Гущина Екатерина Геннадьевна
Деловая игра «Театральный ринг»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : расширить знания педагогов о театрализованной деятельности, показать целесообразность ее использования в процессе развития речи дошкольников.
Задачи:
- активизировать деятельность педагогов;
- способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;
- совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;
- развивать сплоченность, умение работать в команде;
- аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Темочки:
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Правила игры : игра состоит из 4 частей и 10 заданий. Педагоги делятся на 3 команды и выполняют по ходу игры определенные задания. Каждая команда придумывает себе девиз, связанный с названием своей команды: «Маска» - например: «Всегда быть в маске – судьба моя», «Театралочка» - например: «Вся наша жизнь – игра». Избирается состав жюри. Итоги игры подводятся подсчетом количества баллов.
Состав жюри:
Главный судья: заведующий.
Жюри: Учитель-логопед, педагог-психолог.
• за музыку: музыкальный руководитель.
Критерии оценки работы команд: //0-5 баллов//
1. Время.
2. Активность группы.
3. Творчество и компетентность участников.
4. Полнота ответов.
5. Дисциплина.
Ведущий: старший воспитатель ДОУ.
Оборудование: мультимедийная установка; звоночки (для конкурса капитанов); памятки для воспитателей; кроссворд на каждую команду; памятные подарки для всех участников мероприятия.
Время проведения: 40 минут.
Ход игры: Уважаемые педагоги. Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Оно будет очень трудным. Но вашими командами руководят опытные капитаны, и перед началом нашего путешествия я предлагаю вам придумать для своей команды название и девиз, с которым вы и отправитесь в это увлекательное путешествие.
ЗАДАНИЕ № 1
«Разминка»
Ведущий, командам, по очереди задает вопросы, если команда не отвечает, вопрос переходит к другой команде.
1.. Манера ходить, поступь (походка)
2. Перерыв, временная остановка в речи, музыке (пауза)
3.. Способность отчетливо произносить слова в речи (дикция)
4. С помощью чего обозначаются предметы, понятия в устной и письменной речи? (слова)
5.. Манера произношения, обозначающая различные чувства говорящего (интонация)
6. Чувство, душевное переживание (эмоция)
7. Движение рукой, что-то обозначающее (жест)
8. Искусство, в котором чувства, настроение передаются с помощью звуков (музыка)
9. Перемещение кого-нибудь в определенном направлении, иногда в определенном ритме (движение)
10. Специальный прибор для извлечения определенных звуков (инструмент)
11. Особенности окраски звука у голоса, инструмента (тембр)
12. Мимика лица, губ, глаз, выражающее удовольствие (улыбка)
ЗАДАНИЕ № 2
Блиц-опрос «Да-Нет»
Команды по очереди, быстро и односложно («Да» или «Нет») отвечают на вопросы ведущего.
1. Общение является ведущим средством развития речи. (Да)
2. Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. (Нет.)
3. В слове «яркая» 7 звуков. (Да).
1. Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)
2. Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)
3. Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя. (Нет)
1. Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)
2. Детей 5 лет нельзя учить произносить буквы. (Да. Произносятся звуки.)
3. Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного произведения. (Да)
ЗАДАНИЕ № 3
Блиц-турнир для капитанов. «И снова сказки»
Капитан команды, который быстрее нажмёт на сигнал-игрушку, после заданного вопроса, первый отвечает на вопрос.
1. Сказка о хлебобулочном изделии («Колобок»)
2. Сказка о пенсионере, зарабатывающем на жизнь рыбным промыслом («Сказка о рыбаке и рыбке»).
3. Сказка о ледяной особе королевских кровей («Снежная королева»)
4. Если бы раньше был птичий грипп, этой сказки не было бы («Курочка Ряба»)
5. Сказка о пернатом, который после тяжёлого детства в юности всё- таки добился всеобщего признания («Гадкий утёнок»)
6. Сказка о деревенском семействе, вырастившем овощ-гигант («Репка»)
7. Сказка о лесном общежитии («Теремок»)
8. Сказка о девочке, чьё имя предопределил головной убор («Красная шапочка»)
9. Сказка о мальчике, который своим появлением на свет обязан не матери, а отцу («Буратино»)
1. Сказка о трёх пятаках, трёх крючках и двенадцати копытах («Три поросёнка»)
2. Сколько встреч было у старика и рыбки? (Шесть)
3. Первый банкрот поля - чудес? (Буратино)
2 часть.
