Валентина Вдовенко
Дети с нарушениями интеллекта в неблагополучных семьях: психическое, речевое, социальное, нравственное развитие
ВОДВЕНКО ВАЛЕНТИНА ПЕТРОВНА
Социальный педагог МАДОУ "Волшебница" ЯНАО г. Лабытнанги, Россия, valechka.vdovenko@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: неблагополучная семья, семья группы риска, социально опасная семья, дети с нарушениями в развитии, нарушение интеллекта, интеллектуальные отклонения,воспитание, социальная адаптация, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Публикация «Дети с нарушениями интеллекта в неблагополучных семьях: психическое, речевое, социальное, нравственное развитие» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2016
АННОТАЦИЯ: В данной статье рассматриваются социально-неблагополучные ситуации, с которыми может столкнуться ребёнок с нарушениями интеллекта. Так же в статье подчёркивается важность участия в жизни такого ребёнка социального педагога, психолога и логопеда.
CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES IN DYSFUNCTIONAL FAMILIES : MENTAL, VERBAL, SOCIAL, MORAL DEVELOPMENT
VDOVENKOVALENTINA PETROVNA
Social teacherAutonomousMunicipalPreschool Educational Institution"Sorceress",Labytnangi, Russia
KEY WORDS : dysfunctional family, children with developmental disorders, intellectual disabilities, cerebral palsy, education,developmental disorders.
ABSTRACT : This article focuses onsocially disadvantagedsituation,you may encountera childwith intellectual disabilities. The samearticleemphasizesthe importance of participationin the life ofthischild'ssocial educator, psychologists andspeech therapists.
Традиционно семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка.
Особое положение в этом вопросе занимают семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для таких семей характерен высокий уровень проявления «проблемности».
Дети с психофизическими нарушениями требуют особого воспитательного подхода в семье. Атмосфера, в которой ребёнок находится с момента рождения, играет особую, а порой иопределяющую роль в дальнейшем его развитии. Если его рост и развитие проходит на фоне неблагополучных семейных факторов, то в 100% случаях развитие и социальная адаптация такого ребенка будет значительно затруднена или почти невыполнима. Таким семьям необходимо оказание специализированной помощи, включая и создание адекватной микросоциальной среды в семье.
Хорошо, если ребенок начнет посещать специализированноедошкольное образовательное учреждение.
Так же возможно принять ребенка с интеллектуальными отклонениями и в специальные группы при массовых детских садах, в которых обучение проводится, как и в специальных детских садах, по специальным программам.
Роль дошкольного образования при легкой и средней степени интеллектуальной недостаточности очень высока. При правильной организации процесса воспитания и обучения есть возможность скорректировать отстающие функции ребёнка, подготовить его к обучению в специальной школе и адаптироваться в социуме.
Появление в семье особенного ребёнка – это достаточно тяжёлое испытание для семьи. Дети с нарушениями интеллекта подвержены большой угрозе, воспитываясь в семье, находящейся в группе риска, в социально опасном положении, чем ребёнок, с сохранным интеллектом.
В некоторых случаях, статус неблагополучной семьи (семья группы риска, находящаяся в социально опасном положении, имеющей признаки неблагополучия : пренебрежение нуждами ребёнка, не удовлетворение основных потребностей ребенка, отказ в содержании детей, алкоголизм одного или обоих родителей, распавшийся брак, разочарованность в жизни, отсутствие должного внимания и заботы к ребенку, низкая материальная обеспеченность, низкий образовательный и культурный уровень родителей, низкий уровень нравственности, отсутствие социального контроля со стороны соответствующих органов и служб, наличие психопатий, предрасположенность к насилию и др., приобретается в результате столкновения её с трудностями воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Известно, что рождение ребенка с недостатками в развитии коренным образом изменяет жизненные перспективы семьи и оказывает на ее членов (в наибольшей степени на мать ребенка) длительное психопатогенное воздействие. Глубина деформирующего воздействия подобного стресса на родителей зависит от различных причин (характера и степени отклонения в развитии ребенка, наличия внешних признаков калечества и т. д.). Происходит вынужденное переструктурирование иерархии жизненных ценностей матери больного ребенка путем приобщения ее к работе с ребенком через возможность личного участия в его развитии. Дети с нарушением интеллекта значительно отстают в развитии и тяжело обучаются. Поэтому требуется особый воспитательный подход.
