Москаленко Любовь
Методические приемы работы с дидактическим пособием «Дерево «Времена года»
Дидактическое пособие
Дерево «Времена года»
Разработала Воспитатель : Москаленко Л. Е
Пояснительная записка
Современный детский сад - это место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками. С введением ФГОС ДО одним из важных условий является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды.
Публикация «Методические приемы работы с дидактическим пособием „Дерево „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Макеты сезонных деревьев
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Деревья и кустарники
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Развивающая предметно-пространственная среда - это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Развивающим потенциалом должны обладать не только предметы среды, но и само пространство должно нести развивающую функцию. И под пространством понимается не только пространство группы, пространство всего детского сада.
Одной из основных задач при ознакомлении дошкольников с временными понятиями является формирование знаний о последовательности смены времен года. Дети должны понять и запомнить последовательность смены времён года.
Я думаю в настоящее время, нет в дошкольном образовании педагога, который бы не обращался в изучении времён года к пособию "Дерево". Исполняются такие пособия разного размера, из различных материалов и прекрасно работают, как наглядный материал. Я не являюсь исключением и хочу предложить свой вариант использования такого пособия.
Цель: сформировать у детей дошкольного возраста представления о сезонных изменениях в природе на основе дерева.
С помощью данного пособия можно решать следующие задачи:
- формировать у детей знания об особенностях времен года, их основных признаках, сменяемости, периодичности и цикличности на примере дерева;
- формировать первоначальные знания экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- формировать элементарные математические представления: много и один, сравнение равных и неравных групп предметов и т. д. ;
- развивать сенсорное восприятие, развивать мелкую моторику, любознательность, развивать ориентирование в пространстве: вверху – внизу, справа – слева;
- расширять и обогащать словарь детей по темам «Времена года», «Птицы», «Зачем нужны деревья?»;
- стимулировать творческую активность детей;
- воспитывать любовь и заботливое отношение к природе.
Данное дидактическое пособие предназначено для детей 3-7 лет, прекрасно подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками. Дерево «Времена года» может быть использовано в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Дидактическая игра Дерево «Времена года» состоит из набора карточек, которые отражают изменения в природе и жизни человека в разное время года и четырёх плоскостных кукол, которые соответственно обозначают четыре времени года : Зима, Весна, Лето и Осень. Карточки можно использовать как в работе за столом, так и на магнитной доске. Изображения на карточках отражают основные особенности сезонов: «погода», «растительный мир», «животный мир», «деятельность человека», «явления природы» В работе с пособием используются различные варианты игровых заданий и упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Методические приемы работы с дидактическим пособием.
Беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о временах года, птицах, составление коротких рассказов, отгадывание загадок, дидактические игры. Дидактическая игра «Составь рассказ о весне»
(старший дошкольный возраст)
Задачи: побуждать детей к составлению рассказа об этом времени года; формировать у детей эстетическое отношение к природе, умению погружаться в мир природы, её образов, цветов; учить рассказывать связно, полно, четко выстраивать композицию рассказа.
Ход игры:
На доске выставляются карточки, которые соответствуют признакам весны, воспитатель предлагает составить небольшой связный рассказ о весне. Сначала воспитатель даёт примерный образец рассказа.
Дидактическая игра «Четыре времени года»
(старший дошкольный возраст)
Задачи: закрепить знания детей о последовательности времён года.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям выставить последовательно на магнитной доске кукол, обозначающих времена года. Воспитатель зачитывает рассказ «Четыре сестры»,«Жили - были четыре сестрицы: Зима, Весна, Лето и Осень, четыре родных дочери Матери-Природы. Каждая из них была по-своему прекрасна.
Зима была самой гордой из сестер. У нее были длинные белые волосы, которые расчесывала вьюга, а белое платье ее было расшито хрустальными снежинками. Она была прекрасна, как ледяная статуя, и горда тем, что великолепнее её не было во всём свете.
Весна же была совсем не похожа на свою старшую сестру. Она была так юна, что всё вокруг неё расцветало. Она украшала своё ярко- зеленое платье цветами, а в волосы вплетала южный тёплый ветер и пела вместе с птицами.
Весёлой и ласковой была сестрица Лето. Она согревала всех своим теплом, светом и яркими красками.
Самой печальной из всех сестёр была Осень. Она часто грустила, глядя своими синими глазами в небо, и часто плакала, посылая на землю дождь».
Дидактическая игра "Когда это бывает?
(старший дошкольный возраст)
Задачи: уточнить представления детей о временах года : лето, осень, зима, весна; вспомнить признаки этих времен года, находить признаки этих времён года на карточках.