ЗАДАНИЕ № 4
Решение кроссворда
Командам предлагается кроссворд по изобразительному искусству. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно решит кроссворд.
1.. Место для представлений, зрелищ.
2.. Кто пишет пьесы для представления.
3. Кто руководит постановкой спектакля.
4. Группа музыкантов, исполняющая музыку к спектаклю.
5. Человек, управляющий оркестром.
6. Автор музыкальных произведений, пишущий музыку к спектаклям.
Ответы. 1. Театр. 2. Драматург. 3. Peжиcсep. 4. Оркестр. 5. Дирижер. 6. Композитор.
ЗАДАНИЕ № 5
Черный ящик
Задание для всех команд. (кто быстрее всех поднимет руку, капитан называет члена команды, который поднял руку и будет отвечать, если ответ не правильный, ведущий продолжает зачитывать вопрос, ждет ответа следующей команды и т. д.
- Внимание! Вопрос! Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии, и в христианской легенде. Итак, это… (ЯБЛОКО)
Подсказка: Этот предмет есть в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне»
ЗАДАНИЕ № 6
«Что мы знаем о сказках?»
Каждая команда пишет, потом сдает и по очереди выходят и зачитывают. Побеждает та команда, у которой в течении минуты будет больше всего ответов.
- Назовите зачин и концовку сказок, наиболее часто встречающиеся при рассказывании, чтении. (Жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве; в старые - стародавние времена; было ли это, не было; как-то раз, решили и т. д. Стали они жить поживать, да добра наживать; тут и сказке конец, а кто слушал молодец; и я там был, мед – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; сказка туда, а я сюда; сказка на том берегу, а я – на этом; с неба три яблока упало: одно мне, другое тому, кого сказку рассказывал, а третье – тому, кто сказку слушал)
3 часть.
ЗАДАНИЕ № 7
Объяснялки
1. Какой воспитатель может развивать творчество у детей? (творческий)
2. Пушкинское дубовое украшение? (цепь)
3. Какая сказочница подарила нам встречу с мужчиной в самом рассвете сил? (Астрид Линдгрен) (Карлсон)
1. Что такое эмпатия? (способность понять, почувствовать чужие переживания, умение поставить себя на его место).
2. Что такое метафора? (перенос значения с одного предмета на другой по сходству).
3. Виды невербальной коммуникации? (мимика, жесты).
1. Разговор двух лиц? (диалог)
2. Что такое тембр? ( эмоциональная окраска речи: радость печаль, досада и т. п.)
3. Совокупность высших нравственных принципов личности? (честь)
ЗАДАНИЕ № 8
Формы работы с родителями
Каждой команде, предлагается по очереди перечислить формы работы с родителями, которые вы используете по театрализованной деятельности. Побеждает команда последней назвавшая форму работы. Команда не ответившая, выбывает. //родительские собрания, консультации, дни открытых дверей, проведение досугов, тематических вечеров, например, : «Любимые сказки», «Театральные встречи» и т. д., праздники, совместное творчество, оформление фотовыставки, беседы, домашние сочинение сказок и различных историй и их разыгрывание, совместное изготовление атрибутов, костюмов, наглядно-информационный. Фестиваль семейных театров. Викторины. Творческие мастерские. //
ЗАДАНИЕ № 9
Игра «Расскажи сказку по-другому»
Рассказать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку (любой член команды). Команды начинают по желанию.
Образец: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т. п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике. (дерево, облако, птичка, ежик, пенек)
1 команда: «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом.
1. команда: «Репка» от лица репки.
2. команда: «Теремок» от лица теремка.
ЗАДАНИЕ № 10
Конкурс капитанов «РЕШИ ПРИМЕР» (герой + предмет = сказка)
1. Кушак + утюги + книжка + мочалка + крокодил = (Мойдодыр).
2. Зеркало + терем + пес + яблоко = (Сказка о мертвой царевне).
3. Шатер + король + царица + вино = (Сказка о золотом петушке).
4. Телега + водоем + тесто + животное + изба = (Лиса и волк).
5. Санки + розы + олень + девочка = (Снежная королева).
6. Цветок + жук + девочка +счеты = (Дюймовочка).
7. Мука + дед + сметана +сусек = (Колобок).
8. Братья + солома + камень + прутья = (Три поросенка).
9. Болото + братья + стрела + шкура = (Царевна – лягушка).
10. Тарелка + каша + журавль + кувшин = (Лиса и журавль).
11. Девочка + часы + хрусталь +крупа = (Золушка).
12. Миска + стульчик + девочка + кроватка = (Три медведя).
13. Астра + крапива + рубашка + спицы = (Дикие лебеди).
14. Корзинка + пирожки + охотники + шапочка = (Красная шапочка).
15. Снег + дед + костер + облако = (Снегурочка).
16. Карета + замок + кот + мост = (Кот в сапогах).
17. Грязнуля + мочалка + мыло + полотенце = (Мойдодыр).
18. Курочка + ведро + дом = (Кошкин дом).
1. этап
Подведение итогов жюри.
Пока жюри подсчитывает количество баллов, ведущий проводит игру.
Игра «Хорошо или плохо быть воспитателем»
Цель: умение находить аргументы в подтверждение высказываний, характеризующих работу педагогов.
Ход. Команды по очереди высказываются о своей работе, приводя доводы о ее значимости (положительная оценка) и профессиональных трудностях (отрицательная оценка).
Например: «Воспитателем быть хорошо: это интересная, творческая, динамичная работа». «Воспитателем быть плохо: работа трудная, требует обширных знаний, постоянно надо читать методическую литературу»
Подведение итогов.
По итогам 10 конкурсов: победу получает та команда, которая по мнению жюри набрала большее количество баллов. (подсчет, определение победителя).
Что мы должны вынести из сегодняшней встречи? Убежденность в том, что развитие ребенка через театрально-игровую деятельность дает положительные результаты. Развивается социальная активность детей, память и воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникабельность, идет развитие речевых и познавательных функций. Каждый ребенок талантлив изначально, и наш театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве. Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности дети смогли использовать в повседневной жизни.
Спасибо за внимание!
Примерная памятка:
«Предшествующая работа
перед проведением театрализованной игры»
1. Художественное восприятие литературных и фольклорных произведений
• Преподносить текст произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать их в несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей).
• Беседа по содержанию.
• Игры-имитации.
• Обогащать детей художественными средствами передачи образа через этюды из прочитанного произведения или выбор любого события из сказки и его розыгрыш (зрители угадывают).
• Использовать этюды, в которых дети двигаются под фрагменты музыкальных произведений.
• Оценка, вопросы, советы.
1. Рассматривание иллюстраций (дополняют впечатления детей наглядными образами, подсказывают элементы костюмов, декораций).
2. Просмотр диафильмов, видеофильмов (среда обитания).
3. Повторное чтение художественного произведения в свободное время, чтение по ролям, пересказ своими словами, разбор интонаций, жестов, позы, мимики.
4. Наблюдение за повадками животных в естественных условиях, имитация их движений, передача эмоционального состояния – страха, удивления, радости и др.
5. Прослушивание произведения в грамм- и аудиозаписи, просмотр различных видов театра (особенно кукольного).
6. Освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
• Работа над ролью:
- составление словесного портрета героя;
- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
- сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;
- анализ придуманных поступков;
- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;
- подготовка театрального костюма;
- использование грима для создания образа.
• Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, с видами кукольных театров (би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др., театральными жанрами и пр.); основными профессиями театра.
• Проигрывание содержания на макете
• Репетиция
• Инсценировка
1. Самостоятельная творческая деятельность.
• творческая художественная деятельность по теме (рисование, лепка, аппликация, конструирование и т. п. (лучше коллективные).
• подготовка атрибутов, афиш, декораций и т. п. (привлечение родителей).
• репетиция
• инсценировка
просмотр видеозаписей, фотографий и т. п.
Список используемой литературы:
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. №4.
2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. - М., 1990.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. –М., 1991.
5. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.
7. Ерофеева Т. И. Зверева О. Л. Игра-драматизация // Воспитание дете