Захарова Екатерина Александровна
Дети с ТМНР и их особенности
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Они представляют собой разнородную группу. Как правило, это учащиеся в выраженными нарушениями интеллектуального развития: умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью. Психическое и интеллектуальное недоразвитие сочетается с другими системными и / или локальными нарушениями. Это нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы. Тяжелые множественные нарушения развития представляют собой не просто сумму двух и более нарушений развития, а качественно новую структуру дефекта, отличающуюся от структуры каждого нарушения входящего в комплекс ТМНР.
Публикация «Дети с ТМНР и их особенности» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
Данная категория детей характеризуется не только значительным недоразвитием мыслительной деятельности, не позволяющим овладеть предметными учебными знаниями, но и нарушениями базовых психических функций (внимания, памяти, восприятия, мышления). У детей с ТМНР отмечается своеобразное развитие всех структурных компонентов речи вплоть до ее полного отсутствия. В последнем случае детей обучают использования средств невербальной коммуникации, альтернативной или дополнительной коммуникации.
Внимание отличается крайней непродуктивностью, неустойчивостью, истощаемостью. Дети очень отвлекаемые, неусидчивые. Слабость активного произвольного внимания препятствует решению даже простых задач познавательного содержания, связанного с формированием учебных действий. Целенаправленная и продолжительная коррекционная работа дает в отсроченной перспективе определенные результаты. Особенно заметна положительная динамика при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.
Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование и развитие не только точных и тонких движений, мелкой моторики, но часто и простых физических и трудовых действий. У данной категории детей отмечается замедленный темп, рассогласованность, неловкость движений или напротив – повышенная возбудимость, хаотичная нецеленаправленная деятельность, двигательная расторможенность.
Овладение навыками, требующими более тонких и дифференцированных движений, например, удержание карандаша, ручки, кисти, шнурование, застегивание пуговиц, захват ручки и ложки, вызывает значительный трудности у детей с ТМНР. Некоторые школьники с тяжелыми множественными нарушениями развития полностью зависят от помощи окружающих во время проведения гигиенических процедур, одевании, раздевании, кормления - они постоянно нуждаются в присмотре и уходе. Впрочем, часто это сохраняется и во взрослой жизни.
Возрастные нормы не применимы к детям с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Причиной сочетанных нарушений, как правило, является органическое поражение центральной нервной системы, а также сенсорных функций, коммуникации и движения. Все вышеперечисленное создает трудности в социальной адаптации, развитии самостоятельной жизнедеятельности ребенка. Динамика развития детей данной группы определяется рядом факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества оказываемой коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и познавательных процессов и высших психических функций (восприятия, мышления, внимания, памяти и др.) подходы к коррекции, требующие сформированности абстрактно-логического мышления, оказываются непродуктивными. Как правило, в связи с этим, становится невозможным усвоение «академического» компонента образовательных программ. Мотивационно-потребностная сфера детей данной категории не развита, интерес к деятельности имеет неустойчивый и кратковременный характер, что безусловно осложняет образовательный процесс.
Особые образовательные потребности детей с ТМНР требуют создания для них специальной индивидуальной программы развития (СИПР). Результатом освоение учеником такой программы является приобретение различных жизненных и социальных компетенций, которые позволяют ему стать максимально независимым и самостоятельным в решении повседневных задач, включиться в социальную жизнь на доступном для обучающегося уровне. Реализация программы происходит поэтапно, по мере расширения возможностей обучающегося.
Эффективность домашнего обучения зависит от налаженного контакта с родителями. Необходимо с первых учебных дней согласовать единые требования к процессу обучения и воспитания.
Современные педагогические технологии, используемые при обучении и воспитании детей с ТМНР
Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.
Считаю, что одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.
В своей педагогической деятельности применяю объяснительно–иллюстративные технологии. Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил учителя и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.
Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.
Личностно-ориентированные технологии (Якиманская И. С., АмонашвилиШ. А.) направлены на организацию учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся.
Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.
Инновационные технологии
ИКТ. Активно использую компьютерные приложения, которые позволяют делать учебный процесс более увлекательным и доступным.
В образовательном процессе применяю:
компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения;
использование мультимедиа презентаций в ходе занятия;
аудиовизуальные технологии.
Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков элементарного самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.
В процессе коррекционно-развивающих занятий применяю технологии Арттерапии (музыкотерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия).
Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся. Они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Технология альтернативной коммуникации
Альтернативная коммуникация – это общение лицом к лицу с собеседником без исполнения речи. Примеры альтернативной коммуникации, используемые в образовательном процессе обучающихся с ТМНР :
жесты: система жестов используется не только для глухих, но и для неговорящих или плохо говорящих учащихся;
графические знаки включают в себя символы-изображения, такие как Блисс-символы, символы в виде картинок, пиктограммы.
предметные символы обычно делают из пластика. Их используют для слепых и людей с нарушениями зрения.
Дополнительная (вспомогательная) коммуникация – коммуникация, дополняющая речь. Она используется параллельно с альтернативной коммуникацией, если у ребенка с ОВЗ не развита устная речь в полном объеме, но он может называть отдельные звуки, слова.
Технологии компенсирующего обучения
К компенсирующим элементам реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку; понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками; сострадание, участие, необходимая помощь, обучение элементам саморегуляции.
В своей педагогической практике успешно применяю коррекционно-развивающие технологии. Они содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.
Обучение проводится в очень медленном темпе, с паузами, дающими ребенку возможность проявить собственную активность, с применением здоровьесберегающих технологий. Во время занятия несколько раз меняю рабочую позу обучающегося «сидя-стоя», провожу динамические паузы, физминутки.
В ходе коррекционно-педагогической работы особое место отводится развитию коммуникативной функции. С одной стороны, коммуникация постепенно преобразуется в сложную осознанную форму повседневного поведения человека, с другой - развитие личности становится возможным только в условиях общения с другими людьми.
Принципами работы педагога выступают вера в ребенка, признание его индивидуальности, уникальности, признание равенства, сотрудничества, содействия ребенка и педагога, стимулирование творческих способностей обучаемого.
При подготовке уроков всегда нужно учитывать уровень психофизических возможностей детей. Главное – создание у детей социальных контактов, тех необходимых навыков, которые пригодятся им в семье, при контактах в ближайшем окружении.
В своей работе отталкиваюсь от интересов ребенка, его потребностей, индивидуальных возможностей. Нахожусь в постоянном поиске инновационных педагогических технологий, форм и методов, способных поддерживать познавательный интерес учащихся к обучению, к тому, чтобы изучаемый материал был доступен, логичен, тесно связан с жизнью, способствовал социальной адаптации детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.