Мария Боровкова
Деловая игра «Самообразование как одна из форм повышения профессионального мастерства педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
«Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога»
ЦЕЛЬ: создание условий для участия педагогов в повышении качества образовательного процесса через один из путей повышения профессионального мастерства - самообразование.
Задачи:
• Привлечь внимание педагогов к рассматриваемой проблеме, повысить их активность, побудить размышлять, анализировать.
• Способствовать творческому поиску.
Публикация «Деловая игра „Самообразование как одна из форм повышения профессионального мастерства педагога“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
• Формировать навыки позитивного общения воспитателей, умение работать в коллективе.
Методы активизации педагогов :
- блиц - турнир (разминка) – метод мозгового штурма;
- ответы на вопросы;
- метод дискуссии.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема нашей встречи «Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога»
Я надеюсь на ваше сотрудничество и активную деятельность.
Существует множество различных определений самообразования - некоторые из них представлены вашему вниманию на слайде.
Самообразование - самостоятельный способ получения знаний в определенной области науки, искусства, техники, политической жизни, культуры, ремесла.
Самообразование - это обучение, которое планируется и осуществляется самостоятельно.
Самообразование - это непрерывный процесс саморазвития и самосовершенствования педагогов.
Самообразование педагога является основной формой повышения педагогической компетентности, которая состоит из совершенствования знаний и обобщения педагогического опыта путем целенаправленной самообразовательной работы.
Сущность самообразования заключается в умениях самостоятельно добывать знания из различных источников, воплощать их в практической деятельности, совершенствуя профессиональное мастерство. Чтобы успеть за научно- техническим прогрессом, быть на уровне современных требований общества, надо постоянно заниматься самообразованием.
Самообразование педагога – это необходимое условие его профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога.
Если педагог будет заниматься самообразованием и все время повышать свою профессиональную компетентность, то он станет профессионалом своего дела. А профессионал – это специалист, который владеет нормами профессии, самостоятельно ставит профессиональные цели, по своей инициативе развивает способности, имеет высокий уровень мотивации и саморегуляции, умеет управлять своим состоянием.
Современный ритм жизни требует от нас непрерывного профессионального роста. Весьма наглядной в этом отношении является следующая притча.
«В сарае стояли два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй блестящий, начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается от блестящих боков соседа. Однажды он не выдержал и сказал: «Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые, но ты такой красивый и весь блестящий, а я нет. Откуда у тебя такое великолепие? Должно быть равноправие!»
Второй плуг усмехнулся и сказал: «Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь!»
Я уверенна, что нам тоже некогда и незачем ржаветь.
И сегодня в рамках деловой игры я предлагаю вам научиться искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно и тем самым поднять свой профессиональный уровень.
Планируя работу по этой теме, мне хотелось, чтобы каждый из вас после встречи ответил для себя на вопрос: «Самообразование педагога - самоцель или необходимость, миф или реальность?»
Уважаемые коллеги, приглашаю вас принять участие в игре.
Для этого нам необходимо поделиться на команды. А в этом нам помогут карточки-жетоны, выбирайте и присаживайтесь за соответствующий стол.
А сейчас из букв, которые находятся в конвертах, вам необходимо собрать название команды, представиться и поприветствовать команду единомышленников.
И так в педагогическом ринге участвуют команды: «Теоретики» и «Практики»
Начнем нашу игру с разминки
I часть РАЗМИНКА
Задание 1
Упражнение «Ассоциация» : «Как вы относитесь к самообразованию?»
- Если самообразование — это цвет, то какой?
- Если самообразование — это часть суток, то какая?
- Если самообразование — это время года, то какое?
- Если самообразование — это цветок, то какой?
- Если представить, что самообразование — это работа по дому, то какая?
- Что для вас самообразование по ощущениям, необходимая потребность или повинность, другие ощущения?
Задание 2: Мозговой штурм «Самообразование».
Вертикально на бумаге записано слово «самообразование». Вы уважаемые участники путем свободного высказывания предлагаете слова, которые у вас ассоциируются с самообразованием. Можно использовать слова из разных частей речи.
Задание 3: «Зарядка для ума»
Определить, о какой технологии идет речь.
1. Это целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
(Проектная деятельность)
2. Эта технология позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной, и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога. Это досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога.
(Портфолио педагога)
3. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Основная задача использования технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий. Технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Создана ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером, позже была адаптирована к дошкольному возрасту.
(ТРИЗ)
Вопросы для педагогов второй команды
Определить, о какой технологии идет речь.
1. Цель данной технологии - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. ( Ключевые компетентности: социальные, коммуникативные, информационные, интеллектуальные) Позволяет сформировать способность к коммуникации, работе в команде, выявлению и продуктивному разрешению конфликтов, развить познавательные, исследовательские навыки детей, творческое воображение, критическое мышление, научить самостоятельности, ориентировке в информационном пространстве при решении проблем.
(Исследовательская деятельность)
2. Эта технология ставит в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов, создания условий для взаимодействия с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
(Личностно-ориентированные технологии)
3. Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. (Здоровьесберегающие технологии)
4. Это наиболее детский метод, потому что он обращен к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие их мы воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даём знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя.
Сказкотерапия
Это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это показатель творческих успехов ребенка.
Портфолио дошкольника
Задание №4 «О ком речь?»
Выдающиеся педагоги навсегда оставили свой след в истории образования. На них равняются современные учителя, их труды стали классикой мировой педагогики, а их новаторские подходы буквально перевернули представление о воспитании и обучении детей.
Ваша задача расшифровать фамилии великих педагогов.
Работа в парах.
