Наталья Чадина
Деловая игра «Мы знаем права ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать систему знаний по защите прав детства.
Задачи:
выявить творческий потенциал педагогов
научить профессионально оценивать педагогические ситуации по защите прав ребенка
- дать возможность, работая группой, объединить ее общей инициативной идеей.
Создание и принятие Конвенции ООН о правах ребёнка
Публикация «Деловая игра „Мы знаем права ребенка“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие «Мировой Конституции прав ребёнка». А 26 января 1990 г. Конвенция о правах Ребёнка была подписана 61 страной.
Верховный Совет ССР ратифицировал Конвенцию о правах ребёнка 13. 06. 1990 г., а 14. 07. 1990 года она вступила в силу для Российской Федерации.
Спустя 6 лет она была принята почти всеми государствами мира, за исключением двух – Сомали и США.
Документ содержит 4 основных требования, которые должны обеспечить права детей :
Выживание
Развитие
Защита
Обеспечение активного участия в жизни общества
В нё м заложены два основополагающих принципа:
ребёнок – самостоятельный субъект права, т. е. обладает всем комплексом гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека.
Приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии.
Значение Конвенции состоит и в том, что в её статьях впервые собраны воедино 38 прав ребёнка, ранее рассредоточенные в большом числе документов, относящихся к различным областям прав.
Права, провозглашённые в Конвенции ООН о правах ребёнка
В соответствии с обсуждаемым документом ребёнок имеет следующие права :
Право ребёнка на жизнь (ст. 6, п. 1).
Право ребёнка знать своих родителей (ст. 7, п. 1)
Право ребёнка на заботу родителей (ст. 7. п. 1)
Право ребёнка на имя (ст. 7. п. 1; ст. 8, п. 1)
Право ребёнка на гражданство (ст. 7. п. 1; ст. 8, п. 1)
Право ребёнка на сохранение своей индивидуальности (ст. 8, п. 1)
Право ребёнка на семейные связи (ст. 8, п. 1)
Право ребёнка, разлучённого с родителями, поддерживать личные отношения и прямые контакты с родителями (ст. 9, п. 3)
Право ребёнка, родители которого проживают в различных государствах, поддерживать личные отношения и прямые контакты с обоими родителями (ст. 10, п. 2)
10. Право ребёнка покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (с целью неразлучения с родителями) (ст. 10, п. 2)
Право ребёнка свободно выражать свои взгляды (ст. 12, п. 1)
Право ребёнка свободно выражать своё мнение; это право включает свободу искать, передавать и получать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребёнка (ст. 13, п. 1. 2)
Право ребёнка на свободу мысли. Совести и религии (ст. 14, п. 1, 2)
Право ребёнка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний (ст. 15, п. 1. 2)
Право ребёнка на личную жизнь (ст. 16. п. 1)
Право ребёнка на неприкосновенность жилища (ст. 16, п. 1)
Право ребёнка на семейную жизнь (ст. 16, п. 1)
Право ребёнка на тайну корреспонденции (ст. 16, п. 1)
Право ребёнка на защиту закона от незаконного вмешательства и посягательства на его честь и репутацию (ст. 16, п. 1. 2)
Право ребёнка на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников (ст. 17, п. 1)
Право ребёнка, родители которого работают, пользоваться службами и учреждениями по уходу за детьми (ст. 18, п. 3)
Право ребёнка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления (ст. 19, п. 1)
Право ребёнка, лишённого семейного окружения, на особую защиту и помощь (ст. 20, п. 1)
Право неполноценного в умственном и физическом отношении ребёнка на особую заботу (ст. 23. п. 2)
Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24, п. 1, 2, 4)
Право ребёнка, помещённого компетентными органами на попечение с целью ухода за ним, его защиты или физического или психического лечения, на периодическую оценку лечения и всех других условий, связанных с его попечением (ст. 25)
Право ребёнка пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование (ст. 26, п. 1)
Право ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27, п. 1, 3)
Прав ребёнка на образование (ст. 28, п. 29)
Право ребёнка, принадлежащего к этническому, религиозному или языковому меньшинству или коренному населению, пользоваться родным языком, своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять её обряды (ст. 30)
Право ребёнка на отдых и досуг (ст. 31, п. 1. 2)
Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством (ст. 31, п. 1)
Право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32, п. 1)
Право ребёнка на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ (ст. 33)
Право ребёнка на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, от других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребёнка (ст. 34; ст. 36)
Право ребёнка, лишённого свободы, на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи (ст. 37)
Право ребёнка, лишённого свободы перед судом или другим компетентным, независимым и беспристрастным органом и право на безотлагательное принятие им решения в отношении любого такого процессуального действия (ст. 37)
Право ребёнка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признаётся виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребёнка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нём уважение к правам человека (ст. 40, п. 1)
Ход игры
Педагоги делятся на 2 команды.
Разбейте права, которые провозглашены в Конвенции на группы:
Для 1 команды:
Права, обеспечивающие выживание
Права, обеспечивающие развитие
Для 2 команды:
Права, обеспечивающие защиту
Права, обеспечивающие активное участие в жизни общества
Подумайте и ответьте (кто быстрее) :
В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу? Докажите, что выбранное литературное произведение подобрано верно. («Красная шапочка», «Серая шейка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и др.)
Какие литературные герои могли пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка», «Заюшкина избушка» и др.)
В какой известной сказке Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечение? («Двенадцать месяцев»)
В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и развлечения? («Золушка»)
Какое право нарушила ведьма в сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"? (Право на жизнь)
Каким правом пользовалась лягушка в сказке Гаршина "Лягушка-путешественница"? (Право на свободное передвижение)
Какие права нарушили братья в сказке "Иван Царевич и Серый Волк"? (Право на жизнь и личную неприкосновенность)
Какое право Царевны нарушил Кашей Бессмертный, увезя её к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке "Царевна Лягушка"? (Вступать в брак по свободному и обоюдному согласию)
Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок Буратино в сказке А. Толстого "Золотой Ключик"? (Правом на бесплатное образование)
Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? (Право на личную Неприкосновенность)
«Волшебный сундучок» (для 2-х команд, поочереди)
Из сундука по очереди достаются предметы символизирующие знакомые всем права человека.
Свидетельство о рождении — Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя).
Сердечко — Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).
Домик — Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).
Конверт — О чём напоминает конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать).
Букварь — О каком праве напомнил вам букварь? (О праве на образование).
Игрушечные зайчиха и зайчик — О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка быть вместе с мамой).
Решите проблемные ситуации.
Для 1 команды:
Ситуация 1
Мальчик 4 лет, сидя за столом, во время обеда разговаривает. Он отвлекает других детей, которые тоже начинают активно обсуждать новые игрушки, купленные ему родителями. За другим столом дети уже поели и стали заниматься подготовкой ко сну. Воспитатель постоянно делает замечания, пытаясь заставить детей есть молча.
Вопросы:
- Нарушает ли воспитатель права ребенка?
- Что делаете вы в подобной ситуации?
Ситуация 2
Воспитатель предлагает детям заняться рисованием. Тема свободная. Одна девочка идет за куклой и начинает ее укачивать. Мальчики катают машинки между кубиками.
Другие дети рисуют.
Вопрос:
- Какое право реализует ребенок в данной деятельности?
Для 2 команды:
Ситуация 3
Идет занятие по ознакомлению с окружающим миром. Рассказ о разных профессиях. Ребенок говорит о профессии учителя (или врача, что это «профессия нищих». Вопрос:
- Как реагировать на такое мнение ребенка?
Ситуация 4
Ребенок, придя в группу, говорит воспитателю: «Мама сегодня нарушила мои права, она меня отшлепала».
Задание: опишите порядок действий по защите прав ребенка в данной ситуации.
Ситуация 5
Воспитатель забрал ремень у ребенка, которым тот размахивал во время раздевания после прогулки, и убрал на шкаф. Вечером отец мальчика потребовал объяснения от воспитателя второй смены, поскольку, по его мнению, были нарушены права ребенка.
Вопросы:
- Как считаете Вы?
- Было ли в данном случае нарушено право ребенка? Какое?
- Покажите последовательность этапов вашей беседы с отцом мальчика. Подтвердите свои аргументы статьями из Конвенции о защите прав ребенка.
Старший воспитатель подводит итог деловой игры, рефлексия.
На примере этих игр мы убедились в том, как личность взрослого воздействует на психоэмоциональное состояние ребенка и приобрели навыки конструктивного взаимодействия в учебном процессе.
Таким образом, на занятиях и в повседневной жизни необходимо разыгрывать ситуации, в которых дети принимали бы самостоятельные решения, подводящие к мысли, что все люди имеют одинаковые права.
Проект решения педагогического совета
Совершенствовать использование знаний по защите прав детства в повседневной работе с детьми и родителями при создании в ДОУ предметно-развивающей среды в играх и образовательной деятельности детей.
Разработать тематику деловых игр, практикумов, тренингов с целью решения сложных педагогических ситуаций, возникающих в повседневной жизни.
Координировать взаимодействие всех специалистов ДОУ -психолога, медицинского работника, музыкального руководителя, инструктора по физвоспитанию — в реализации прав ребенка в детском саду.
Организовать работу дискуссионных клубов для педагогов и родителей по защите прав детей в разных возрастных группах по теме «Права ребенка в нашем детском саду».
Собрать с помощью родителей и воспитателей видеотеку и библиотеку для знакомства детей с Декларацией прав ребенка, с Конвенцией ООН о правах ребенка и т. д.