уважаемые родители и дети! Здравствуйте, уважаемые коллеги!
День необычный сегодня у нас,
Мы искренне рады приветствовать вас!
Для умной игры собрались в этот зал,
Момент начинать ее настал!
Сегодня мы собрались на игру под названием «Удивительное озеро Байкал». Байкал – это прекрасное и неповторимое озеро. Тот, кто хоть раз побывал на Байкале, непременно запомнит его навсегда. Байкал дарит людям радость общения с прекрасной сибирской природой. Хорошо подышать его чистым воздухом, испить студёной байкальской воды, полюбоваться несравненными восходами и закатами. Это уникальное творение природы, национальное сокровище и гордость России.
И сегодня в нашей игре примут участие команда детей и родителей старшей группы «Вишенка». Давайте поприветствуем их – это семья Аничкиных -Наташа и её мама Елена Витальевна, семья Казановых – Настя и мама Екатерина Александровна, семья Янушкевич - Полина и её мама Анна Александровна.
(Как называю семью, мама и ребёнок проходят взявшись за руки по мосту, родители подходят к своим столам, а дети к своим)
Ведущая: Итак, сегодня соревнуются две команды - это «Умники» (дети) и «Знайки» (родители).
Команды, представьте себя!
Приветствие:
«Знайки»
Зайки все на свете знают,
На вопросы отвечают.
И сказать мы вам хотим –
что в игре мы победим!
«Умники»
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы пришли сюда играть;
Мы Вас быстро обсчитаем,
про Байкал всё мы знаем!
Ведущая: - И так, с командами мы познакомились, а теперь я представлю вам наше компетентное жюри – это заведующая детским садом Невесенко Валентина Георгиевна, старший воспитатель Пугачёва Ирина Леонидовна и воспитатель старшей группы Порфирьева Вера Николаевна.
Правила нашей игры: участникам команд необходимо отвечать на предложенные вопросы и выполнять задания. Если команда затрудняется в ответе, ответить может другая команда. За правильный ответ будет начислен один балл. Побеждает та команда, которая наберёт большее количество баллов.
Начинаем нашу игру с познавательной разминки. Вопросы для команды родителей задают дети. За каждый правильный ответ жюри ставит один балл.
Первое задание:
- где находится озеро Байкал? (на границе Иркутской области и Бурятии)
- по легенде, этот принц – жених Ангары (Енисей)
- чудесная игрушка для ветров Култук и Баргузин? (омулёвая бочка)
Вопросы для команды детей задают родители :
- какая вода озера Байкал? (чистая, глубокая, холодная, красивая)
- по какой величине Байкал занимает первое место? (по глубине)
- как называют животное или растение, которое находится только на Байкале (эндемик)
Второе задание:
- У вас на столах находятся конверты. Вам нужно распределить картинки, что относится к живой и неживой природе.
(Капитаны команд проверяют выполнение задания у противоположной команды)
Ведущая: - Молодцы,и с этим заданием вы справились. Жюри подсчитывает балы.
А сейчас мы поиграем в игру «Санитары Байкала». Для этого все команды выйдите из-за столов и встаньте вокруг озера.
Скажите, пожалуйста, что может загрязнять озеро? (люди бросают мусор, катера и лодки проливают топливо, заводы сбрасывают отходы в воду). А что мы можем сделать для Байкала, чтобы помочь ему?
А теперь одеваем акваланги, маски, мы погружаемся на дно озера. (Родители и дети имитируют погружение в воду)
Посмотрите, во что превратили дно озера! Помогите его очистить! (Родители и дети убирают предметы)
- Какая стала прозрачная вода! Всё стало видно! Посмотрите и назовите обитателей подводного мира озера.
(Родители и дети перечисляют названия рыб, рачков Байкала)
Продолжаем нашу игру. И так следующее задание «Отгадай загадку». Родители отгадывают загадки о растениях Прибайкалья, а дети – о животных Прибайкалья.
Загадки детям:
Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий
Ест траву, кустов побеги.
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить, знай, что это…
(Лось)
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы?
(Заяц)
Загадки родителям
И девчонки и мальчишки
Все иметь хотели б шишки –
На орешки очень щедр
Богатырь – сибирский (кедр)
На мне колючие иголки,
Но я не пихта и не ёлка.
Стройна, прекрасна, зелена
Весь год красавица. (сосна)
Летом, как сосны и ёлки,
Острые носит иголки.
А холодной зимой –
Нет иголки ни одной! (Лиственница)
- Игру мы продолжаем и следующее задание выполняем «Природа Прибайкалья». Перед вами макет озера Байкал. Команде родителей необходимо дополнить макет растительным миром, а команде детей расселить животных Прибайкалья. Будьте внимательны при выполнении задания, так как среди иллюстраций находятся животные и растения, которые не встречаются в природе Прибайкалья.
(Команды выполняют задание)
- Команда «Умников» проверяют как выполнили задание «Знайки», а «Знайки» проверяют «Умников».
Ведущая: Молодцы, команды. Жюри подсчитывает результаты, а мы начинаем еще одно задание «Собери картинку». Я приглашаю капитанов подойти ко мне и выбрать для своей команды конверт. В конверте находится загадка, отгадав её вы поймёте какую картинку вы должны собрать. На выполнение этого задания даётся две минуты. Команда «Знаек» читаете загадку сами, а для «Умников» я прочитаю сама. Части картинок вы собираете на целом куске картона.
- Уважаемые участники, начинаем проверять задание. Вы читаете загадку и говорите отгадку, показывая свою собранную картинку.
- Это маленькая рыбка,
Полна жиром, телом гибка.
Чешуёй в воде блестит
И боится больших рыб (голомянка)
- Белым золотом зовут,
Этой рыбы много тут.
Живёт только на Байкале.
Дети, вы её узнали? (омуль)
(Дети и родители собирают картинки определённых рыб)
- Молодцы, справились и с этим заданием.
- И последнее задание – это домашнее задание.
(Одна из семьи рассказывают стихи)
Мама:
Нужен Байкал тебе и мне,
Нужен чистый воздух на заре,
Птичий гомон, и синева рек,
Солнце, дождик и белый снег.
Давайте будем его беречь,
Не будем силы свои жалеть,
Пусть будет вечно он голубой
Наш добрый батюшка Байкал дорогой!
Ребё нок:
Беречь Байкал – святое дело :
Его судьба – у нас в руках!
Сама природа нам велела, чтоб жил Байкал родной в веках! (М. Митюков)
- А теперь, пока жюри подводит итоги, я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм о Байкале.
- Слово предоставляется жюри (Жюри подводит итоги игры, вручает грамоты)
- Вот и подошла к концу наша игра. И я хочу предоставить слово семье Янушкевич со стихотворением «Нужен Байкал тебе и мне» Митюкова.
Молодцы все: и дети, и родители. Все были активными, внимательными. Спасибо всем участникам игры. А теперь я предлагаю вам выбрать нерпят, которые соответствуют вашему настроению.