Любовь Царькова
Деловая игра «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей дошкольного возраста, пропаганда здорового образа жизни среди сотрудников дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
1. Систематизировать физкультурно-оздоровительную работу, установить взаимодействие педагогов и медицинского работника.
2. Расширить знания педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.
Публикация «Деловая игра „Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
3. Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.
4. Развить творческий потенциал педагогов.
Деление на команды. Педагоги разбиваются на 2 группы. (Педагоги выбирают фишки с цифрами) Педагоги отвечают на вопросы, которые вы уже знаете. За правильный ответ 1 балл. Та команда, которая наберет наибольшее количество баллов – будет победителем. Оценивают ответы жюри.
1 задание.
В целом в дошкольных учреждениях сложился системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Для того чтобы обеспечить ребёнку крепкое здоровье, разумеется, важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и состояние опорно-двигательного аппарата и т. д. Однако, как утверждают в исследованиях Вера Григорьевна Алямовская, Юрий Фёдорович Змановский главные «киты», на которых держится жизнь и здоровье человека - это состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма. Основным средством развития сердечнососудистой, дыхательной и иммунной системы являются движения. Развитие сердечно-сосудистой системы совершенствуют так называемые циклические движения, при которых повторяется одно и то же действие, позволяющее чередовать расслабление и напряжение мышц. Назовите их, пожалуйста? (ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, прыжки и т. д.)
Древнегреческие мудрецы говорили: «Хочешь быть здоровым – бегай! Хочешь быть красивым – бегай! Хочешь быть умным бегай! Назовите виды бега, используемые при работе с дошкольниками. Педагоги называют: бег в одиночку (обычный, на носках, широким шагом, с высоким подниманием колен и др., бег в различных построениях (в колонне по одному, по два, врассыпную, в разных направлениях (вперед, по кругу, змейкой и др., с изменением темпа, (с ускорением, на скорость, с дополнительными заданиями и т. д.
Именно циклические виды движений (бег, ходьба, прыжки) наиболее естественны для ребёнка дошкольника. Поэтому первое утверждение, на которое должна ориентироваться система физического воспитания в детском саду звучит так: при проведении физкультурного занятия в детском саду две трети движений, составляющих его структуру, должны быть циклического характера.
2 задание.
На столе -3 шапки. Надо выбрать одну из них.
В них каждой из команд предлагается задание:
1. Показать комплекс гимнастики после сна.
2. Показать комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.
3. Показать комплекс упражнений для профилактики нарушения зрения.
Усвоение организмом кислорода из воздуха, также напрямую связано с движением. Напомните, пожалуйста, какова ежедневная продолжительность прогулки детей дошкольного возраста? (ответы педагогов) Поэтому под вторым «китом» мы поместим фразу: «Прогулка ребёнка-дошкольника должна составлять 4 – 4,5 часов в день».
Прогулка в детском саду должна быть интересной, увлекательной, насыщенной разнообразной двигательной активностью. Назовите виды двигательной активности детей на прогулке.
Педагоги озвучивают виды активности, ведущий педсовета записывает их и закрепляет под фразой (подвижные игры, спортивные игры и упражнения, индивидуальная работа над ОВД, самостоятельная двигательная активность и т. д.) (жюри оценивает).
Из всего сказанного вытекает второе утверждение, позволяющее обеспечить оздоровительную направленность физическому развитию в детском саду: повышение резервов дыхательной системы ребёнка происходит за счёт регулярной двигательной активности на свежем воздухе.
3 задание.
Какие виды здоровьесберегающих технологий используются в дошкольном образовательном учреждении?
Ответы педагогов.
- закаливание, физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.
- выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня.
- педагог добивается создания благоприятной эмоциональной обстановки в группе.
- педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход к детям. Это так же способствует сбережению здоровья детей.
Система иммунобиологической защиты достаточно сложная, но и она связана с движением. В каждом дошкольном учреждении используются разнообразные здоровьесберегающие технологии, составлен свой комплекс закаливающих мероприятий, универсальных, эффективных и доступных для детей дошкольного возраста. Однако при их проведении всегда нужно соблюдать определённые правила. Давайте озвучим правила, регулирующие проведение закаливающих мероприятий.
Педагоги называют: постепенность, учёт состояния здоровья и индивидуальных особенностей ребёнка, системность, эмоциональная и физическая привлекательность для ребёнка. Из всего сказанного можно сделать ещё один вывод: органичное сочетание всех здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении способствует совершенствованию системы иммунной защиты ребёнка.
4задание.
Блиц – опрос.
1. Назовите принципы закаливания – три П. (Постоянность, последовательность, постепенность.)
2. Назовите насекомых – индикаторов отсутствия у человека навыков гигиены. (Блохи, вши.)
3. Какая поговорка учит нас правильному режиму питания? (Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу.)
4. Кто такие «совы» и «жаворонки»? (Это люди с разными биологическими ритмами.)
5. Почему детям до 15 лет нельзя заниматься тяжёлой атлетикой? (До этого возраста идёт активное формирование скелета.)
6. Сколько часов в сутки должен спать человек? (Взрослый – 8 часов, подросток – 9-10, ребёнок – 10-12 часов.)