Ход игры:
На доске прикреплены куклы, обозначающие времена года. Детям раздаются
карточки с изображением людей, животных, деревьев в разные сезоны. Дети
должны разложить карточки соответственно времени года и рассказать, почему они так сделали.
Дидактическая игра "Какое время года?"
(старший дошкольный возраст)
Задачи: учить детей соотносить описание природы в загадках с определением времени года; развивать слуховое внимание;
с помощь поэтического слова, показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений.
Ход игры:
Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети отгадывают и показывают соответственно ту куклу, которая подходит к данному времени года, например:
Четыре раза в год они
Земли наряд меняют пёстрый.
Бегут, бегут за днями дни,
Приходят и уходят сёстры. (Зима, Весна, лето, Осень)
Тётушка крутая, белая, седая,
В мешке стужу везёт,
На земле холод трясёт. (Зима)
Кто, угадай-ка? Седая хозяйка,
Тряхнёт перинки, над миром пушинки. (Зима)
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зима)
Я раскрываю почки в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня. (Весна)
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной)
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я. (Осень)
Дни стали короче, Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью)
Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я. (Лето)
Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке.
Как зовётся время это?
Угадать нетрудно (Лето)
Солнце печёт, липа цветёт, Рожь поспевает, когда это бывает? (Летом)
Дидактическое упражнение "Подбери признаки"
(старший дошкольный возраст)
Задачи: уточнить признаки зимы и лета, закрепить навыки подбора описательных признаков времён года.
Ход игры:
На доске выставлены куклы : Зима и Лето. Дети
делятся на две команды. Им
предлагается назвать признаки зимы и лета поочерёдно. За каждый правильный
ответ команда получает фишку. Выигрывает та
команда, которая больше назовет признаков.
Дидактическая игра «В гости к нам пришла весна»
(младший дошкольный возраст)
Задачи: обогащать знания детей о приметах весны, расширять словарный запас словами «капель», «проталина», «скворечник», «подснежник».
Ход игры: Воспитатель в игровой форме вносит в группу куклу Весна и рассказывает детям о приметах весны, выставляя на магнитную доску картинки с изображением примет весны. После рассказа, воспитатель задаёт детям вопросы, которые помогут закрепить знания детей.
Дидактическая игра "Бывает - не бывает"
(старший дошкольный возраст)
Задачи:
Обучать составлению и использованию в речи сложноподчиненных предложений с союзом так как, активизировать и обогащать словарь детей.
Ход игры: Воспитатель рассказывает о каком- либо
времени года и выкладывает на стол картинки с
изображением примет. И по ходу рассказа допускает
ошибки. Дети должны их исправлять, объясняя
свой выбор.
Игра «Когда это бывает?»
Цель: закреплять знания детей о характерных признаках времен года.
Материал: предметные модели, картинки с признаками времен года, карточки с сезонной одеждой, магнитная доска.
Ход игры:
Вариант 1.
Педагог рассказывает приметы того или иного времени года, что происходит в природе, какая стоит погода, чтобы ребенок прочувствовал и ярко представил себе картину сезона. Затем предлагает ребенку рассмотреть предметные картинки с признаками времен года, выбрать картинки которые соответствуют описанию, подобрать карточки с сезонной одеждой соответствующей времени года (объясняя свой выбор, расположить их на магнитной доске. Далее педагог просит ребенка отобразить на макете дерева с помощью моделей, как в это время года выглядит дерево.
После того, как ребенок справился с заданием можно:
- попросить назвать месяцы данного времени года;
- спросить у ребенка «Как он относится к этому времени года?», «Почему он любит или не любит эту пору?», Какое время года на Земле сейчас?»;
- предложить ему рассказать историю, которая приключилась с ним в это время года.
Например.
Педагог рассказывает:
«Солнце светит ярко, но мало греет. Оно недолго остаё тся на небе: дни коротки и холодны. Бывают сильные морозы. Вся земля покрыта снегом. Нередки сильные метели, вьюги. Реки и озёра замерзают, так что по льду можно ходить и ездить.»
«С каждым днем солнце заметно пригревает, день становится длиннее. Снег и лёд тают. Бегут ручейки, реки и озёра разливаются. Показалась трава, зацвели первоцветы. Из теплых стран возвращаются перелетные птицы.»
«Солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Всё в природе растёт и благоухает. Цветут цветы, в лесу появляются ягоды и грибы.
«Дни становятся всё короче, солнце ниже. Дуют холодные ветры, часто идут дожди, солнца за тучами совсем не видно. Перелётные птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края.»
Вариант 2.