1. СРЕМОНИТОС-Монтессори
2. ОКНКАРМАЕ-Макаренко
3. ИЙОТГВЫКС- Выготский
4. ХОЛИНСУМИЙСК-Сухомлинский.
5. ЦКАШИЙ-Шацкий
6. ИЙКОНСКМЕ-Коменский
II часть.
1. Что такое «самообразование»?
Сформулируйте ответ на данный вопрос.
Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого человека.
Знания, добытые человеком самостоятельно, навыки, которыми он овладел сам, опыт, который получил посредством своих действий, успехов и ошибок – все это бесценно. Абсолютно все, чего человек смог добиться сам, намного лучше запечалится в его памяти, формирует его личность и интеллект.
2. Для чего педагогу самообразование?
Самообразование педагога ДОУ позволяет :
- совершенствовать работу с детьми;
- сформировать определенные личностные качества (активность, инициативность, уверенность, персональная ответственность и т. д.)
- повысить профессиональный статус педагога (пройти аттестацию);
- представить успешный опыт деятельности (получить признание администрации, родителей, коллег и воспитанников).
3. Назовите источники самообразования?
• Телевидение.
• Газеты, журналы.
• Литература.
• Интернет-ресурсы.
• Семинары и конференции.
• Мастер классы.
• Мероприятия по обмену опытом.
• Курсы повышения квалификации.
4. На экране вашему вниманию представлены основные мотивы, побуждающие воспитателя к самообразованию, расставьте свои приоритеты, что для Вас - первично, что – вторично?
Можете выработать коллективный ответ.
Потребности, мотивы, побуждающие к самообразованию :
1. Ежедневная работа с информацией. 2.
2. Желание творчества. 5
3. Стремительный рост современной науки. 1
4. Изменения, происходящие в жизни общества. 1.
5. Конкуренция. 7
6. Общественное мнение. 4.
7. Материальное стимулирование. 6
8. Интерес. 5
9. Профессиональный рост. 3.
5. Как выстроить работу по самообразованию?
Прежде всего, необходимо определиться с выбором темы.
Существует огромное количество возможных вариантов тем самообразования. Каждый педагог выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы.
Я предлагаю вам вспомнить и назвать свои темы самообразования.
Формулировка темы происходит по схемам:
• ЧТО – ТО как условие развития ЧЕГО – ЛИБО
«Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
• ЧТО – ТО как средство формирования ЧЕГО – ЛИБО
«Наблюдение как средство развития познавательного интереса у дошкольников»
• Использование ЧЕГО – ЛИБО как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т. п.) ЧЕГО –ТО
«Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Процесс педагогического самообразования складывается из нескольких этапов, каждый из которых имеет свои особенности.
Сейчас я предлагаю вам собрать «Педагогические пазлы».
Работать вы будете в парах. Вам необходимо из разрезанных предложений выбрать и составить содержание работы по самообразованию поэтапно. На конвертах написаны номера этапов.
Выделяют 3 этапа работы по самообразованию :
1. Подготовительный этап
Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, определение темы самообразования, составление плана работы.
Формы работы :
- Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.
- Изучение периодической печати.
- Посещение библиотек.
- Знакомство с работами других педагогов.
- Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.
2. Практический этап.
Этап, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
На данном этапе педагог должен :
- Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает.
- Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования.
- Разработать конспекты занятий.
- Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей.
- Подготовить консультации по теме самообразования для родителей, педагогов и т. д.
- Разработать и апробировать систему работы по конкретному разделу программы – составление календарно – тематического плана и подбор методов, приемов для развития обучающихся.
- Разработать проект.
- Разработать опросники для диагностирования обучающихся.
- Создать собственные методические пособия, атрибуты.
3. Итоговый этап включает:
Анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. Этап, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты.
Формы отчета :
- Презентация проекта.
- Выступления на педсоветах, методических объединениях, конференциях по обмену и обобщению педагогического опыта.
- Мастер – классы.
- Внедрение в педагогический процесс проектов, образовательных программ, методических пособий.
- Неделя педагогического мастерства.
- Анализ взаимопосещений, видеоматериалов.
- Выставки работ педагогов и детей по темам самообразования.
Зависит ли самообразование от возраста, опыта, образования, стажа?
Нет. Главное заставить свой мозг работать активно и рано или чуть позже это принесет свои плоды. Необходимо совершенствоваться в профессиональной сфере, ведь когда вы будете знать в своем деле чуть больше, чем другие, у вас будет больше возможности стать успешным педагогом, превратить работу не в рутину, а в интересное хобби.
Завершая разговор о самообразовании - скажу самое главное – этим стоит заниматься всем, всегда и любым доступным способом. Пока мы учимся чему- то новому, как в детстве, когда нам все было интересно, когда мы познавали окружающий нас мир - мы живем. Неважно сколько вам лет, какие у вас интересы – учитесь, образовывайтесь, узнавайте больше нового.
Помните, что каждый может достигнуть тех вершин, которые сам желает для себя!
Упражнение «Дерево ассоциаций»
«Самообразование – это…»
На красных цветках напишите, ассоциации, к слову, самообразование, именами существительными, на зеленых – глаголами, на голубых листочках – именами прилагательными.
Перед вами листочки трёх цветов. Если вы считаете, что самообразование для вас потребность – приклейте на «дерево» зелёный листочек, если реальность – жёлтый. Если самообразование – это миф и вас тяготит - красный.
Вы были сегодня активны, инициативны, креативны!
Наша встреча подошла к концу. Благодарю вас за сотрудничество!
Хочется пожелать вам, чтобы вы и окружающие вас люди были всегда готовы к инновациям и профессиональному росту!