Определены три утверждения, на которых в первую очередь должна ориентироваться система физического воспитания в детском саду:
1. При проведении физкультурного занятия в детском саду две трети движений, составляющих его структуру, должны быть циклического характера.
2. Повышение резервов дыхательной системы ребёнка происходит за счёт регулярной двигательной активности на свежем воздухе.
3. Органичное сочетание всех здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении способствует совершенствованию системы иммунной защиты ребёнка.
Как вы думаете, этого будет достаточно для того, чтобы сделать систему физвоспитания в детском саду действительно оздоровительной для наших детей? На что ещё мы должны обратить внимание? (ответы педагогов) Врач Николай Михайлович Амосов говорил, что «нельзя обрести здоровье, сделав 10-12 упражнений, или пройти пешком километр за 20 минут». Суть оздоровительных физических упражнений заключается в системном наращивании резервных мощностей организма. Отсюда и четвёртое утверждение: регулярность физических нагрузок способствует нарастанию резервных мощностей организма ребёнка.
5 задание.
Решите педагогические задачи:
Педагогическая ситуация №1
Как быть воспитателю с детьми, которые поздно заснули:
- поднять их вместе со всеми?
- поднять их позже?
- Как бы Вы поступили?
Педагогическая ситуация №2
По режиму пора начинать занятие, а группа детей с увлечением строит мост… Как должен поступить воспитатель:
- задержать начало занятия?
- прервать строительную игру?
- Как бы Вы поступили?
Педагогическая ситуация №3
Родители Маши часто просят не брать девочку на прогулку, боясь, что она простудится. Что должен предпринять воспитатель:
- удовлетворить просьбу родителей?
-не удовлетворить их просьбу?
- что еще может предпринять педагог?
Педагогическая ситуация №4
Утром, встречая детей, приветливо поздоровавшись с ними, воспитатель спрашивает каждого, чем он хочет заняться до начала гимнастики. Тем, кто не может найти себе дела по душе, дает поручения: покормит рыбок, протереть листья у растений, подготовить материал к занятию. С Юлей, малоразговорчивой девочкой, воспитатель ведет беседу о том, какой мультфильм больше всего нравится. Спрашивает о его содержании.
1) Какие задачи решает воспитатель?
2) Какие виды деятельности могут быть организованы в этот период?
Педагогическая ситуация №5
На любое предложение воспитателя выполнить какую – то работу ребенок отвечает: «Я не умею»
1) В чем причина такого поведения ребенка?
2) Как изменить психологическую установку ребенка?
Педагогическая ситуация №6
Как должен вести себя воспитатель по отношению к детям, которые на занятиях несколько раз переспрашивают (Что делать? Как) и требуют оценки своей деятельности (Как я делаю? У меня правильно).
1) Каковы причины такого поведения детей на занятии?
2) Что нужно предпринять воспитателю?
Педагогическая ситуация №7
Некоторых родителей интересуют лишь вопросы питания и гигиенического ухода в детском саду.
1) Чем это можно объяснить?
2) Что может сделать воспитатель, чтобы расширить круг педагогически грамотных родителей?
Педагогическая ситуация №8
Как вести себя в том случае, если ребенок придумывает себе брата, сестру, рассказывает о них, как о реально существующих? Можно ли это считать ложью?
Педагогическая ситуация №9
Дети, связанные дружбой, часто просят воспитателя назначать их на дежурство вместе.
Надо ли удовлетворять их просьбу?
Педагогическая ситуация №10
Во время беседы воспитателя с детьми о труде их родителей одна девочка сказала: «Моя мама - самая главная. Если бы не она, все люди ходили бы грязными!»
Как вы думаете, где и кем работала мама этой девочки?
Почему ребенок так отзывается о труде своей мамы?
Как можно использовать этот пример в разговоре с детьми?
Педагогическая ситуация №11
Семья отправилась на прогулку в лес. Во время отдыха сын 9 лет забрался на верхушку дерева. Дочь 5 лет тоже пыталась, но у неё не получилось. Она заплакала и стала просить родителей помочь ей.
Какая из предложенных реакций родителей наиболее правильная?
1. Родители накричали на сына, потребовали немедленно слезть с дерева и обоим детям строго-настрого запретили влезать на деревья, объяснив им, что это опасно.
2. Отец похвалил сына за ловкость, помог дочери подняться на нижнюю ветку дерева, затем самостоятельно спуститься вниз. Девочка несколько раз повторила упражнение.
3. Мать успокоила плачущую дочь, ласково попросила сына спуститься на землю, а затем отшлёпала его.
Педагогическая ситуация №12
Ребёнок не хочет есть. Бабушка старается заставить его съесть положенную порцию, используя сказку, прибаутки. Мать обещает купить новую игрушку. Отец говорит: «Не хочешь – не ешь».
Кто прав?
Подведение итогов.
Подсчитываются баллы. Пока жюри подводит итоги, проводится игра «Будь внимателен». Все становятся по кругу парами, те кто стоит левее - птицы - машут левой рукой-крылом, кто правее –те поезд, правой рукой выполняют движение колес. Как только я хлопну в ладоши, все меняются местами, кто стоял левее, становятся правее и наоборот (игра выполняется под ритмичную музыку).
Жюри сообщает о результатах, вручает призы.