Папки-передвижки

Конспект занятия «Деревенские посиделки»

Новикова Ирина
Конспект занятия «Деревенские посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы

«Деревенские посиделки»

Цель.

Формирование устной речи и навыков речевого общения дошкольников при ознакомлении с традиционно-бытовой культурой русского народа.

Задачи.

Образовательные:

-формировать образную речь, используя русские пословицы, поговорки, шутки - прибаутки;

- расширять и активизировать словарь детей по теме «Русская изба». (Печь, ухват, чугунок, бабий кут, рукомойник, прялка, сено, подворье, полено, горница, посиделки);

Публикация «Конспект занятия „Деревенские посиделки“» размещена в разделах

-продолжать работу по формированию грамматического строя речи: образованию относительных прилагательных, подбору синонимов и антонимов, словообразованию;

-развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: художественной, музыкальной, игровой.

Развивающие:

- развивать познавательную активность и творческие способности старших дошкольников.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение, любознательность, интерес к истории и традициям русского народа.

Предварительная работа.

- Рассматривание иллюстраций, картин о русской природе.

-Просмотр презентаций: «Русская деревня», «Ремесла на Руси».

-Беседа «Деревенское подворье»

-Знакомство с пословицами и поговорками о труде.

-Знакомство с росписями (Хохлома, Городец, Гжель).

-Рисование: «Русская изба», «Деревня зимой».

-Изготовление посуды и игрушек из глины.

-Сюжетно-ролевая игра «Сельская ярмарка».

-Театрализованная сказка «Муха-Цокотуха».

-Мастер-класс для детей «Вышьем мамочке платочек».

-Мастер-класс «Изготовление к 8 Марта кукол-Мартиничек».

-Литературная викторина «В гостях у русской печки».

-Досуг «Горница».

Ход занятия

Лог. 1 суетится за печкой, подметает в избе, видит гостей)

- Ой, да к нам в деревню гости пожаловали! А откуда же вы приехали? Да расскажите, как в городе жизнь идет и т. д.

(Беседа с гостями в свободной форме)

- Ох, совсем я с вами заговорилась, а в избе дела не делаются. Ко мне сейчас подружки-соседушки придут, а у меня и скотина не кормлена, и печка не топится, побегу…

(Звучит музыка (гармонь, идет соседка (Лог. 2). В руках корзинка с клубками пряжи, вытирает ноги об коврик, заходит. Следом идет вторая подружка (Преп. ИЗО) с корзинкой. В корзинке посуда глиняная.)

- Дома ли, подруга?

Лог. 1 (из-за печки) Заходите, заходите. Ой, а я-то, тормоха, ничего не успела. Люди новые в деревню приехали, с ними и заговорилась.

Преп. ИЗО – А они-то тоже, небось, радехоньки, Им там, в городе, и поговорить-то некогда, да и не с кем. Все куда-то торопятся, бегут… Ты, подружка, свои дела делай, а мы порукодельничаем.

(В зал входят дети с воспитателе)

Восп. – Ребята, а ведь мы с вами в деревне оказались : вон и избы стоят, и печки дымят. Давайте постучим (Стучат. Выходит хозяйка (Лог. 1)

Восп. – Здравствуй, хозяюшка, не дашь ли нам воды напиться?

Лог. 1 – Здравствуйте, гости дорогие. Проходите, проходите, не стесняйтесь, добрым людям мы всегда рады.

Лог2. – Проходите, ребятушки, на лавочки присаживайтесь, в ногах правды нет. Сядем рядком, да и поговорим ладком. Расскажем вам, как мы в деревне живем, не тужим – с работой и весельем дружим.

Преп. ИЗО –Дома наши называются избами. Изба деревянная, крепкая. В жару в избе прохладно, а в холода – тепло. Самая большая комната в избе горницей называется. Она светлая и чистая. Главное место в избе занимает печь, наша хозяйка вам про нее расскажет.

Лог. 1 - Хорошо, коль в доме печка.

Дым с трубы идет колечком.

Так приятно и светло,

Когда в доме есть тепло.

И зима, и холода

С печкой вовсе не беда.

И скажу вам: слово «печка» -

Очень теплое словечко!

(Рассказывает детям про бабий кут, про предметы крестьянского быта, спрашивает, в каких сказках печка «живет»).

Лог. 2 -А вы к нам вовремя заглянули. У нас ведь сегодня посиделки. Знаете, что это такое?

Преп. ИЗО – Долгими вечерами, когда самые главные дела в избе и во дворе переделаем, собираемся у кого-нибудь на посиделки. А от скуки берем дело в руки.

Лог. 2 – Вот так и проводим время: кто за прялкой сидит (показывает, кто вяжет, кто сарафаны шьет, а кто посуду из глины мастерит. Посмотрите, какие сарафаны наша хозяйка шьет, полные сундуки добра.

Лог. 1 – Да я и сейчас бы с вами присела, да печка остывает, дрова закончились.

Лог. 2 – А помощники на что? Сейчас все дрова в избу занесут, только покажи.

(Мальчики начинают носить дрова в избу)

Преп. ИЗО – А вы, девицы-красавицы, помогите-ка клубочки смотать, кошка все нитки перепутала.

(Мычит корова и кудахчут куры)

- И коровку с курочками покормить надо… Поможете?

(Кормят сеном и зерном)

Преп. ИЗО – Ну, подруженька, и повезло тебе с помощниками! Вот как потрудились, наверное, проголодались.

Лог. 1 А у меня, как раз, и ужин готов. Милости просим к столу!

