Ольга Романова
Консультация «Дети любят рисовать»
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕТИ ЛЮБЯТ РИСОВАТЬ
Ребенок может все, пока он
не знает, что чего-то не может.
Великий французский просветитель 18 века Дени Дидро говорил:
«Страна, в которой учили бы рисовать, как учат читать и писать,
вскоре превзошла бы все страны по всем наукам, искусствам и
мастерством». И эта мысль сегодня звучит настолько актуально и
верно, что никто не осмелится её оспорить. Конечно, не все дети
станут художниками, скульпторами, но время когда они могут
Публикация «Консультация „Дети любят рисовать“» размещена в разделах
свободно творить, когда формируется эстетическое мировосприятие очень ограниченно. Только в детстве изобразительная деятельность является ведущей линией развития личности. Через неё воспринимает и отражает окружающий мир и свое отношение к нему.
Если малыш не рисует или рисует мало—нам, взрослым, следует
задуматься: «Значит, мы что-то упустили, что-то мы делаем не так!»
Показать ребенку, как нарисовать дом, дерево, листья просто.
Малыш непременно повторит то, что вы ему показали. Правда это
будет ваш домик и ваше дерево. Такой способ не то чтобы плох—он тормозит развитие воображения ребенка. А ведь мы должны уважать в ребенке мыслителя.
Тактильные и осязательные ощущения у детей еще очень
сильны. Для взрослого миф и реальность уже разделены, а для
ребенка любое переживание материально. Именно поэтому каждый ребенок больше поэт, чем любой из нас, взрослых, и не только поэт, но и режиссер, и актер, и художник…
В 5-6 лет у детей возникает тяга к предметному рисованию. К этому
возрасту уже должно быть достаточно умений, чтобы создать такой
выразительный образ, о котором иные взрослые художники могут
только мечтать.
Однако, многие современные дошкольники в силу ряда причин не
обладают подобными умениями, и это значительно обедняет детские рисунки. Задача взрослых заключается не в том, чтобы научить ребенка рисовать дерево или слона, а в том, чтобы вооружить его умением уверенно пользоваться карандашом и кистью, свободно изображать на бумаге любые линии, формы, что и даст возможность юному художнику создать свой, неповторимый образ дерева, слона, принцессы…
В 6-7 лет у детей появляется чувство самокритики. Если не
закрепить в их сознании уверенность в том, что они сумеют
нарисовать все, что угодно, то интерес к рисованию может пойти на
спад. Этого можно и нужно избежать.
Взрослые должны быть очень осторожны и тактичны, оценивая
детские работы, лучше обходиться без шаблонных фраз: «Так в жизни не бывает» или «Ты рисуешь неправильно».
Начать учиться рисовать никогда не поздно— ни ребенку, ни
взрослому. Однако, чем старше ученик, тем больше у него опасений, тем сильнее страх перед чистым листом и значительнее воздействие на него уже приобретенных стереотипов. С возрастом преодолевать это все труднее.
Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область
творчества, где в процессе обучения полная свобода не только
допустима, но и необходима. Взрослому важен результат
деятельности, а для ребенка первостепенное значение имеет
процесс. Если маленький художник уже способен выражать свои
эмоции через цвет и линию, он может, рисуя, выплескивать свои
переживания: радость, любовь, страх. … Выплескивая их на листе
бумаги, ребенок как бы освобождается от них, выпускает их на волю—и в этом состоит элемент психотерапевтического эффекта рисования.
Мы должны предоставлять ребенку разнообразные материалы
(мелки, карандаши, гуашь, акварель, бумагу разного формата и
фактуры и т. д.) и терпимо относится к перепачканным рукам, пятнам на одежде. В творчестве нужна свобода!
У детей не бывает удач и неудач в рисовании. Они умеют
рисовать всегда, сегодня—так, а завтра—не хуже или лучше, а
просто иначе. Оценка взрослого обязательно должна содержать
элемент понимания и одобрения, чтобы не разрушить уверенности в себе, в своих способностях и не убить интерес к рисованию.
