МААМ-картинки

Методическая разработка «Деревья и кустарники родного края»

Гульнара Зайнуллина
Методическая разработка «Деревья и кустарники родного края»
▼ Скачать + Заказать документы

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»

К. А. Тимирязев

Тема проекта: Деревья и кустарники родного края»

Тип проекта: творческий, по содержанию – коллективный.

Публикация «Методическая разработка „Деревья и кустарники родного края“» размещена в разделах

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители и педагоги

Сроки выполнения: сентябрь 2017 – январь 2018г.

Актуальность темы: Деревья играют важную роль в нашей жизни. Они отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. С деревьями детям проще общаться. Они окружают нас постоянно, но никто не обращает на них внимания. Дети чаще всего воспринимают деревья и кустарники, как не живые, поскольку они не передвигаются. А ведь деревья прекрасный объект для наблюдений. Лиственные деревья имеют ярко выраженные сезонные изменения. На примере деревьев можно рассмотреть взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами. Данный проект поможет детям освоить экологические представления о природе, научит детей бережно относиться к окружающему миру, ценить красоту природы, правильно вести себя в ней, не нанося ей вреда.

Проблема: Недостаточность знаний детей о роли деревьев и кустарников в жизни человека. Развитие у детей разговорной речи на основе составления рассказов, историй из личного опыта и фантазий. Нет целостного представления дошкольников о деревьях и кустарниках, как объекте живой природы. Гипотеза: Формирование познавательно – исследовательских навыков у детей будет эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по ознакомлению дошкольников с объектами живой природы с использованием разнообразных форм и методов работы с дошкольниками и создание развивающей среды.

Цель: Формирование познавательно – исследовательских знаний и умений детей дошкольного возраста. Знакомство с деревьями и кустарниками нашего края.

Задачи: Дать детям знания о деревьях, как представителях живого в мире природы, понимание связи между средой обитания и особенностями строения.

Научить детей пользоваться простейшими способами обследования деревьев.

Расширять представление детей о деревьях и кустарниках, о лесе нашего края, о пользе приносящей деревьями.

Развивать речь детей, логическое мышление, воображение, познавательную активность.

Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Краткое содержание проекта: Накопление информационной базы по теме знакомства детей с деревьями и кустарниками. Узнать чем отличаются кустарники от деревьев; какие виды деревьев и кустарников существуют и каково их назначение; какие положительные и отрицательные стороны имеют деревья и кустарники. Обогащение предметной среды группы активизирующим игровым и дидактическим материалом. Организация и проведение интегрированных занятий с целью ознакомления детей с деревьями и кустарниками, правил поведения с ними. Организация и проведение игровой и продуктивной видов деятельности по теме деревья и кустарники. Создание картотеки игр по ознакомлению детей с деревьями и кустарниками. Подборка детской художественной литературы по теме.

Ожидаемый результат: создание оригинальной активизирующей предметной среды в группе; расширение кругозора воспитанников о деревьях и кустарниках; повышение социальной компетенции дошкольников; повышение культуры поведения детей в лесу, парке и на участке детского сада; вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ,

Формы работы с детьми: ООД познавательного цикла «В гости к деревьям», «Что такое мох и лишайник?», «Осенние деревья», «Деревья нашего участка», «Что мы видели на улице», «Кустарники нашего участка».

Беседы «Основные правила поведения в парке?», «Какие бывают деревья, «Что такое дерево

Рассматривание иллюстраций с изображением видов кустарников, альбома «Такие разные листочки», поделок «деревья», иллюстраций деревьев художника И. Есауловой, иллюстраций кустарников художника Г. В. Соколова.

Дидактические игры «Что растет в лесу, саду, сквере, парке и на поляне» - игра-соревнование, «Деревья разные нужны», «Буратино беседует с детьми о деревьях», «Детки на ветке», «Сложи дерево», «Кто с деревом дружит, Лабиринт. «Чей листок», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Четвертый лишний», «Собери картинку», «Парные картинки», «Деревья города». Игры с пазлами, лего «Собери дерево». Сюжетно-ролевые игры: «Посади деревце», «А у нас в саду». Настольные игры –лото «Деревья», домино «Деревья», «Что, где растет?»

Рисование тычкованием, ладошкой, кисточеой «Березка», «Сосна», «Зимний лес».

