Нина Васильевна Шефер
Деловая игра с педагогами ДОО «Поощрение и наказание в воспитании ребенка дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Развитие у воспитателей культуры поощрения и наказания в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть с воспитателями проблему поощрения и наказания детей дошкольного возраста в свете психологической науки.
1. Развивать у педагогов осознанное использование в работе с детьми системы поощрения и наказания.
Публикация «Деловая игра с педагогами ДОО „Поощрение и наказание в воспитании ребенка дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Наказание и поощрение детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
2. Обсудить с воспитателями целесообразность использования поощрения и наказания в различных педагогических ситуациях.
Ход деловой игры.
Вступительная часть.
— Уважаемые педагоги, в начале нашей встречи я хочу вам задать вопрос:
Можно ли воспитывать ребенка дошкольного возраста без наказания?
(Ответы воспитателей).
1. Актуальность. Педагогов всегда волновал вопрос: каким образом использовать систему поощрений и наказаний детей дошкольного возраста, чтобы не наносить ущерб, а наоборот способствовать гармоничному развитию личности?
Поэтому, сегодня мы обсудим ряд значимых вопросов:
• как и когда наказывать и поощрять ребенка дошкольного возраста;
• какие методы поощрения и наказания приемлемы в педагогической практике, а какие нет;
• какие условия необходимо соблюдать, чтобы сделать поощрение и наказание эффективным средством в работе с детьми.
2. Практическое задание.
Для того чтобы продолжить нашу работу, я предлагаю разделиться на группы. Для обсуждения задания внутри группы отводится 3 минуты.
1 Задание для первой группы.
• Дайте определение слову — "поощрение" как методу педагогического воздействия на ребенка.
1 Задание для второй группы.
• Дайте определение слову — "наказание" как методу педагогического воздействия на ребенка.
(Ответы педагогов).
Обратите внимание, какие определения этим двум понятиям даёт детский психолог Д. Фонтенель.
По его мнению, поощрением может служить все, что приятно данному ребенку, а наказание — это лишение ребенка того, что для него важно и будет воспринято им как ощутимая потеря.
Обсуждение.
Слово «наказание» для многих ассоциируется с агрессией, физическим насилием, детскими криками и слезами. Такая расправа над ребенком — не является наказанием, а демонстрацией своего превосходства над слабым и беззащитным. Наказание из древних времен произошло от слова «наказ» и подразумевает наставление, назидание и вразумление. Наказание детей всегда необходимо сопровождать сочувствием, поддержкой, прощением и обучением.
Цель как поощрения, так и наказания всегда состоит в том, чтобы помочь детям в приобретении знаний, умений и навыков для использования их в своей жизни. Применять поощрение и наказание, в процессе воспитания детей, необходимо разумно, осознанно и помнить о том, что оба метода влияют на самооценку ребенка.
3. Практическое задание.
2 Задание для первой группы.
• Какие условия необходимо соблюдать, чтобы сделать поощрение эффективным средством в работе с детьми.
2 Задание для второй группы.
• Какие условия необходимо соблюдать, чтобы сделать наказание эффективным средством в работе с детьми.
3 Задание для первой группы.
Назовите виды поощрения и охарактеризуйте их с практической стороны (добавьте примеры из своего опыта работы с детьми)
3 Задание для второй группы.
• Назовите приемлемые виды наказания и охарактеризуйте их с практической стороны (добавьте примеры из своего опыта работы с детьми).
Обсуждение.
Потеря привилегий.
Данная форма наказания подразумевает, что дошкольник лишается определенных, важных для него поручений за совершенный проступок. Это эффективная форма наказания, однако необходимо соблюдать некоторые условия.
1. Заранее четко определить недопустимое поведение.
2. Обозначить цену провинности.
3. Последовательное применение.
Запрет на приятные для ребенка занятия.
Эта форма наказания зарубежными психологами была обозначена как «Тайм-аут». Таким наказанием ребенок на определенное время лишается приятного для него занятия, увлечения.
Используя «Тайм-аут», также необходимо соблюдать ряд условий.
1. Обозначить для ребенка, за какую провинность последует его наказание.
2. Перед наказанием ребенку должно быть сделано 1-2 предупреждение.
