Новикова Ирина
Конспект занятия «Деревенские посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Деревенские посиделки»
Цель.
Формирование устной речи и навыков речевого общения дошкольников при ознакомлении с традиционно-бытовой культурой русского народа.
Задачи.
Образовательные:
-формировать образную речь, используя русские пословицы, поговорки, шутки - прибаутки;
- расширять и активизировать словарь детей по теме «Русская изба». (Печь, ухват, чугунок, бабий кут, рукомойник, прялка, сено, подворье, полено, горница, посиделки);
Публикация «Конспект занятия „Деревенские посиделки“» размещена в разделах
-продолжать работу по формированию грамматического строя речи: образованию относительных прилагательных, подбору синонимов и антонимов, словообразованию;
-развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: художественной, музыкальной, игровой.
Развивающие:
- развивать познавательную активность и творческие способности старших дошкольников.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение, любознательность, интерес к истории и традициям русского народа.
Предварительная работа.
- Рассматривание иллюстраций, картин о русской природе.
-Просмотр презентаций: «Русская деревня», «Ремесла на Руси».
-Беседа «Деревенское подворье»
-Знакомство с пословицами и поговорками о труде.
-Знакомство с росписями (Хохлома, Городец, Гжель).
-Рисование: «Русская изба», «Деревня зимой».
-Изготовление посуды и игрушек из глины.
-Сюжетно-ролевая игра «Сельская ярмарка».
-Театрализованная сказка «Муха-Цокотуха».
-Мастер-класс для детей «Вышьем мамочке платочек».
-Мастер-класс «Изготовление к 8 Марта кукол-Мартиничек».
-Литературная викторина «В гостях у русской печки».
-Досуг «Горница».
Ход занятия
Лог. 1 суетится за печкой, подметает в избе, видит гостей)
- Ой, да к нам в деревню гости пожаловали! А откуда же вы приехали? Да расскажите, как в городе жизнь идет и т. д.
(Беседа с гостями в свободной форме)
- Ох, совсем я с вами заговорилась, а в избе дела не делаются. Ко мне сейчас подружки-соседушки придут, а у меня и скотина не кормлена, и печка не топится, побегу…
(Звучит музыка (гармонь, идет соседка (Лог. 2). В руках корзинка с клубками пряжи, вытирает ноги об коврик, заходит. Следом идет вторая подружка (Преп. ИЗО) с корзинкой. В корзинке посуда глиняная.)
- Дома ли, подруга?
Лог. 1 (из-за печки) Заходите, заходите. Ой, а я-то, тормоха, ничего не успела. Люди новые в деревню приехали, с ними и заговорилась.
Преп. ИЗО – А они-то тоже, небось, радехоньки, Им там, в городе, и поговорить-то некогда, да и не с кем. Все куда-то торопятся, бегут… Ты, подружка, свои дела делай, а мы порукодельничаем.
(В зал входят дети с воспитателе)
Восп. – Ребята, а ведь мы с вами в деревне оказались : вон и избы стоят, и печки дымят. Давайте постучим (Стучат. Выходит хозяйка (Лог. 1)
Восп. – Здравствуй, хозяюшка, не дашь ли нам воды напиться?
Лог. 1 – Здравствуйте, гости дорогие. Проходите, проходите, не стесняйтесь, добрым людям мы всегда рады.
Лог2. – Проходите, ребятушки, на лавочки присаживайтесь, в ногах правды нет. Сядем рядком, да и поговорим ладком. Расскажем вам, как мы в деревне живем, не тужим – с работой и весельем дружим.
Преп. ИЗО –Дома наши называются избами. Изба деревянная, крепкая. В жару в избе прохладно, а в холода – тепло. Самая большая комната в избе горницей называется. Она светлая и чистая. Главное место в избе занимает печь, наша хозяйка вам про нее расскажет.
Лог. 1 - Хорошо, коль в доме печка.
Дым с трубы идет колечком.
Так приятно и светло,
Когда в доме есть тепло.
И зима, и холода
С печкой вовсе не беда.
И скажу вам: слово «печка» -
Очень теплое словечко!