(Дети проходят в горницу. На столе ложки деревянные, солонка, миска глиняная с капустой квашеной. Дети садятся за стол. Хозяйка достает из печки горячий чугунок с картошкой.)

-Обед без картошки,

Что гулянка без гармошки.

На хлебной лопате вынимает хлеб, режет его крупными ломтями.)

Преп. ИЗО – Без хлеба нет обеда.

Лог. 2 – Если хлеба ни куска,

То и в горнице тоска.

(Дети начинают деревянными ложками есть из чугунка).

Преп. ИЗО -А самовар-то поставила?

Лог. 1 –Я бы рада чаем напоить, да Мурка, негодница, чашки разбила (показывает осколки на совочке). За сметанкой лезла. И спит теперь, довольная, на печке.

Преп. ИЗО – А мы с ребятами чашки из глины делали. Сейчас мы их красиво распишем и тебе принесем.

(Приглашает детей)

- Пойдемте теперь ко мне в избу. Посмотрите, как я живу, да и хозяйке нашей новую посуду справим.

(Дети с преподавателем уходят в другую избу).

Преп. ИЗО –Посмотрите, гости дорогие, в какой избе я живу. У меня светло и просторно. А на полках много красивой посуды. Вы узнаете эту роспись (показывает Хохлому). А вот эту? Правильно, Гжель. Давайте мы с вами распишем эти белые чашечки голубым узором.

(Дети садятся за приготовленные для работы столы, начинают расписывать чашки. В процессе росписи педагоги рассказывают пословицы о труде. Готовые работы ставят на красивый поднос.)

Преп. ИЗО – Ладошки –то испачкали. Давайте их помоем (подводит к рукомойнику).

- Ребята, как вы думаете, что это такое? (Показывает на рукомойник. Предполагаемые ответы детей).

Лог. 2 - Это рукомойник. Почему ему дали такое название? (Ответы детей).

(Дети дарят чашки хозяйке).

- Потрудились, а теперь и отдохнуть можно. В игру поиграть хотите? Поиграем в русскую народную игру «Бабка Ежка».

Игра «Бабка Ежка»)

Лог. 1 – Ну, спасибо вам, гости дорогие! И помогли нам, и повеселили. А вам у нас понравилось?

(Ответы детей)

Преп. ИЗО – А что вам запомнилось? Что вы сегодня в деревне делали?

(Ответы детей).

Лог. 1 - Еще к нам приедете? Приезжайте, из новых чашек чаю попьем.

Водой колодезной угостим, маслице собьем.

Лог. 2-Ну, пойдемте, мы вас до околицы проводим и пряничков на дорогу дадим.

(Провожают детей).

Преп. ИЗО – А время-то позднее, завтра опять рано вставать. Пойдем и мы по домам, подруженьки.

(Расходятся по избам)

Публикации по теме:

Конспект досуга «Святочные посиделки» для старшего возраста Цель. Расширять представления детей о народных обычаях, традициях и праздниках Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству. Привлечь.

Конспект классного часа «Рождественские посиделки» для учащихся 3 классаКонспект классного часа «Рождественские посиделки» для учащихся 3 класса Цели: формировать представления о традициях и обычаях празднования Рождества; рассказать, какие обычаи и традиции живы сегодня; воспитывать.

Конспект «Масленичные посиделки» (средняя группа)Конспект «Масленичные посиделки» (средняя группа) Цель: познакомить с традициями русского народа – обрядовым праздником Масленица. Ход: Бабушка Загадушка: - Здравствуй, честной народ.

Конспект показательного музыкального занятия «Посиделки у Карелки» в подготовительной группе «Берёзка» Место и время проведения: 16. 10.2018г. Музыкальный зал МКДОУ № 22 Составил и провел : музыкальный руководитель Агафонова О. А.

Конспект праздника для учащихся начальной школы «Осенние посиделки»Конспект праздника для учащихся начальной школы «Осенние посиделки» Цель: познакомить детей с особенностями народных праздников на примере посиделок, расширить знания учащихся о разнообразии красоты природы.

Конспект развлечения «Осенние посиделки» (подготовительная группа)Конспект развлечения «Осенние посиделки» (подготовительная группа) Цель: Приобщение детей к русскому народному фольклору. Задачи: •познакомить с русской традицией – осенними посиделками; •развивать у детей.

Конспект занятия по кубановедению «Кубанские посиделки»Конспект занятия по кубановедению «Кубанские посиделки» Название проектной задачи: Конспект занятия. Занятие: Кубановедение Группа: Подготовительная Цели и педагогические задачи (педагогический.

Сценарий внеклассного мероприятия во 2 классе «Деревенские посиделки»Сценарий внеклассного мероприятия во 2 классе «Деревенские посиделки» Мероприятие в начальной школе "Деревенские посиделки"Автор: Ступченко Ирина Николаевна, учитель начальных классов первой категории МБОУ.

Сценарий осеннего фольклорного мероприятия для начальной школы «Деревенские посиделки» Сценарий фольклорного мероприятия для начальной школы на тему Осень Сценарий детского фольклорного праздника «Деревенские посиделки» Автор.

Сценарий праздника «Деревенские посиделки» в старшей группеСценарий праздника «Деревенские посиделки» в старшей группе Ведущая: Посмотрите-ка, ребята, в этой избе живут Дед, Баба и курочка Ряба. Что-то они хлопочут. Ой, да ведь это они избу к празднику прибирают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Деревенские посиделки»
Опубликовано: 3 ноября 2023 в 11:56
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Деревенские посиделки»» (включая файлы) размещена пользователем Новикова Ирина (УИ 3315267) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД