Тамара Ложкина
Консультация «Все дети любят заниматься творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Все дети любят заниматься творчество!
Ребенок наделен великими возможностями.
И если мы действительно стремимся
К преображению общества, целью обучения
Должно стать развитие творческих способностей.
М. Монтессори
Воспитатель Ложкина Тамара Николаевна
Все дети любят заниматься творчеством. Что бы это ни было: аппликация из бумаги и высушенных листьев, пальчиковая техника рисования гуашью, роспись по ткани и многое другое. Особенно детей радует, когда они соприкасаются с чем-то таким, что подвластно только взрослым художникам. Например, ходить на пленэр, писать маслом или лепить из глины, да еще при этом обжигать изделия в настоящих печах и расписывать настоящими глазурями, которыми расписана дома посуда и вазы в музеях.
Публикация «Консультация „Все дети любят заниматься творчество“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Благодаря рисованию и скульптуре у детей развивается воображение, происходит формирование образов человека и предметов, зрительных представлениях о событиях.
Главное - это заинтересовать детей. Ведь только заинтересованность в деле даёт возможность постигать новое, сложное, ранее не изученное. Ведь успех зависит, прежде всего, от того, хочет ли человек эти задачи решать и этим искусством овладеть, а не то, что он может, а точнее, мог бы сделать, если бы захотел.
Что бы у ребенка появились способности, должно быть наличие некоторой потребности. Психология утверждает, что потребности и способности человека неотделимы друг от друга. Для того чтобы развить в себе что-то, чем-то творчески овладеть, надо, чтобы это было необходимо.
Обучение изобразительной деятельности в основном воспринимается как вооружение ребенка совокупностью изобразительных навыков. Но остается проблема выразительности изображения. И получается, что ребенок овладевает изобразительными знаниями, умениями и навыками, а развитие творческих способностей практически не управляемо.
Мы, воспитатели, загружаем ребенка академическим рисунком, живописью, и когда дело касается композиции на свободную тему, то у детей возникает вопрос: «А что рисовать?». Т. е. за рутиной требований по программе мы забываем о развитии творческого потенциала каждого ребенка. Психологи и физиологи делят людей на различные типы индивидуального стиля деятельности, которые существенно влияют на уровень развития творческого потенциала личности и творческую деятельность :
1. Рефлексивный. Данному типу относятся такие черты творческой рефлексивной деятельности как рефлексивность к доказательности, рефлексивность ставить вопросы, способность вести дискуссии, адекватная самооценка, самоуправление, самовоспитание, самообучение, творческое решение проблем, личностный подход к своим способностям. Характерен продуктивный уровень творчества на сознательном уровне.
2. Интуитивный. Этому типу относятся черты творческой деятельности на уровне творческой интуиции, основанной на скрытых глубинах бессознательного. Творчество опирается на «непосредственное» интуитивное знание обычно опосредовано опытом практической и духовной деятельности человека, что собственно и позволяет говорить о профессиональной интуиции как необходимой составляющей профессионального творчества, основанного на чувственном познании. Характерен эвристический уровень творчества на подсознательном и предсознательном уровне.
3. Рассуждающий. В основе данного типа творческой деятельности лежит формальная логика и доказательность. Характерен репродуктивный, комбинированный и аналоговый уровень творчества на сознательном уровне.
4. Эмоционально- чувствующий. В творческой деятельности данный тип основывается, прежде всего, на эмоционально-чувственном уровне, а знания опираются на чувственные познания. Характерен комбинированный, аналоговый уровень творчества на бессознательном уровне.
5. Методичный. Для данного типа характерно умение адекватно планировать свою творческую деятельность, высокая методичность и консерватизм. Преобладает репродуктивная творческая деятельность на уровне сознания.
6. Импровизационный. Для этого типа характерно преобладание интуитивности и ситуативности. Характерен аналоговый ипродуктивный, уровень творческой деятельности на предсознательном уровне.
7. Ощущающий. Для этого стиля деятельности характерно восприятие с помощью органов чувств, функция ощущения, - экстравертная или интровертная,- естественно зависит от объектов. И задача воспитателя - учитывать эти типы личности.
Искусство не должно войти в жизнь ребенка как нечто чуждое и равнодушное, в виде формальных правил, безличных технических приёмов, которыми он обязан овладевать, или заданий, лишенных для него привлекательности. Если со всего этого начинать, то сущность искусства скроется от детских глаз. Ребенок должен с самого начала ощутить в искусстве что-то такое, в чем он может выражать свои чувства, свои эмоции.
Дети, которые не ставились в творчестве в определенные рамки, мыслят свободно и открыто. Л. С. Выготский считал, что движущей силой развития ребенка является обучение как необходимый путь «присвоения» им общечеловеческих способностей. При этом важно, чтобы система обучающих знаний была ориентирована на «зону его ближайшего развития», на созревающие, а не уже созревшие функции. Для лучшего достижения индивидуальных целей обучения были сформулированы задачи:
Передача и накопление опыта эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру; формирование экологической культуры ребенка, воспитание духовно-богатой личности.
