Шинтукова Аксана Владимировна
Деловая игра «Великие педагоги прошлого»
▼ Скачать + Заказать документы
В России 2023 год объявлен годом учителя и педагога. В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год – год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского – будет посвящён в нашей стране педагогам и наставникам.
Возникновение и развитие профессии педагога.
Публикация «Деловая игра „Великие педагоги прошлого“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему поколению, вынуждено было начинать сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство. С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась, прежде всего, воспитательная функция. Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. По мере усложнения процессов общественного производства, развития способов познания и стремительного роста научных знаний в обществе появилась потребность в специальной передаче знаний, умений и навыков. Вот почему из области «чистого» воспитания в педагогической профессии выделилась относительно самостоятельная функция - обучающая. Воспитательная функция стала поручаться другим лицам. Так, в семьях привилегированных сословий для воспитания детей приглашали домашних воспитателей. В России это были, как правило, иностранцы - гувернеры и гувернантки. В государственных и частных образовательных учреждениях наряду с учителями были классные надзиратели, классные наставники, классные дамы и т. п.
История зарождения.
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о её существовании. Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей - потребность жизни. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни. Уже в наиболее развитых государствах древнего мира - Китае, Индии, Египте, Греции - были предприняты серьёзные попытки обобщения опыта воспитания, вычленение теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе накапливались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения. Во все времена существовала народная педагогика, сыгравшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создал оригинальные и удивительно жизнестойкие системы нравственного, трудового воспитания.
Великие педагоги прошлого.
Педагогика - это сложное и многогранное явление нашей жизни. Как воспитывать подрастающее поколение, в какой форме и какие знания давать детям? Это важнейшие вопросы, которые стояли перед всем обществом и по-разному решались в разные эпохи выдающимися педагогами разных стран. Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Ниже мы приведем некоторые имена, которые нам показались особенно интересными. Но вы, конечно, не обязаны ограничиваться этим списком.
Мария Монтессори, Фридрих Фрёбель, Константин Ушинский, Антон Макаренко.
Мария Монтессори, первая в Италии женщина-врач и педагог, придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Суть её метода можно описать в пяти словах: «Помоги мне это сделать самому».
Монтессори считала, что каждый ребёнок от рождения стремится к знаниям. Всё, что нужно сделать родителям и педагогам, - создать развивающую среду, научить детей пользоваться предметами и позволить им самим выбирать, с чем, как и сколько играть.
После института Монтессори работала ассистентом врача психиатрической клиники, где находились умственно отсталые дети - они были одиноки, у них не было игрушек и с ними никто не занимался. Она стала носить им коробки, лоскутки, бусины - и дети ожили.
Затем Мария Монтессори стала директором Ортофренического института, который готовил учителей для работы с больными детьми. На базе этого института была школа, где она занималась с детьми. Эксперимент удался: многие ученики таких школ смогли сдать экзамены уровня общеобразовательных школ.
Через какое-то время Монтессори начала работать с «обычными» детьми. Ей предложили заняться организацией детских садов для детей трёх-семи лет для жильцов некоторых домов. Так появился первый «Дом ребёнка». В нём Монтессори продолжила разрабатывать свои методики развития и открыла сенситивные периоды.
Мария считала, что наиболее важным этапом развития является ранее детство и возраст от 3 до 6 лет. Она объясняла это тем, что именно в этот период происходит формирование интеллекта. Также согласно ее теории, воспитанник в этом возрасте нуждается в помощи воспитателей, которые помогают преодолеть препятствия, стоящие на пути к развитию творческих способностей и достижению целей.
Для воспитания Мария предложила создать предметно-пространственную среду, при развитии в которой им будут доступны интересные и материалы, позволяющие обучаться. Основная задача педагога - показать, как обращаться с предоставленными материалами.
Метод Монтессори подразумевает соблюдение нескольких правил, которые созданы как для детей, так и для взрослых:
- Пространство, в котором происходит обучение, разделено на несколько зон, в каждой из которых имеется тематический материал.
- Все предметы располагаются таким образом, чтобы дети могли самостоятельно их использовать.
- Группы для обучения составляются из детей разного возраста. Это дает возможность младшим воспитанникам перенимать навыки у старших.
- Каждый воспитанник должен иметь личное пространство и возможность заниматься тем, что он выбрал. Никто не имеет право отобрать игрушку или навязать нежелательные действия.
- Все предметы позволяют приобрести навыки, которые пригодятся в жизни.
- Время занятия с выбранным материалом не ограничивается, благодаря чему воспитанники не чувствуют, что они ущемлены жесткими рамками.
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель - немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад». Родился в семье пастора в Обервейсбахе, в небольшой деревушке княжества Шварцбург-Рудольштадт 21 апреля 1782 года.
В 1839 году Ф. Фребель в Блакенбурге открыл учебное заведение для игр и занятий взрослых с детьми дошкольного возраста. До этого в мире таких учебных заведений не было. Были школы для детей постарше. И были приюты для детей младшего возраста, в которых цель развития ребенка не ставилась, а ставилась задача присмотра, ухода и сохранения жизни.
Через год Ф. Фребель назвал созданное им учебное заведение «детским садом», а работающих в нем педагогов называли тогда «садовницами». Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор.
Почему это именно «сад»?
Ф. Фребель объяснял это так: «1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе».
В каждом детском саду Ф. Фребеля у каждого ребеночка была своя небольшая грядка, за которой он ухаживал. А также был общий цветник.
Детские сады Фребеля создавались не взамен семьи, а в помощь матерям в воспитании и развитии детей. Матери могли прийти и посмотреть, как заниматься с детишками, поучиться у воспитательниц.
Задачей детского сада было воспитание человека свободного, самостоятельного, уверенного. Фребелю хотелось, чтобы детский сад был местом радости для детей. Основная цель работы воспитательниц состояла в развитии природных способностей малышей. Дети рассматривались как цветы, о которых надо заботиться и способствовать их гармоничному развитию.
Воспитательниц и нянь для детских садов специально готовили. На курсы воспитательниц принимали девушек, которые отличались любовью к детям, стремлениям к играм, чистотой характера и уже закончили к тому времени женскую школу.
Будущие воспитательницы детского сада изучали средства воспитания, законы развития человека и ребенка, имени практические занятия, участвовали в играх детей. Уже в то время понимали, что чтобы обучать и развивать маленьких детей, нужны специальные знания об их развитии и особые профессиональные умения педагога.
Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая её сущность, он доказывал, что игра для ребёнка - влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живёт, она - его собственная жизнь.
Ф. Фребель не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей в нем. И ведущее место в своей системе он отдал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке. Это были первые в мире обучающие игры и игрушки для детей. И пользуемся мы ими до сих пор.
Ф. Фребель впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащённую практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания. Способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871) - родоначальник научного подхода к педагогике в России. Родился он в Туле в небогатой дворянской семье отставного офицера, а детство провёл в маленьком уездном городе Новгород - Северский (Украина, где его отец получил назначение на должность судьи. Мать рано умерла, и после её смерти 11- летний Костя большую часть времени был предоставлен сам себе, поэтому сильно пристрастился к чтению и глубоким размышлениям.
Учился Ушинский на юрфаке Московского университета. Там в то время преподавал профессор философии государства и права Пётр Редкин, который, помимо университетской работы, служил инспектором московских частных учебных заведений и был очень увлечён теорией педагогики. Именно Редкин «заразил» Ушинского интересом к педагогике как к науке, которая способна менять людей и общество в целом к лучшему.
Цитаты Ушинского
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
«В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».
«Страх телесного наказания не сделает злого сердца добрым, а смешение страха со злостью - самое отвратительное явление в человеке».
В 1854 году Ушинскому удалось устроиться учителем русской словесности и юридических предметов в Гатчинский сиротский приют. Это заведение славилось жестокими методами воспитания. За пять лет работы там Ушинскому удалось изменить местные порядки, а ещё искоренить доносительство и воровство среди воспитанников.
В 1859 году 35-летний Ушинский стал инспектором классов Смольного института. Эта должность - что-то вроде завуча по учебной части, главного по содержанию и методикам обучения. Ушинский изменил жизнь института кардинально - заменил механическую бездумную зубрёжку, которая там раньше была единственным методом, на настоящее преподавание и обучение, поменял учителей.
Ушинский придерживался и последовательно развивал много идей:
• Образование должно быть обязательным для всех вне зависимости от сословия. Женщины имеют такое же право на образование, как и мужчины.
• Педагогика не может опираться лишь на личный опыт учителя, ведь тот может оказаться ошибочным. Она должна опираться на теорию, то есть всестороннее изучение человека и систематизированный опыт. Поэтому педагогические идеи должны развиваться в университете, опираясь на науку.
• Обучение - не механическая зубрёжка, а развитие умственных способностей ученика, наблюдательности, воображения, фантазии, желания и способности дальше приобретать знания самостоятельно. Обучение должно быть сознательным, то есть до учащихся нужно донести, зачем они учатся и чему в итоге научатся.
• Обучение должно быть системным и последовательным. От конкретного - к отвлечённому, от знакомого - к незнакомому, от единичного - к сложному, от частного - к общему. В учебном материале нужно определённым образом расположить материал для повторения и практические задачи. Это обеспечит прочность знаний. Важно научить применять знания на практике, оперировать ими в разных ситуациях.
• Задача первоначального обучения - сделать серьёзное занятие увлекательным для ребёнка. Но с увлекательностью важно не переборщить. Если превратить вообще всё обучение в игру, то ребёнок не сможет дальше осваивать не очень интересные, но важные знания. Он должен привыкнуть к тому, что обучение - всё-таки труд.
• Главная задача педагогики - воспитание нравственности, а не наполнение головы знаниями. Обучение - лишь средство воспитания. Школа должна готовить человека к жизни и труду.
• Воспитание должно быть гуманным. Физические наказания и унижения неприемлемы. Воспитание - это убеждение личным примером, а не слепое повиновение.
• Воспитание и образование должны учитывать культурные и языковые особенности народа. Однако это не значит, что русская школа должна быть какой-то уникальной, «не как у людей». Законы души и её развития везде одинаковы.
Антон Семёнович Макаренко
Антон Семёнович Макаренко, талантливый педагог и писатель, родился 13 марта 1888 года в украинском городе Белополье (Харьковская губерния) в семье маляра. В 1904 году Макаренко окончил 4-летний техникум в Кременчуге, где и выбрал профессию учителя. Он продолжил свое обучение годичным курсом учителей.
Макаренко было всего 17 лет, когда он начал преподавать в железнодорожном училище. Ему нравилось преподавать, а его ученикам нравились его уроки.
В 1916-1917 годах Макаренко служил в армии, но из-за плохого зрения был демобилизован.
В 1917 году Антон Семёнович окончил Полтавский педагогический техникум. Его дипломная работа «Кризис современной педагогики» получила высокую оценку за необычный подход. Окончившему техникум с золотой медалью Макаренко посоветовали продолжить свои научные исследования в области педагогики, но Антон решил стать практикующим преподавателем. Он работал в колледжах Крукова и Полтавы до 1920 года, когда его пригласили возглавить Полтавскую колонию для несовершеннолетних правонарушителей.
Обучение, работа, дисциплина и главным образом самоуправление были основами педагогической философии Антона Макаренко. Он стал основоположником теории коллективного воспитания и образования.
«Недостаточно просто делать людей лучше. Мы должны реабилитировать их. Не превратить в безобидных членов общества, а воспитать активными участниками новых времен».
Это слова русского учителя и социального педагога Антона Макаренко после того, как он решил создать детский дом для детей-преступников и детей-сирот.
Его целью было - как он выразился - создать «нового человека». Советский гражданин, который построил бы новый мир без использования трости.
Ему удалось социализировать 3000 детей и написать свой шедевр «Педагогическую поэму» - это главный вклад Макаренко в развитие педагогики. К настоящему времени она переведена более чем на 60 языков и повлияла на педагогический образ мышления за пределами Советских границ.
А. С. Макаренко о воспитании и образовании написал ряд статей, романов, пьес и коротких рассказов.
Чтобы написать книгу «Дорога к жизни», ему потребовалось почти десять лет (1925-1935, и в письме Горькому он писал: «Эта работа значит для меня все». Книга основана на фактах, и в ней нет ничего вымышленного, кроме нескольких имен и ситуаций. Мальчики и девочки, описанные в ней, выросли до учителей, врачей, конструкторов самолетов и других полезных членов общества.
В 1934 году Антон Семёнович стал членом Союза писателей СССР, а в 1935 году начал работать в Наркомате внутренних дел в Киеве в должности главного помощника отдела трудовой колонии.
Вскоре он стал жертвой политического доноса. Макаренко обвиняли в критике Сталина и поддержке украинской оппозиции. Но ему был дан шанс оправдать себя и успешно избежать ареста. Однако Антон Семёнович был вынужден покинуть Киев и переехать в Москву, где его держали «под особым контролем».
Макаренко продолжал писать свои романы и пьесы, и в 1937 году он создал свою хорошо известную «Книгу для родителей», за которой последовали «Флаги на башнях» в 1938 году, в которых он продолжал развивать свою концепцию воспитания.
Основываясь на педагогической литературе и собственных исследованиях и опыте, Макаренко считал, что воспитание и образование являются наиболее важными факторами, влияющими на становление и развитие личности. Его точка зрения контрастировала с практическими стандартами того времени.
Методы воспитания, разработанные Антоном Семёновичем, были высоко оценены Максимом Горьким, который считал, что «педагогический эксперимент Макаренко имеет значение для всего мира». Вдохновленный Горьким, писателем, которым он восхищался, Макаренко написал «Педагогическую поэму», основанную на реальных историях своих учеников из детского дома для беспризорных детей. В своей книге он показал, как правильное образование может превратить неконтролируемых и агрессивных подростков в достойных и ответственных граждан.
«Педагогическая поэма», основная публикация Макаренко, имела большой успех не только в СССР, но и за рубежом. Антон Семёнович заслужил репутацию прогрессивного, инновационного и талантливого педагога.
«Великие педагоги прошлого»
I. Задание. О каких великих педагогах идёт речь?
1. Одна из первых женщин, получивших степень доктора медицины. Она начинала с работы с умственно отсталыми детьми, в дальнейшем переключилась со специальной педагогики на общую, занимаясь и с детьми, у которых не было отставания в умственном развитии. 6 января 1907 года, при поддержке итальянского миллионера Эдуардо Таламо, в Сан-Лоренцо открывает первый «Дом ребёнка»- школу для нормальных, хотя и запущенных детей. Основной девиз педагогов, который она сформулировала, звучит как слова ребё нка: «Помоги мне это сделать самому!». В её честь выпущена итальянская банкнота номиналом 1000 лир (Мария Монтессори)
2. Педагогическую деятельность он начал в 1846 году. Он был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в Ярославском Демидовском лицее. Затем был учителем словесности Гатчинского сиротского института, и работал инспектором Смольного института благородных девиц. Свой главный труд «Человек как предмет воспитания» он написал за границей. (Ушинский Константин Дмитриевич)
3. Он сделал для человечества не меньше, чем прославленные мореход и астроном. Он открыл педагогический материк, который обживают до сих пор, и перевернул все педагогические представления, считавшиеся до него такими же очевидными, как представление о том, что Солнце вращается вокруг Земли. Сын чешского мельника сумел закончить школу, академию и университет, сделаться священником и учителем. Педагог и философ, разрабатывавший многие педагогические проблемы, создавший первую в истории педагогики научную теорию – дидактику, подчиненную идее всестороннего развития личности. Главным трудом его жизни является «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором, как и в других его произведениях, основной выступает идея пансофии – всеобщей мудрости, что означает «знание всех вещей», реально существующих в мире. Он считал, «что из всякого ребенка можно сделать человека». (Ян Амос Коменский)
4. Он вел активную просветительскую деятельность, организовал ряд приютов для детей из беднейшей среды, где сироты жили и учились. Разработал теорию «элементарного образования», которая предназначалась для начальной ступени обучения. Разрабатывая идею развивающего обучения и элементарного образования, педагог стал одним из основоположников формального образования: изучаемые предметы рассматривались им больше как средство развития способностей, чем как средство приобретения знаний. Даже император Александр I во время пребывания его в Базеле согласился принять этого педагога. Это было в 1814 году. На памятнике его в Ивердоне вычеканили среди других строчек и такую: «Все для других, ничего для себя». (И. Г. Песталоцци)
II. Задание.
1. Кто является основоположником педагогической науки в России?
А) Макаренко А. С.
Б) Сухомлинский В. А.
В) Ушинский К. Д.
Г) Иванов И. П.
2. Кто из педагогов является автором «школы радости»?
А) Амонашвили Ш. А.
Б) Сухомлинский В. А.
В) Ушинский К. Д.
Г) Шаталов В. Ф.
3. Кто является автором книги «Флаги на башнях»?
А) Иванов И. П.
Б) Коменский Я. А.
В) Макаренко А. С.
Г) Пирогов Н. А.
4. Кому из известных педагогов принадлежат эти строки: «Воспитатель есть художник, школа - мастерская, где из куска мрамора возникает подобие божества?»
А) Толстой Л. Н.
Б) Сухомлинский В. А.
В) Макаренко А. С.
Г) Ушинский К. Д.
III. Задание
Субъектами педагогического процесса являются : (несколько правильных ответов)
А). Родители
Б). Ученик
В). Учебный предмет
Г). Учитель
Д). Школа
2. Какие уровни образования, установленные в Российской Федерации, относятся к высшему образованию? (несколько правильных ответов)
А). Бакалавра
Б). Основное общее образование
В). Магистратура
Г). Начальное общее образование
Д). Аспирантура
3. Как называется отрасль педагогики об обучении слабовидящих (тифлопедагогика)
4. Наука о закономерностях психической деятельности человека (психология)
5. Как называются индивидуальные особенности, являющиеся условием успешного осуществления какой-либо деятельности? (Способности)
6. Создатель в России первой школы «свободного воспитания» (Л. Н. Толстой)
7. Кто из отечественных педагогов был «учителем русских учителей»? (К. Д. Ушинский)
8. Педагогом, который «сердце отдавал детям»? … (В. А. Сухомлинский)
IV. Задание
«Педагогические ассоциации». Команды выбирают себе слово и записывает к этому слову свои ассоциации. Какая команда назовет больше слов, та команда набирает наибольшее количество баллов.
(1 слово - дошкольник, 2 слово - воспитатель)
V. Вопросы разминки для первой команды
1. Средство общения? (Язык)
2. Партнер в диалоге? (Собеседник)
3. Какой воспитатель может развить творчество у ребенка. (Творческий)
4. Что такое «психология»? (Наука о душе)
5. Пушкинское дубовое украшение? (Цепь)
6. Кем разработан труд «Великая дидактика»? (Я. А. Коменским)
7. Свободное от работы время? (Досуг)
Вопросы разминки для второй команды
1. Занятие, подчиненное определенной теме и цели? (Тематическое)
2. Привыкание организма к новым условиям? (Адаптация)
3. Кто является автором следующих слов: «Чтобы стать настоящим воспитателем детей, необходимо отдать им свое сердце»? (В. О. Сухомлинский)
4. Поделки из бумаги, изготовленные путем сгибания? (Оригами) 5. Цвет, символизирующий активность, энергию, силу, решительность? (Красный)
6. Кто является автором следующих слов: «Настоящий воспитатель готовится к занятию всю жизнь? (В. О. Сухомлинский)
7. Движение руки, сопровождающее речь или служащее знаком? (Жест)