Чтение сказки М. Скребцова «Волшебная рябинка», «Разговорчивая березка», «Осинка и ветерок», «Сказка о деревьях и ветре» О. Сикора, рассказы А. Лопатина «Художник и клен», Н. Павлова «Деревья зимой», «Зимняя пирушка», С. Белых «Спор деревьев», И. Бунина «Берёзовый лес», Э. Шим «Брусника и клюква», В. Бианки «Лес зимой», стихотворения А. Прокофьева «Береза раскудрявая» и других авторов. Заучивание стихов Ирины Арефьевой из цикла «Вот так кустарник». Загадывание загадок о деревьях

Разучивали подвижные игры: «Хоровод деревьев», «Я - дерево – мама», «К такому дереву беги», «Дубы и елочки», «Прятки за деревьями».

«Почему шумят деревья - экскурсия по территории детского сада.

Наблюдения за деревьями, кустарниками, грибами, мхами, лишайниками, за птицами на деревьях.

Опыт «Распускание листьев», «Когда на ветках появятся корни?»

Окапывание деревьев и кустарников снегом. Сбор листьев для гербария. Подметание опавших листьев. Игры с опавшими листьями. Ходьба по опавшей листве, шурша ногами. Посадка кустарников на участке.

Формы работы с родителями:

Консультации для родителей «учимся играя», «Это должен каждый знать», «Не рубите елочку»

Конкурс знаков «Берегите деревья», конкурс поделок «Чудесные превращения листочков», выставка книжек – малышек «Деревья»

Викторина «виды деревьев и кустарников»

Участие в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм

Советы родителям «Берегите деревья и кустарники»

«Экологическое воспитание – это формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве». С. Н. Николаева. «Программа воспитания и обучения в детском саду» определяет следующие задачи познавательно-речевого развития дошкольников по формированию элементарных экологических представлений: анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе, знать пять-семь видов деревьев и кустарников, иметь представление о деревьях и кустарниках и о помощи человека природе.

Учитывая, что «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает умственное воспитание дошкольников через задачи художественно-эстетического развития. А именно: развивать способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, выделяя их свойства и качества (форма, величина, строение, цвет, отражая это в рисунке, лепке, ручном труде; учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы; приобщать детей к театральному искусству; развивать умения разыгрывать сценки по экологическим сюжетам, воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, предоставлять возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями; совершенствовать умение согласовывать свои действия с товарищами, приучать детей правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей.

Для того чтобы научить детей дошкольного возраста правильно относиться к миру природы, необходимо, чтобы ребенок имел определенные знания о живой и неживой природе. Воспитательно-образовательную работу по экологическому развитию детей дошкольного возраста может осуществлять педагог, который сам владеет определенными знаниями в области экологии. Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить в процессе интеграции разнообразных видов детской деятельности, НОД, наблюдений, экскурсий, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтения художественной литературы, просмотра видеофильмов и телепередач, а также самостоятельной деятельности детей. Большое значение при этом отводится работе с родителями воспитанников. Педагоги дошкольного учреждения проводят совместно с родителями праздники: «Птицы наши друзья», и выставки художественного творчества детей и родителей. С самого рождения наши дети являются исследователями того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Познавательная активность детей очень велика. Каждый наш ответ на вопросы детей рождает новые вопросы. В своей группе я применяю различные методы обучения. Проектная деятельность является одной из форм учебной деятельности, которая помогает сделать учебный процесс детей личностно значимым. В процессе проектной деятельности ребенок получает возможность проявить свои исследовательские способности, раскрыть свой творческий потенциал, фантазию, активность, самостоятельность.

Проект подразумевает поэтапное движение к цели. В основе метода проектов лежит умение анализировать процесс и результат своей деятельности, развитие познавательных интересов детей, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка. Метод проектов основан на взаимодействии детей, родителей и воспитателя. Способ взаимодействия с окружающей средой происходит поэтапно, т. е. пошагово по достижению цели. Вот поэтому я решила углубленно работать над этой проблемой. В связи с этим работа по ознакомлению с деревьями и кустарниками ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:

• организованные формы обучения на занятиях,

• совместную деятельность взрослого и ребенка,

• самостоятельную деятельность ребенка,

• воспитание навыков поведения,

• ознакомление с окружающим,

• развитие речи,

• художественную литературу,

• конструирование,

• изобразительное искусство,

• игру.

