Татарченко Вера Сергеевна
Методика работы с детьми с демонстративным поведением
▼ Скачать + Заказать документы
Методика «Нарисуй человека»
Инструкция: «Нарисуйте человека – всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете» (здесь и далее приводится обращение к взрослому человеку; при обращении к ребенку используют единственное, а не множественное число. Для маленьких детей инструкцию целесообразно изменить: «Нарисуй дядю. Постарайся нарисовать получше».
Публикация «Методика работы с детьми с демонстративным поведением» размещена в разделах
Если обследуемый задает уточняющие вопросы («Мужчину или женщину?», «Мальчика или девочку?», «Можно нарисовать принцессу?», «А можно, чтобы он был в шляпе?» и т. п., то ему говорят: «Рисуйте так, как вы хотите». Если же вопрос противоречит инструкции, то ее частично повторяют. Так, на вопрос: «А можно нарисовать только лицо?», – следует ответ: «Нет, нарисуйте всего человека, целиком». Если обследуемый говорит: «Я нарисую робота», – то ему отвечают: «Нет, нарисуйте, пожалуйста, человека».
Если обследуемый, рисуя, нарушает инструкцию (например, изображает только лицо или робота вместо человека, но не задает при этом никаких вопросов, то проверяющий воздерживается от замечаний и не напоминает инструкцию до окончания рисунка. По окончании работы повторяют задание : «А теперь все-таки нарисуйте человека – всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете», (т. е. инструкция воспроизводится полностью). Нужно попросить сделать повторный рисунок и в том случае, если первоначальный получился схематическим («палочковый человечек») или шаблонно карикатурным.
Бывает, что обследуемый отказывается выполнять задание, утверждая, что он не умеет рисовать. Тогда надо ободрить его, сказать, что вам (проверяющему) интересны любые рисунки, что не очень хороший рисунок лучше, чем никакого и т. п.
После окончания работы полезно провести обсуждение рисунка, выяснить, что за человек нарисован – какого он возраста, пола (если это не ясно из рисунка, какой у него характер, чем он занимается, что любит и чего не любит, что ожидает его в будущем, о чем он мечтает и т. п. Если обследуется подросток или взрослый человек, то можно попросить его написать небольшой рассказ об изображенном персонаже.
Игры
«Волшебные очки»
Необходимы маскарадные очки. Педагог сообщает о том, что у него есть волшебные очки. В них можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что он прячет иногда от всех. Педагог надевает очки, подходит к каждому ребенку и называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то застилает кровать и т. п.) Затем он предлагает детям поочередно надеть очки и назвать качества своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, педагог помогает. Повторы в этой игре не страшны, но желательно стремиться расширять круг хороших качеств.
«Конкурс хвастунов»
Педагог предлагает провести конкурс хвастунов. Но хвастаться надо не своими достижениями, а соседом. Педагог просит внимательно посмотреть на соседа справа, и подумать, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, найдет в нем больше достоинств.
В данной игре не важна объективность оценки- реальные это достоинства или придуманные. Не важен и масштаб достоинств- это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные/короткие волосы. Чтобы победа была значимой и желанной, можно наградить победителя маленьким призом (значок, медалька)
«Небоскреб»
Материалы- 2-3 деревянных кубика на каждого ребенка, деревянные цилиндры, складной метр (для измерения). Задача будет сложнее,если кубики окажутся разного размера.
Педагог предлагает детям взять по 2 кубика и сесть в круг на пол (можно 2 группы) : «Сейчас вы вместе будете строить один небоскреб. Мне очень интересно узнать на какую высоту вы сможете его возвести, чтобы он не развалился. Один из вас начнет строительство-т положит в центр кубик. Следующий кладет свой кубик рядом или сверху. Сами решайте, когда вы добавите один из своих кубиков. При этом можно говорить друг с другом и вместе принимать решение, как поступить дальше. Даже, если свалится один кубик- работу нужно будет начать заново. Я буду измерять на какую высоту поднялся небоскреб»
Желательно комментировать действия и стратегию детей, поддерживать те их решения, которые направлены на сотрудничество.