Передача и приумножение опыта творческой деятельности, формирование «культуры творческой личности»
Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучение «языку изобразительного искусства».
Сообщение с учетом возрастных особенностей детей знаний в области изобразительного искусства, приобщение к мировой художественной культуре.
Для занятий с детьми актуальными являются все четыре вида задач. Но без индивидуального подхода к каждому ребенку решить их довольно сложно. Так, решая первую задачу, воспитатель формирует в детях такие качества личности как:
Умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу.
Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, другим человеком или героем художественного произведения (вставать на место другого, быть в чьей-то роли) овладеть таким психологическим приемом как «рефлексия»
Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном - значительное, в неказистом – выразительное., любоваться уголками родной природы
Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать свое к ним отношение в пейзажах-настроениях
Для достижения наилучшего результата и выявления индивидуальных способностей я применяю такую форму, как домашние задания. Часто это «вид из окна», где проверяется правило линейной перспективы. Когда ребенок приносит готовое домашнее задание, я каждому показываю его ошибки и то, как можно было лучше сделать это задание. Все домашние задания выполняются в «творческой тетради».
Решая вторую задачу – передачи и преумножения опыта творческой деятельности, преподаватель способствует самореализации личности ребенка в различных видах художественного творчества, стимулирует в детях стремление:
- быть оригинальным в выборе сюжета;
- использовать адекватные средства художественного выражения (цвет,
линия, объем и т. п.) для осуществления его замысла;
- давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях
стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения;
- проявлять инициативу, выполнять задания на пройденные или
предстоящие темы, посещать выставки, рассматривать книги по
искусству;
- развивать творческую индивидуальность, свое творческое «я»;
Третья задача - обучение способам деятельности – ориентирует работу воспитателя на формирование в детях системы умений и навыков, необходимых им для осуществления творческого процесса в различных видах деятельности:
-изобразительной (работа с гуашью, акварелью, пастелью, сангиной и др.)
-конструктивной (работа с пластилином, глиной, цветной бумагой, картоном и др.)
-декоративной (создание и украшение предметов декоративно-прикладного значения или их эскизов).
Четвертая задача – сообщение на доступном ребенку уровне знаний об истории искусств, о способах формотворчества различных национальных культур; приобщение к региональной и мировой художественной культуре – предполагает организацию учебно-воспитательного процесса по принципу «занимательного общения», с использованием эвристических методов преподавания, происходит вербальное общение между ребенком и воспитателем. Так же используется викторина, где выявляется умение детей отвечать на вопросы.
Сейчас тема личностно-ориентированного подхода является очень актуальной. Но здесь не следует путать понятия личность-индивид. Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующие уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.
В благоприятной среде развивается духовная личность, полная стремлений. Задачей воспитателя должно быть пробуждение в ребенке духовной потребности видеть и чувствовать прекрасное, соединять труд с азартом творческого поиска.
Особой заботой для воспитателя являются дети, имеющие слабое общее и художественное развитие. Индивидуальная работа с такими детьми не исключает возможности оказания практической помощи детям со стороны взрослого. Когда ребенок испытывает затруднения, нерешителен, робок, неумел, подсказка со стороны взрослого бывает просто необходима. Однако, «внедрение» в творческий процесс ребенка осуществляется не назидательно, а в форме диалога. При этом важно, чтобы педагогическая подсказка стимулировала деятельность ребенка и не вызывала отчуждений.
Замечателен в этом смысле пример Л. Н. Толстого, обучавшего крестьянских детей писать сочинения. Им удалось успешно включиться в творческую деятельность только тогда, когда Толстой сочинял при них. Это принципиально важное наблюдение! Его значение сводится к верному определению тех сторон творческого процесса, которые могут и должны быть показаны преподавателем. Педагогический показ приемов работы должен быть вариативным, не замыкаться на каком-то конкретном образце. При этом важно пробуждать предельную самостоятельность детей, развивать до возможного напряжения активности их воли и изобразительных способностей. Воспитатель всегда должен помнить о самоценности продукта детского творчества, о важности крупных и мелких открытий, которые совершает ребенок в процессе своей работы. По своей природной сути кто-то больше «график», кто-то «живописец», кто-то «скульптор» и т. п., и безусловно, выразит себя наиболее адекватно в предпочтительной технике. Юные художники в течение года, знакомясь с разнообразными художественными материалами, осваивает язык художника со зрителем. Детям не дается готовых рецептов, а создаются предпосылки для самостоятельного поиска и решения поставленной задачи.
Только так мы можем вырастить полноценную творческую личность!
Вывод: ценность личности для себя и других определяется, прежде всего, несомой ею культурой, степенью ее целостного духовно-творческого развития. Становление индивидуальности невозможно без приобщения к художественной культуре человечества, духовному опыту поколений в его историческом и этническом многообразии. Цель художественного образования в ДОУ – развитие художественной культуры личности как части ее духовной культуры. Диалогическое взаимодействие с миром художественных ценностей дает возможность развить творческие способности, выработать собственные смысложизненные ориентиры и художественные предпочтения.