Четыре времени года – зима, весна, лето, осень. И каждое по-своему прекрасно. Нет ничего более постоянного, чем смена времён года.
Можно усложнить игру. Предложить ребенку расположить предметные модули на дереве, отображая все времена года начиная с зимы (весны). Ребёнок должен зрительно разбить крону дерева на четыре сектора и развесить на них предметные модели, характерные для каждого сезона.
Для усвоения материала и более интересного проведения игры, можно использовать стихи и загадки.
Игра: «Кто куда прилетел?»
Цель: закреплять знания детей по теме «Птицы».
Материалы: предметные модели и картинки (кормушка, скворечник, зимующие и перелетные птицы, загадки, карточки с описанием птиц.
Ход игры.
Педагог предлагает детям развешивать картинки птиц в соответствии с заданием.
Например. Педагог развешивает предметные модели на дереве, характерные для того или иного времени года, и говорит: зимой (весной) на дерево прилетело много птиц. На самую верхнюю веточку дерева прилетела птичка, читает загадку о птице. Ребенок, который отгадал загадку, находит картинку этой птицы и размещает ее на дереве (на верхней ветке). Педагог продолжает: слева от нее присела птичка и снова читает загадку, ребенок отгадавший загадку, находит картинку и размещает на дереве. Взрослый говорит, что на кормушке разместились две птицы и читает загадку. Ребенок, отгадав загадку, должен найти две картинки одинаковых птиц и разместить их на кормушке…
После того как развесили птиц, можно предложить детям:
- назвать птиц, используя слова: вверху – внизу, справа – слева, на, около, между; сосчитать всех птиц, которые прилетели на дерево,
- попросить объяснить, почему этих птиц называют зимующими (перелетными);
- предложить рассказать о какой – либо птице;
- придумать небольшой рассказ (историю, что произошло потом.
Игра: «Небылица»
Цель: развитие логического мышления, умения замечать небылицу, доказывать, почему так не бывает.
Материалы: предметные модели (листья, плоды, цветы, снежинки, зимующие и перелетные птицы, картинка кормушка, скворечник.
Ход игры.
Педагог на дереве располагает предметные модели. Затем предлагает детям рассмотреть дерево, определить все ли они размещены правильно.
Например. Педагог выбирает время года зима. Развешивает на дереве скворечник, снежинки и птиц (ворону, снегиря, скворца).
Далее ребенку предлагают рассмотреть данное время года и определить все ли верно, исправить, объясняя свой выбор.
Так же можно предложить детям самостоятельно составить небылицу по такому же принципу.
Игра: «Деревья – наши друзья!»
Цель: формировать у детей знания о пользе деревьев на планете.
Материалы: карточки – символы (условные обозначения).
Ход игры.
Педагог спрашивает у детей: «Знаете ли вы зачем нужны деревья?». После беседы, предлагает детям на макете дерева разместить карточки с условными обозначениями.
Например. Педагог зачитывает фразу:
«Деревья поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород, без которого ни одно живое существо не может дышать», а ребенок должен подобрать карточку символ к тому, что услышал.
«Многие птицы и дикие животные устраивают на деревьях свое жилье»
«Деревья служат преградой ветру, уносящему прочь сухую почву»
«Деревья не дают ливням разрушать почву»
«Листва деревьев улавливает пыль и снижает концентрацию вредных газов в воздухе»
«Зеленые насаждения играют большую роль в борьбе с шумом. (Звуки поглощаются не листвой деревьев. Ударяясь о ствол, звуковые волны разбиваются, направляясь вниз, к почве, в которой и поглощаются).»
«Деревья нам нужны, как источник древесины»
«Под кроной деревьев хорошо укрыться в жару. (В тени сада в жаркий день температура воздуха на 7–8 С ниже, чем на открытом месте.)»
«А еще деревья очень украшают нашу землю!»
После того, как развесили карточки - символы, можно предложить детям:
- придумать небольшой рассказ (историю, о том, как они с мамой, папой (воспитателем) сажали весной саженцы;
- поразмышлять: зачем люди сажают деревья, как оберегать деревья.
Ожидаемые результаты.
Играя с пособием, у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия, развивается зрительно-моторная координация, повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений. Дети используют данный макет в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что способствует развитию творчества, воображения.
Список использованных источников
1. Рыжикова Д. С. Развитие временных представлений у младших школьников. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 64 с.
2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 144 с. Е. А. Пономарёва, С. А. Иванова
«Изменения в природе: времена года. Наглядно- дидактический материал для детей дошкольного возраста».
О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина, Н. П. Савинова
«Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет». Москва 2005 год.