Семёнова Анна
Дети, имеющие особые образовательные потребности в ДОУ. Взаимодействие взрослых с тревожными детьми. Детские страхи
▼ Скачать + Заказать документы
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с тревожными
детьми»
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, которая
заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых
различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не
предрасполагают.
Тревога и беспокойство — это негативные чувства. Тревога — это чувство,
состоящее из нескольких эмоций, важной составляющей которых является
страх.
Публикация «Дети, имеющие особые образовательные потребности в ДОУ, Взаимодействие взрослых с тревожными детьми, Детские страхи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Страх и детская тревожность
- Темочки
Тревога может возникать как у детей, так и у взрослых. Однако тревожность
чаще встречается у детей, поскольку в силу возрастных причин у них меньше
опыта и знаний для решения возникающих проблем.
Причины тревожности у детей
Тревога обычно возникает по следующим причинам:
Отсутствие чувства физической безопасности у детей;
Отвержение и враждебность со стороны взрослых;
Ребенок отражает родительские страхи как зеркало;
у ребенка завышенные ожидания;
Неблагоприятные микросоциальные и домашние условия;
Потеря любви (материнской любви, привязанности сверстников);
Неспособность справиться с окружающей средой, когда ребенок
чувствует себя неспособным справиться с вызовами окружающей
среды
Возникновение тревоги в эмпирическом состоянии, возникающем при
наличии препятствия для достижения желаемой цели или сильной
потребности.
Тревожные дети также характеризуются соматическими
проблемами:
боль в животе,
головокружение. ,
. головные боли. ,
спазмы в горле,
затрудненное дыхание и т. д.
Во время проявления тревоги дети часто чувствуют сухость во рту, ком в
горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Таким образом, тревожность затрагивает все сферы жизни ребенка, заметно
ухудшает его самочувствие и осложняет отношения с внешним миром.
Причины развития высокого уровня тревожности кроются в природных,
генетических факторах развития психики ребенка, и в большей степени в
социальных факторах.
Коррекция тревожности
Чтобы помочь тревожному ребенку, эксперты рекомендуют работать в трех
направлениях:
Повышение самооценки.
Обучение ребенка навыкам самоконтроля в некоторых особо
тревожных ситуациях.
Снятие мышечного напряжения.
Упражнение 1 — «Похвала».
Конечно, невозможно повысить самооценку за короткое время. Необходимо
хвалить ребенка каждый день, даже за маленькие успехи, причем искренне!
В конце концов, в любой ситуации можно найти повод отметить достижения
своего ребенка.
Родителям предлагаются ситуации, в которых необходимо выяснить, за что и
как хвалить ребенка.
Упражнение 2 — «Воздушный шар».
Цель — снять напряжение, успокоить ребенка.
Все игроки встают или садятся в круг, и ведущий объясняет: «Представьте,
что сейчас мы будем надувать воздушные шары. Вдохните воздух, поднесите
воображаемый воздушный шарик к губам и медленно надуйте щеки через
открытые губы. Следите глазами за тем, как ваш шар становится все больше
и больше, как узоры на нем увеличиваются и увеличиваются. Можете ли вы
представить себе это? Надувайте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А
теперь давайте покажем друг другу наши красивые шарики!».
Упражнение 3 — «Шалтай-Болтай».
Цель — расслабить мышцы рук, спины и груди.
«Давайте поставим небольшой спектакль. Она называется «Шалтай-Болтай».
Шалтай-Болтай сидел у стены,
Шалтай-Болтай уснул.
Сначала туловище поворачивается вправо-влево, руки свободно болтаются,
как у тряпичной куклы. При словах «заснул» все резко наклоняются.