Рисование для ребенка–это не просто интересное занятие.
Во время рисования он развивает мелкую моторику, тренирует память и внимание, учится думать и анализировать, фантазировать, соизмерять и сравнивать.
У малыша благодаря занятиям рисованием формируется связанная речь.
Как научить ребенка рисовать?
Не нужно критиковать рисунки юного художника. Если вы будете
жестко оценивать его работу, то он может прекратить занятия, ведь
дошкольники не выносят критики.
Обязательно показывайте малышу свой интерес к его творчеству
Помните: то, что никому не нужно и никого не радует, не вызывает вдохновения.
Не дорисовывайте ничего в детских рисунках, даже если то, что
изображено на листе бумаге, требует дорисовки. Этим вы не только покажете малышу, что он не умеет рисовать красиво, но и не дадите ему возможности самому проанализировать рисунок и понять, что в нем неправильно.
Не нужно учить ребенка 4-6 лет рисовать какой-то определенный
образ, показывать, как можно нарисовать, к примеру, дерево. Так ваш кроха начнет рисовать то, что хотите вы, вместо того, чтобы попытаться самому что-то придумать. Вместо этого научите малыша рисовать разные формы, объясните, как можно работать с материалами или как создавать разные оттенки одного цвета. Из показанного вами он извлечет пользу и будет создавать те образы, которые хочет, а не те, что хотите вы.
Если дошкольник продемонстрировал необычный прием работы или какое-то нестандартное решение, то похвалите его. Объясните
ребенку, что главное в рисовании – это его фантазия.
Рассматривайте предыдущие рисунки малыша, обсуждайте их, но только в позитивном ключе. Если есть возможность, то вывешивайте его работы на стену.
Показывайте ребенку, какие шедевры можно создать с помощью
красок. Сходите с ним в картинную галерею или просто рассмотрите репродукции картин художников в соответствующих книгах. Обсудите их с малышом.
Когда ребенок будет рисовать, предложите, чтобы он комментировал свои действия. Попросите его описать подробно детали на рисунке.
Например, можно его осторожно спросить: «Расскажи мне еще
немного про место, которое ты здесь нарисовал» или «Я вижу тут
оранжевый (синий, зеленый и т. д.) цвет, расскажи».
Если вы хотите порадовать ребенка, показать ему, что цените его
талант к рисованию, то устройте ему дома персональную выставку.
Вывесьте на веревках с прищепками вдоль стен его картины. Лучше всего, если он сам сможет повесить их так, как захочет.
Сделайте «альбомы», куда будете помещать рисунки ребенка.
Повесьте одну-две лучшие работы малыша на дверь или холодильник, и позволяйте ему рассказывать вашим гостям о своих рисунках. Это не только потешит самолюбие юного художника, но поможет ему в дальнейшем. Ребенок будет обдумывать технику рисования и совершенствовать ее.
Не ограничивайте его правилами и заданными формами.
Рисуйте и лепите вместе с ним, обыгрывая придуманные вместе сказки или истории.
Если вам кажется, что малышу не нравится рисовать, причина, возможно, скрывается в вашем отношении к его творчеству. Может быть, вы многого требуете от него или ждете совершенства, там, где он может предложить только непосредственность или спонтанность?
Рисование — очень полезное и увлекательное занятие, с помощью которого ребёнок познаёт секреты красок, карандашей, кисточек, мелков и учится замечать, что происходит вокруг и размещать на листе картона или бумаги то, о чём он думает. Рисование развивает интеллектуальные способности малыша, укрепляет мускулатуру пальчиков, развивает тонкие движения рук. Тренировка координации движений глаз и руки обязательно пригодится при обучении чтению и письму.
Не переживайте, если из вашего ребенка не вырос великий художник.
Главное, что рисование помогло ему развить воображение, научило фантазировать и управлять своими желаниями. И даже если со временем на смену рисунку пришли другие занятия, малыш никогда не забудет вкус к творчеству и удовольствие от встречи с собственным внутренним миром, его разнообразием и богатством.