(Рассказывает детям про бабий кут, про предметы крестьянского быта, спрашивает, в каких сказках печка «живет»).
Лог. 2 -А вы к нам вовремя заглянули. У нас ведь сегодня посиделки. Знаете, что это такое?
Преп. ИЗО – Долгими вечерами, когда самые главные дела в избе и во дворе переделаем, собираемся у кого-нибудь на посиделки. А от скуки берем дело в руки.
Лог. 2 – Вот так и проводим время: кто за прялкой сидит (показывает, кто вяжет, кто сарафаны шьет, а кто посуду из глины мастерит. Посмотрите, какие сарафаны наша хозяйка шьет, полные сундуки добра.
Лог. 1 – Да я и сейчас бы с вами присела, да печка остывает, дрова закончились.
Лог. 2 – А помощники на что? Сейчас все дрова в избу занесут, только покажи.
(Мальчики начинают носить дрова в избу)
Преп. ИЗО – А вы, девицы-красавицы, помогите-ка клубочки смотать, кошка все нитки перепутала.
(Мычит корова и кудахчут куры)
- И коровку с курочками покормить надо… Поможете?
(Кормят сеном и зерном)
Преп. ИЗО – Ну, подруженька, и повезло тебе с помощниками! Вот как потрудились, наверное, проголодались.
Лог. 1 А у меня, как раз, и ужин готов. Милости просим к столу!
(Дети проходят в горницу. На столе ложки деревянные, солонка, миска глиняная с капустой квашеной. Дети садятся за стол. Хозяйка достает из печки горячий чугунок с картошкой.)
-Обед без картошки,
Что гулянка без гармошки.
На хлебной лопате вынимает хлеб, режет его крупными ломтями.)
Преп. ИЗО – Без хлеба нет обеда.
Лог. 2 – Если хлеба ни куска,
То и в горнице тоска.
(Дети начинают деревянными ложками есть из чугунка).
Преп. ИЗО -А самовар-то поставила?
Лог. 1 –Я бы рада чаем напоить, да Мурка, негодница, чашки разбила (показывает осколки на совочке). За сметанкой лезла. И спит теперь, довольная, на печке.
Преп. ИЗО – А мы с ребятами чашки из глины делали. Сейчас мы их красиво распишем и тебе принесем.
(Приглашает детей)
- Пойдемте теперь ко мне в избу. Посмотрите, как я живу, да и хозяйке нашей новую посуду справим.
(Дети с преподавателем уходят в другую избу).
Преп. ИЗО –Посмотрите, гости дорогие, в какой избе я живу. У меня светло и просторно. А на полках много красивой посуды. Вы узнаете эту роспись (показывает Хохлому). А вот эту? Правильно, Гжель. Давайте мы с вами распишем эти белые чашечки голубым узором.
(Дети садятся за приготовленные для работы столы, начинают расписывать чашки. В процессе росписи педагоги рассказывают пословицы о труде. Готовые работы ставят на красивый поднос.)
Преп. ИЗО – Ладошки –то испачкали. Давайте их помоем (подводит к рукомойнику).
- Ребята, как вы думаете, что это такое? (Показывает на рукомойник. Предполагаемые ответы детей).
Лог. 2 - Это рукомойник. Почему ему дали такое название? (Ответы детей).
(Дети дарят чашки хозяйке).
- Потрудились, а теперь и отдохнуть можно. В игру поиграть хотите? Поиграем в русскую народную игру «Бабка Ежка».
Игра «Бабка Ежка»)
Лог. 1 – Ну, спасибо вам, гости дорогие! И помогли нам, и повеселили. А вам у нас понравилось?
(Ответы детей)
Преп. ИЗО – А что вам запомнилось? Что вы сегодня в деревне делали?
(Ответы детей).
Лог. 1 - Еще к нам приедете? Приезжайте, из новых чашек чаю попьем.
Водой колодезной угостим, маслице собьем.
Лог. 2-Ну, пойдемте, мы вас до околицы проводим и пряничков на дорогу дадим.
(Провожают детей).
Преп. ИЗО – А время-то позднее, завтра опять рано вставать. Пойдем и мы по домам, подруженьки.
(Расходятся по избам)