Для систематической работы по ознакомлению с деревьями и кустарниками я составила среднесрочный проект «Деревья и кустарники родного края». В работе над своим проектом я использовала: деревья и кустарники различного функционального назначения, фигурки деревьев; разные картинки, кубики, мозаики; плакаты; сюжетные картинки,; атрибуты для сюжетно-ролевых, различные виды игрушек.

Проект реализовывался в подготовительной группе №3 «Звездочки». Перед реализацией проекта я провела беседу с детьми:

-Что такое деревья? Какие виды деревьев и кустарников существуют и каково их назначение? Какие положительные и отрицательные стороны имеют деревья и кустарники? Что относится к кустарникам?.

После проведения беседы я поняла, что уровень знаний детей в этой области скуден. Мне стало очевидно, что дети не знают какие виды деревьев и кустарников существуют и каково их назначение. Какие положительные и отрицательные стороны имеют деревья и кустарники? В ходе беседы и диагностики знаний детей о деревьях и кустарниках были выявлены следующие результаты: высокий уровень знаний – 0, средний – 9 детей (41%, низкий -13 детей (59%). В связи с этим определили формы работы с детьми и родителями, которые позволили детям узнать больше информации о деревьях и кустарниках.

Теме деревьев и кустарников я посвятила цикл наблюдений. Наблюдение за деревьями зимой с целью : формировать представления о жизни деревьев зимой; воспитывать желание заботиться о деревьях, выделяя признаки живого.

Провела сравнительное наблюдение тополя и березы с целью: на примере сравнения - изучать особенности их строения, воспитывать познавательный интерес к деревьям и желание помогать им холодной зимой.

В ходе наблюдения загадывала загадки о березе и тополе, а также задавала вопросы и рассказывала: Как выглядят кусты пузыреплодника, снежноягодника? Как выглядит яблоня, вишня, ива.? Предложить детям сравнить осину и черемуху. Что у них общего? Чем отличается елка от лиственницы? Какие наросты появляются на деревьях? Как они называются?

Наблюдали за рябиной. Какие птицы слетаются на нее? Видим ли мы этих птиц на кормушках? Почему? Можно ли по рассыпанным на снегу ягодам рябины определить, кто ими кормился? Поедая ягоды рябины, свиристели большую их часть роняют на снег, поэтому под деревом можно найти целые ягоды, а снегири поедают только семена, выбрасывая мякоть. Свиристели – веселые, быстрые, шустрые, торопливые, пугливые; налетают большими стаями на рябину, облепляя ее, жадно и торопливо клюют ягоды рябины, словно соревнуясь друг с другом.

В работе с детьми по ознакомлению с деревьями и кустарниками использовала настольно-печатные игры, для системной и эффективной работы с детьми составили картотеки книг, подвижных, интеллектуальных, дидактических игр. С огромным интересом дети играют в такие подвижные игры, как: «К такому дереву беги», «Дубы и елочки», «С какого дерева листок», «Найди свое дерево»

Дети разучивают стихи, пословицы, поговорки, загадки. Читала с упоением сказки М. Скребцова «Волшебная рябинка», «Разговорчивая березка», «Осинка и ветерок», «Сказка о деревьях и ветре» О. Сикора, рассказы А. Лопатина «Художник и клен», Н. Павлова «Деревья зимой», «Зимняя пирушка», С. Белых «Спор деревьев», И. Бунина «Берёзовый лес», Э. Шим «Брусника и клюква», В. Бианки «Лес зимой», стихотворения А. Прокофьева «Береза раскудрявая» и других авторов. Рассматривали рисунки и иллюстрации к рассказам таких художников, как: Г. В. Соколовой, И. Есауловой и других художников.

Полученные знания включаю в театрализованные праздники, развлечения, игры. После экскурсии по территории детского сада, дети очень увлеклись настольными играми: домино, лото -«Деревья».