3. Заранее сказать ребенку, на какой период ему будет запрещено любимое занятие и что он должен сделать, чтобы выйти из тайм-аута.
4. У взрослого должен быть спокойный, без эмоций, невозмутимый вид.
5. Последовательность действий.
4 Задание для второй группы воспитателей
• Назовите неприемлемые виды наказания и охарактеризуйте их с этической стороны
Обсуждение.
Жестокое обращение с детьми в России влечет наступление ответственности:
• административной,
• гражданско-правовой,
• уголовной.
Обсуждение.
Конвенция о защите прав детей и другие законодательные акты в нашей стране запрещают физическое насилие по отношению к ребенку с чьей бы то ни было стороны. Применение физических наказаний в педагогической практике свидетельствует о некомпетентности воспитателя, который не способен контролировать свои чувства и поведение.
Вербальное наказание.
Также не допустимой формой наказания является вербальное, когда воспитатель повышает голос на ребенка, упрекает, говорит унизительные слова, либо читает нотации. В такой ситуации у ребенка часто срабатывает психологическая защита, они отключают внимание, чтобы не воспринимать гнев взрослого направленный на него.
Таким образом, мы совместно пришли к выводу о том, что физическое и вербальное наказание неприемлемы в педагогической практике. Однако, можно избежать физического наказания, используя множество эффективных методов взаимодействия с детьми и достигнуть воспитательной цели.
Отечественные и зарубежные психологи рекомендуют воспитателям в процессе взаимодействия с детьми использовать позитивный подход и переключить свое внимание с плохих поступков дошкольников на хорошие.
Позитивный подход включает в себя: поощрения, награды и демонстрацию одобрительного отношения к воспитаннику.
4 Практическое задание.
Рассмотрение проблемных ситуаций.
Участникам в группах предлагаются карточки с описанием проблемных ситуаций. Участники обсуждают ситуацию внутри группы, затем предлагают решение для общего обсуждения.
1. Проблемная ситуация для первой группы.
Проанализируйте предложенную ситуацию.
«Марьяне 3 года 10 месяцев. Очень сложно привыкает к детскому саду. Когда мама приводит ее в детский сад, она кричит на маму, топает ногами. В течение дня отказывается от общения с детьми в группе. Предпочитает сидеть в одиночестве в углу. Если к ней подходят другие дети, замахивается на них рукой, может кинуть в них какой либо предмет, ударить».
• Какие возможные причины, по Вашему мнению, могли привести к подобному поведению девочки?
• Предложите выход из сложившейся ситуации.
Комментарий педагога-психолога к заданию.
Наиболее вероятной причиной данного поведения, является неумение девочки общаться с другими детьми, отсутствие у нее коммуникативных навыков. Необходимо обратить внимание взрослых на развитие сферы общения ребенка. В игровой форме моделировать различные ситуации: Как познакомиться с ребятами в группе? Как предложить поиграть в совместную игру? Что делать если дети не хотят с тобой играть? Как можно иначе обратить на себя внимание?
2. Проблемная ситуация для второй группы.
«Влад и Эдик, воспитанники средней группы, поссорились из-за желания завладеть игрушкой. Дерущихся детей взрослые силой растаскивают со шлепками и нотациями о справедливости».
• Правомерны ли действия взрослых?
• Если нет, то какими они должны быть?
Комментарий педагога-психолога к заданию.
Действия взрослых неправомерны. Насилие порождает агрессию. Взрослым бесполезно читать нотации детям о справедливости: о том кто первым взял игрушку. Так как в конфликтной ситуации дети не воспринимают увещевания.
Цель взрослого:
• вовлечь детей во взаимодействие;
• обучить воспитанников договариваться через обсуждение;
• предложить мальчикам высказать идеи по решению проблемы и урегулированию конфликта и принять решение устраивающее обе стороны.
При драке не растаскивать, а протянуть друг другу руки и сказать: «Я не позволю вам драться, но вы можете поговорить о том, что случилось».
Во второй ситуации дети уже достаточно взрослые, для того чтобы их обучали договариваться между собой.
Уважаемые педагоги, помните: поощрение и наказание при определенных условиях, являются эффективным средством воздействия на поведение ребенка.