Тамара Дмитриевна Аракелян
Конспект НОД «Дени и ночи блокадного Ленинграда»
▼ Скачать + Заказать документы
Дни и ночи блокадного Ленинграда
Конспект непосредственно совместной образовательной деятельности вмуз. руководителя и детей.
Образовательная область: «Познание»
Тема: «День полного снятия блокады Ленинграда».
Возрастная группа: старшая.
Цель: 1. расширять знания детей об истории родного города.
2. содействовать воспитанию чувств патриотизма, уважения к жителям Ленинграда, гордости за свою страну
3. формирование гражданской позиции учащихся.
Публикация «Конспект НОД „Дени и ночи блокадного Ленинграда“» размещена в разделах
Задачи:
1. образовательные: уточнять и углублять представления об истории родного города; поощрять интерес к событиям, происходящим в нем; углублять знания о защитниках родного города в дни войны; формировать у детей понятие исторической важности событий своей страны; обогащать словарь детей: блокада, маскировочные чехлы, эвакуация, Родина-мать, дорога жизни.
2. развивающие: продолжать совершенствовать художественно- речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений; продолжать обогащать музыкальные впечатления, развивать умение эмоционально воспринимать музыку героического характера; формировать умение общаться, поощрять попытки делиться своими впечатлениями, уточняя источник знаний; совершенствовать умение передавать свои впечатления с помощью творчества, развивать чувство ритма в танце; развивать зрительное и слуховое внимание.
3. воспитательные: воспитывать патриотические чувства к родному городу, чувство гордости за него;
воспитывать уважительное отношение к защитникам Отечества, к ветеранам, к памяти павших бойцов;
воспитывать гражданина и патриота своей страны.
Предварительная работа:
с воспитателем – беседы – обсуждения; разучивание стихотворений к знаменательному событию, разучивание танца с девочками, разучивание песни; прослушивание музыкальных произведений, созданных во время блокады города Ленинграда; изготовление праздничных поздравительных открыток ветеранам войны и детям блокадного Ленинграда; украшение музыкального зала; изготовление схематичной карты «Блокада Ленинграда».
с родителями - экскурсия на выставку «Улица блокадного Ленинграда».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка».
Оборудование: мультимедийная установка, видеопрезентация «Детям о блокадном Ленинграде», карта – схема «Блокада Ленинграда», иллюстрация «Цветок жизни», аудиоаппаратура, подбор музыкальных произведений по теме.
Сестра моя, товарищ, друг и брат,
ведь это мы, крещённые блокадой!
Нас вместе называют - Ленинград,
и шар земной гордится Ленинградом.
О. Берггольц
Звучит музыка.
Муз. руководитель:
- Наше с вами занятие посвящено Дню снятия блокады Ленинграда, которое отмечает наш город 27 января, в эту субботу. Это очень памятная дата для нашего города.
-А кто мне скажет, как назывался наш город во время войны?
-Молодцы, Ленинград, а жители назывались ленинградцами.
-Много испытаний было у нашего прекрасного города: наводнения, пожары, но эта война самое страшное испытание.
В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Война ворвалась в мирную жизнь ленинградцев и жители стали работать для фронта.
Дети: В блокадные дни под обстрелом, в снегу
Не сдался, не сдался наш город врагу.
Здесь гордые, смелые люди живут
И славится всюду их доблестный труд.
Муз. рук: И даже тогда работали заводы, с Кировского завода на фронт уходили танки. Работало радио: передавали новости фронта, читали стихи и исполняли песни. Дмитрием Шостаковичем в блокадном нашем городе была написана и исполнена Симфония № 7, ленинградская поэтесса Ольга Бергольц написала много стихов о блокаде. Слушаем симфонию 7
Какая идея, ребята как вы думаете у симфонии? идея симфонии – борьба советского народа против фашистских оккупантов и вера в победу
Дети:Я расскажу вам, как когда-то
Уж семь десятков лет назад
Была и кончилась блокада,
Что сковывала Ленинград.
Все начиналось в сорок первом:
Три месяца, как шла война,
Страна жила единым нервом,
Беда была на всех одна.
И днем, и ночью шла бомбежка,
И днем, и ночью шел обстрел.
На клумбах не цветы, картошка
Защитник очень есть хотел.
120 грамм простого хлеба –
Вот весь был детский рацион.
Никто два года сытым не был,
Но много кто был погребен.
Слайд 1
Муз. рук. :История любого народа – история войн. Сколько их было – не счесть! Великая Отечественная война 1941-1945 годов - война со страшным противником. Никто и не подозревал тогда, насколько страшной, кровавой и долгой будет эта война, сколько жизней она унесет с собой. Особое место в ее летописи занимает героическая оборона Ленинграда, который 900 дней находился в кольце вражеской блокады.
Звучит музыка. “Священная война”.
За 900 дней погибло 800 тыс. человек.
А далеко, за кольцом блокады, есть продовольствие – мука, мясо, масло. Но как их доставить? Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землей. Шла она по воде, а с наступлением холодов – по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. Эта дорога спасла от голода много ленинградцев.
Слайд 2 «Ладога – дорога жизни».
Дети: Рвутся на Ладоге мины, с треском рушится лед.
Все же идет машина. Хлеб в Ленинград везет.
Хлеба кусочек малый ребенка от смерти спас.
Дорогою жизни стала эта дорога для нас!
Муз. рук: По Ладожскому озеру была проложена дорога – названная ленинградцами «Дорога жизни».
Слайд 3
По ней под огнем противника перевозили хлеб в город, а обратно эвакуировали стариков, детей, раненых. Эвакуировали и Танечку, потому что от голода и холода умерли все ее родственники, и она осталась одна.
Хоть вражеская авиация и обстреливала машины – дорога существовала. Когда сошел лед, хлеб стали возить на баржах.
На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм наш горд получил звание «Города – героя».
Слайд 4
Показ иллюстрации «Цветок жизни».
Муз рук: По дороге к Ладоге у станции Ржевка неожиданно вырастает на придорожном холме белая ромашка – «Цветок жизни». Это памятник детям блокадного Ленинграда. Более 15 тыс. мальчиков и девочек были награждены медалью «За оборону Ленинграда». Памятник стоит высоко над дорогой, над речкой и полем, где и поныне врыты в землю противотанковые надолбы – здесь проходила дорога жизни, по которой в осажденный город везли хлеб. В числе создателей памятника было более 5 тыс. детей. Возводили они «Цветок жизни» вместе со строителями и теми людьми, детские годы которых связаны с блокадным городом. На каменных лепестках цветка – заветные слова: «Пусть всегда будет солнце!»
Слайд 5,6
Муз. рук. : Несмотря на героизм и отвагу советских воинов и партизан, в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Днем фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры. Гибли женщины, старики, дети.
Слайд 7 (читать то что написано там)
Муз. рук: В самый тяжелый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день. И больше ничего – только вода, за которой ходили на Неву. Город погрузился в тишину, темноту, голод и холод. Блокадная пайка хлеба составляла всего 125 граммов в день на человека. Да и в этом крошечном кусочке хлеба, кроме ржаной муки, были примеси соломы, травы-лебеды, древесных опилок. И все же блокадная пайка хлеба – та единственная ниточка, которая соединяла ленинградцев с жизнью!
Слайд 8
Пайка блокадного хлеба
Мама! Хлебушка дай-ка!
В глазах страданье и страх,
Хлеба блокадного пайка
В худеньких детских руках.
Пайка блокадного хлеба-
С жизнью тончайшая нить.
Пайку блокадного хлеба
Нам никогда не забыть!
Муз. рук. : За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лед, брать воду в быстро замерзающих прорубях, а потом под обстрелом доставлять ее домой.
Слайд 9
Муз. рук. : В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. И 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден от блокады.
Слайд 10
Муз. рук. : Прошло 77 лет. Но гepoическое прошлое легендарного города неподвластно времени. Подвиг защитников Ленинграда, в том числе и юных, бережно хранят в памяти все честные люди и прежде всего те, кто пережил блокаду.
Слайд 11,12
В нашем городе есть мемориал памяти погибшим жителям блокадного Ленинграда. Он находится на Пискаревском кладбище, где захоронено тысячи ленинградцев. Скорбно возвышается фигура Матери – Родины, за ней гранитная стена со словами ленинградской поэтессы Ольги Бергольц, прожившей в Ленинграде все 900 блокадных дней :
Слайд 13
«Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане – мужчины, женщины, дети…
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем.
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто.
Стихотворный этюд «Никто не забыт! Ничто не забыто!»
1.«Никто не забыт и ничто не забыто»-
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки заметает.
Но, словно огонь, у подножья –гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
2. Салют и слава годовщине
Навеки памятного дня.
Салют победе, что в Берлине
Огнём попрала мощь огня.
Салют ее большим и малым
Творцам, что шли путём одним,
Её бойцам и генералам,
Героям павшим и живым. Салют!
3. Бабушка надела ордена
И сейчас красивая такая!
День победы празднует она,
О войне великой вспоминая.
Грустное у бабушки лицо,
На столе солдатский треугольник.
Дедушкино с фронта письмецо
Ей читать и нынче очень больно.
4. Смотрим мы на дедушкин портрет
И разводим ручками с братишкой:
Ну какой, какой же это дед?
Он же ведь совсем ещё мальчишка!
5. Живым-героев чтить, не забывать,
Их имена хранить в бессмертных списках,
Об их отваге всем напоминать
И класть цветы к подножью обелисков!
Песня «Прощание Славянки»