На занятиях лепки, рисования, аппликации и конструирования изученный материал закреплялся, дети с удовольствием творили и занимались продуктивной деятельностью: раскрашивание альбомов по теме, штриховка «Ёлочка», выполнение рисунков по теме деревья и кустарники; аппликации: «Зеленая красавица», «Белая береза»

Во время проведения проекта вспоминали не только деревья, но и кустарники, так мы играли в дидактические игры: «Каждой детке – свою ветку», «Плоды, листья и дерево», Четвертый лишний?», «Скажи ласково», «Найди пару деревцу», «Собери дерево», «Найди и назови деревце», «Один - много»….

Для развития воображения, внимания, сосредоточенности и других мыслительных процессов предлагала детям картинки: «Найди 5 отличий», «Что перепутал художник», «Дорисуй деревце», где на каждой из этих картинок художник забыл нарисовать какую-то часть дерева. Догадайтесь, что забыл нарисовать художник, и дорисуйте ее. Для развития мелкой моторики предлагала детям штриховки, раскраски.

Деревья и кустарники не боятся морозов даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им. А спасти их могут люди, окапывая корни деревьев снегом. Если осенью мы подметали опавшие листья и собирали их. То зимой закапываем корневую часть снегом. Осенью мы высадили черенки пузыреплодника и смородины. Зимой мы их постарались полностью окопать снегом.

На ООД по ФЭМП выполняли задание, которые называются так: «Найди, сосчитай и назови деревья (кустарники) на этой картинке», «Один - много», «Чего больше?» «Найди такое (ой) же дерево (кустарник)»…. На этих ООД мы выкладывали листья, шишки, деревья, яблоки, груши… Сравнивали их между собой по количеству. Чего больше, листьев березы или листьев липы? Решали примеры с листьями, шишками, плодами…

Данной теме я посвятила цикл познавательных ООД. Дети узнали о том, что деревья и кустарники выполняют различные функции. Познакомила с видами деревьев и кустарников. Старалась активизировать речь детей. Пополнить словарный запас детей. Старалась содействовать активному использованию в речи разных типов предложений, а также фраз и слов. На этих ООД мы узнали и закрепили следующие знания: Какие хвойные деревья растут в нашем краю? Какие лиственные деревья растут в нашем краю? Что такое лес? Какую пользу приносят деревья людям? Зверям и птицам? (Людям – шишки, листочки для работ, дарят нам свежий воздух. Зверям - дают им корм, дом, в дупле живет белка. Птицам – отдыхают на деревьях, собирают червячков, вьют гнезда.). Полученные на занятиях знания мы закрепили в сюжетно-ролевых играх: «Посади деревце», «А у нас в саду».

Дети с большим удовольствием сами организуют выставки деревьев. Так же пытаются играть в сюжетно-ролевую игру «Посади деревце», где пытаются посадить представленные на выставке деревья и составляют описательные рассказы про них.

В работе с детьми по ознакомлению с деревьями и кустарниками использовали настольно-печатные игры, для системной и эффективной работы с детьми составили картотеки книг, подвижных, интеллектуальных, дидактических игр. С огромным интересом дети играют в такие подвижные игры, как: «К такому дереву беги», «Домик под деревом», «Елочки», «Прятки за деревьями», «Найди свое дерево», «Дубы и березки»

Дети с энтузиазмом собирают различные деревья и кустарники из конструктора «лего», а так же разрезные картинки и пазлы. Они подолгу могут сидеть рассматривать образцы коры дереревьев и гербарий из листьев деревьев и кустарников.

Труд в природе – активное, участие детей в работе в «Огороде на подоконнике», а также уход за черенками смородины и пузыреплодника. При работе в уголке природы, дети стали поливать воду в горшок с черенками.

Важная роль в формировании у детей правильного поведения к деревьям и кустарникам принадлежит родителям, поэтому я тесно сотрудничала с ними по данному вопросу. Доводила до сведения родителей учебную программу, давала рекомендации, какие проводить наблюдения. В ходе повседневной работы с родителями я информировала их о том, как ребенок ведет себя на прогулках, в группе, и даю им необходимые рекомендации, например:

• прочитать стихотворение;

• понаблюдать за деревьями и кустарниками, обратить внимание ребенка на связь между деревьями, кустарниками, грибами, мхами и лишайниками;

• показать мхи и лишайники на деревьях, рассказать об их назначении.

Родители так же не остались в стороне, был объявлен конкурс «Чудесные превращения листочков». Среди поделок оказались деревья изготовленные из различного материала, сшитая из ткани книга про деревья и т. д. Взрослые так же приняли активное участие в конкурсе рисунка «Берегите деревья». Был проведен конкурс книжек самоделок «Наши деревья и кустарники» в рамках работы с родителями.