Актуальной становится проблема создания специальной, социально-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. Несомненно, организованная ранняя комплексная помощь, определяемая как часть системы специального образования, призвана влиять на улучшение условий для развития детей с ограниченным потенциалом возможностей, а также детей, чье развитие обусловлено неблагоприятным воздействием множественных факторов риска.
Если рассматривать развитие ребёнка с сохранным интеллектом в неблагополучной среде, то задержку развития можно наблюдать в ранние годы жизни. Как пишет в своей статье М. В. Ипатова «Специфика речевого развития у детей из социально-неблагополучных семей», при отсутствии общения и контакта родителей с ребёнком, отклонения в развитии уже становятся заметны с периода гуления ребёнка. Она подчёркивает, что в семье с неблагополучными родителями, этому не уделяется никакого внимания. И вследствие данной невнимательности, у ребёнка в будущем формируется задержка речевого развития. [1, с. 635]
Исходя из вышесказанного,следует, что у ребёнка с интеллектуальными отклонениями может сформироваться стойкая алалия, и формирование речевой функции в период дошкольного возраста будет довольно осложнено или невозможно. Коррекционная работа с такими детьми должна проводиться как можно раньше. Но при незаинтересованности родителей в максимально возможном развитии своего ребёнка грозит социальной дезадаптацией. Социальные педагоги должны быть внимательны к таким семьям. Логопед должен проводить логопедическую работу с данным ребёнком, что бы сформировать его речевую деятельность, насколько это может быть возможным.
Так же, дети, растущие в семьях асоциального характера подвержены частым неврозам, ночным страхам, постоянной напряженности и нежеланием нахождения в своей семье. Дети с нарушением интеллекта тоже подвержены данным кризисам, но различие ситуаций в том, что сохранный ребёнок со временем начинает понимать проблему, и может обраться за помощью, выразив полноценно своё негодование. Дети с интеллектуальными нарушениями такой возможности лишены, так как в силу своего дефекта и неблагополучных семейных факторов, лишены свойства полноценной оценки своей ситуации и возможности выхода из неё. На уровне инстинктов у таких детей преобладает страх, они становятся замкнутыми, присутствуют непроизвольные движения, страх общества и общения. Так же, если в семье есть место насилию над ребёнком, то он будет бояться любых движений в свою сторону, ожидая ударов и т. п. Некоторые изменения в поведении у таких детей возможно диагностировать уже в период дошкольного детства. Педагоги ссылаются на несформированность интеллекта и возможного присутствия невыявленных отклонений. И только в период обучения в специальном (коррекционном) учреждении, социальные педагоги, психологи и логопеды, при работе с ребёнком выявляют присутствие социально-неблагоприятных факторов в семье. Социальный педагог должен проводить повседневную работу с данной категорией семей: поставить на учёт, и вести мониторинг за состоянием семьи и ребёнка. Использовать комплекс методов и приемов, позволяющих обнаружить, специфицировать и определить способы эффективного взаимодействия с неблагополучной семьей. Социальный педагог в этих случаях обеспечивает связь с семьей ребенка, улучшение эмоционального климата в семье, координацию коррекционных действий специалистов, необходимые консультации вне образовательного учреждения, режим занятий, дополнительные занятия, полноценный досуг ребенка. Психолог и логопед незамедлительно включаются в активную работу с ребёнком. Есть множество случаев, в которых благодаря особой бдительности педагогов, социальных педагогов, психологов, логопедов, заметивших ухудшение в учебно-развивающей работе с ребёнком, имеющим отклонения, вовремя обращались в органы опеки, и комиссию по делам несовершеннолетних.
Раннее социально-педагогическое вмешательство ориентировано на удовлетворение особых потребностей в специальном образовании и социализации. Становится очевидным, что необходимо разрабатывать коррекционные программы ориентированные не только на детей с проблемами в развитии, но и на их семьи : семейно-центрированные программы раннего вмешательства. Потому что семья как первичное социальное окружение ребенка является наиболее важным фактором, оказывающим решающее влияние на его развитие. Вот почему так важно вывести неблагополучную семью в статус – благополучная семья, чтобы помочь ребенку, имеющему нарушения интеллекта, находящегося в данной семье. Необходимо исключить неблагополучные семейные факторы, организовать благоприятные условия, окружающую среду для его дальнейшего развития. В результате неправильного воспитания возникают социальная незрелость личности, нарушение системы интересов и идеалов, недостаточность чувства долга. Кроме того, у ребенка с особыми образовательными потребностями из социально неблагополучных семей не хватает запаса знаний, отмечается бедность словарного запаса.
Часто родители, ведущие асоциальный образ жизни, изолируют ребёнка от общества. Он не посещает дошкольное образовательное учреждение, не выходит на улицу, ведёт отстранённый, замкнутый образ жизни. В данном случае наблюдение за неорганизованными детьми должны оказывать социальные работники. При выходе в самостоятельную жизнь, дети с нарушениями интеллекта зачастую, оказываются, к ней не готовы.
Не имея социального опыта общения, правил и норм поведения дети с нарушением интеллекта просто из-за угроз или злоупотребления доверием (с использованием беспомощного состояния) могут согласиться на что угодно, не имея представлений о последствиях. У них не было должного примера воспитания, обучения и привития основных правил и норм поведения в обществе. Так, например, не знание правил дорожного движения, правил обращения с электроприборами и др. повышает уровень смертности от несчастных случаев.
Формирование социально приемлемой системы ценностей, нравственных норму данной категории детей является одним из важнейших направлений работы.
Множество опасностей подстерегает детей в современном обществе, воспитывающихся в семьях, находящихся в социально опасном положении. Но ребенок, не имеющий отклонений в развитии, способен сделать выводы для себя, осознавать опасность и стараться избегать их, и способен найти помощь и выход из трудной ситуации. Ребенок с нарушениями интеллекта не может самостоятельно сделать умозаключение по любой неблагоприятной ситуации. Если в воспитании отсутствовало даже привитие понятий «хорошо» и «плохо», то данный ребёнок адекватно оценить ситуацию будет не способен. И что-либо рассказать по этому поводу он не сможет, так как не понимает в этом надобности. Безопасность таких детей остаётся в руках различных государственных структур, социальных служб, помощи специалистов образовательных организаций.
В последние годы наметилась тенденция улучшения социальной поддержки семей с детьми с ограниченными физическими и умственными возможностями.
Появилась необходимость в разработке новых форм взаимодействия дошкольных и специальных учреждений с неблагополучными семьями. В настоящее время стало чрезвычайно актуальным создание широкой консультативной психолого-педагогической и медицинской помощи детям с отклонениями в развитии. Совместная деятельность всех ведомств должна ориентироваться на достижение цели улучшения положения особенного ребенка.
При правильно выбранной образовательной среде дети с легкой и умеренной умственной отсталостью значительно легче адаптируются к самостоятельной жизни: осваивают трудовые навыки (получают начальное профессиональное образование, навыки самообслуживания и обслуживания членов своей семьи. Даже после окончания специализированной школы умственно отсталым детям необходим последующий поддерживающий социально-педагогический патронаж, обеспечивающую его социальную, психологическую и правовую защиту.
Список используемых источников
1. Ипатова, М. В. Специфика речевого развития у детей из социально-неблагополучных семей / М. В. Ипатова // Молодой ученый № 21, 2014с. 635-636.