В пропаганде по ознакомлению с деревьями и кустарниками широко использовала наглядность: папки-передвижки, альбомы, плакаты, стенды с детскими рисунками. В течение нескольких месяцев в папках-передвижках, помещала материал о деревьях и кустарниках, который должен быть усвоен детьми, перечень литературы для взрослых и детей о правилах посадки и ухода за кустарниками, образцы книг, задания по закреплению у детей правил поведения на улице.

Таким образом, систематическая работа с детьми по ознакомлению с деревьями и кустарниками, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. Диагностика знаний по ознакомлению с деревьями и кустарниками показывает, такие результаты: что все дети хорошо усвоили названия деревьев и кустарников, знают их виды, хорошо классифицируют их. У детей систематизировались знания детей о деревьях и кустарниках, его видах, о их назначении. Сформировались представления о людях, которые сажают и ухаживают за деревьями. В конце проекта была проведена повторная диагностика детей. В ходе диагностики были выявлены следующие результаты: высокий уровень знаний – 5 детей (23%, средний – 12 детей (54%, низкий -5 детей (23%). В связи с этим по окончании проекта уровень знаний детей о деревьях повысился.

Вывод: Тема проекта была интересна детям. Этапы работы были спланированы грамотно. Сделано много дидактического материала по теме. В работе проекта принимали участие дети, родители и педагоги. Задачи проекта выполнены. Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о природе родного края, повышению познавательного интереса. Я считаю, что проект удался, т. к. дети активны, тянутся всё больше и больше к новым знаниям, приводят примеры, делают свои выводы из увиденного и сказанного и могут рассказать об этом и изобразить в своих рисунках и аппликациях.

Публикации по теме:

Информация в родительский уголок по теме недели «Деревья и кустарники» Хакунова Светлана Алиевна. МБДОУ №16 город Майкоп. Родителям рекомендуется: Рассмотреть во время прогулки деревья: березу, клен, рябину,.

Конспект НОД «Деревья и кустарники» Конспект интегрированной НОД с детьми среднего дошкольного возраста «Деревья и кустарники» Тема занятия: «Деревья и кустарники» Цель: научить.

Конспект НОД во второй младшей группе «Деревья и кустарники на нашем участке» Тема: «Деревья и кустарники на нашем участке». Цель: знакомить с названиями деревьев и кустарников на участке д/с; Задачи: - продолжать.

Конспект образовательной деятельности «Деревья родного края» для старшей группы Конспект образовательной деятельности «Деревья родного края» для старшей группы Программное содержание: 1. Продолжать знакомить детей с.

Лэпбук «Деревья и кустарники Татарстана»Лэпбук «Деревья и кустарники Татарстана» Лэп бук "Деревья и кустарники Татарстана" был изготовлен в рамках проведённого в детском саду смотра-конкурса на лучший макет, лэпбук по.

Методическая разработка «Деревья «Времена года»Методическая разработка «Деревья «Времена года» Автор:Таран Ольга Владимировна, учитель -логопед, МАДОУ детский сад №3 "Третье королевство", город Среднеуральск, Свердловская области.

Методическая разработка НОД для детей старшего дошкольного возраста «Поэзия Донского края» Автор: воспитатель МБДОУ Детский сад № 11 «Светлячок», г. Гуково, Ростовской области: Романова Г. В. Дисциплины (образовательные области):.

Информационно-творческий проект «Деревья и кустарники весной» Видео Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №52 «Рябинка» комбинированного вида» Информационно-творческий.

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию для детей средней группы «Деревья и кустарники» Цель: учить различать деревья и кустарники. Задачи: Учить детей разделять предложенные объекты на группы, опираясь на схему. Учить выделять.

Организованно образовательная деятельность по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе «Деревья и кустарники» Тема: «Деревья и кустарники». Цель: закрепление знаний о деревьях и кустарниках. Задачи: 1. Расширять представления о разнообразии растительного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Деревья и кустарники родного края»
Опубликовано: 19 мая 2018 в 19:43
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Деревья и кустарники родного края»» (включая файлы) размещена пользователем Гульнара Зайнуллина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД